Цель мастерской. Вы помните о зеркале троллей? Что же стало с осколками зеркала? Посетив эту мастерскую, вы поймёте многогранность окружающего мира, сделаете попытку найти своё адекватное место в жизненном пространстве, научитесь преобразовывать негативное в позитивное.
Этапы мастерской
1. При входе в кабинет, где будет проводиться мастерская, каждый участник дает какой-либо свой фант, последний из входящих или преподаватель делит произвольно все фанты на 3 части. Этим делением устанавливается количество, состав групп и персональное участие каждого в дальнейшей работе.
2. Демонстрируется 3-х минутный фрагмент начала фильма «Слезы капали» Г. Данелия, а затем каждому в качестве индуктора дается текст начала сказки Г. X. Андерсена «Снежная королева», где речь идет о зеркале троллей (Приложение 1). Детям предлагается вспомнить ситуацию, когда они действовали или говорили так, как будто вам в глаз или в сердце залетел осколок зеркала троллей. Каждый записывает вспомнившиеся индивидуальные ситуации на свой листок без комментариев и обсуждения.
3. Из альбомного листа участникам
предлагается вырезать осколок зеркала любого
размера и формы (желательно крупнее). Затем все
индивидуальные осколки вывешиваются на
центральную часть доски. А ребятам Мастер –
ведущий задает вопрос:
«Подумайте, к каким последствиям может привести
попадание такого осколка в сердце или глаз
человека?». Предложите от 3-х до 5-ти последствий,
выделите и подчеркните на ваш взгляд одно самое
негативное последствие такого попадания. После
этой работы, которую школьники проделывают
индивидуально, Мастер фиксирует на доске
последствия, предложенные детьми, и
предлагает то же самое сделать ребятам у себя
на листах бумаги.
4. «А теперь подумайте, каковы могут быть причины того, что человеку, именно этому человеку попадает осколок волшебного зеркала?» – таков следующий вопрос Мастера и работа школьников будет аналогична предыдущему заданию (3-5 причин, выделение одной – наиболее существенной). Все результаты также необходимо записывать на доску и на индивидуальные листы.
5. Теперь все вместе поработаем с причинами по принципу теза-антитеза. Таким образом, выявится перечень качеств, свойств, состояний человека, предотвращающих попадание осколков. Запись на доске четко фиксируется в форме таблицы.
3 причины | 1 осколки | 2 следствия | |
Б/антитеза / А/теза |
6. Мастер обводит, помещенные на доске, осколки линией в виде капли и задает вопрос: «А что может вымыть эти осколки? Запишите по контуру капли свои предложения вымывающих факторов». Социализация проводится опросом с мест, каждый предлагает свою лучшую версию.
7. Следующее задание для групповой работы. Первоначальные фанты поделили всю аудиторию на 3 группы. Группам предлагается вспомнить сказку К. Гауфа «Карлик Нос», необходимо выбрать любой эпизод из этой сказки и инсценировать его пантомимически, желательно участие всей группы. Следует небольшая подготовительная работа групп и показ эпизода. Затем школьникам предлагается поработать с текстом сказки. Текст сказки выдается группе на отдельных страницах (10-11 страниц). В зависимости от количества участников, с каждой страницей работает один или два человека. Задача для участников: Прочитать текст предложенной страницы, составить план прочитанного текста, состоящий из 3 пунктов. Эти пункты могут отражать фактические события, а могут и их метафорический смысл. Также детям предлагается составить один-два вопроса к содержанию текста прочитанной страницы. После такой обширной работы следует общий разбор сказки. Он включает: 1) краткое содержание сказки (все поочередно читают пункты плана), 2) работа с вопросами. Мастер организует работу с вопросами к сказке, все пытаются ответить на эти вопросы, таким образом, достигается детальный анализ произведения. Все эти вопросы каждому желательно фиксировать на листочках. Очень хорошо получается работа, если все сидят за общим круглым столом.
8. Школьникам демонстрируется фрагмент видеофильма «Морозко» (с головой медведя). По ходу фрагмента предлагается выписать ключевые слова по тексту, наиболее понравившиеся выражения, а после просмотра фрагмента обсуждается вопрос: «Мораль сей сказки, какова?» Каждый высказывает свое мнение и записывает понравившееся мнения других участников мастерской.
9. Пришла пора вернуться к осколкам зеркала. Даже если нам удалось вымыть их, надо что-то сделать с этими осколками, иначе они могут попасть к другим людям. Мастер приводит пример из драмы Г. Ибсена «Пер Гюнт» и читает диалог Пера Гюнта и Пуговичного Мастера. (Приложение 2). После прочтения преподаватель предлагает переделать осколки «Зеркала троллей» в «Зеркало Добра и Любви», создать 3 зеркала (по количеству групп) при этом подрезать, изменить эти индивидуальные осколки, сопоставить, скомпоновать их наилучшим образом, раскрасить осколки, применить цветную бумагу. Эта заключительная работа по трансформации негативного в позитивное, эта работа обычно проходит на большом подъеме. Ребятам выдаются 3 листа ватмана, и они совместными усилиями творят «Зеркало Добра и Любви». Затем следует афиширование работ с комментариями групп (по желанию). Вся мастерская завершается песней К. Никольского «Зеркало Мира» и, конечно же, рефлексией.