Разработка программы данного курса обусловлена недостаточным количеством часов по математике для изучения более глубокого изучения предмета. Все темы данного курса примыкают к основному курсу, углубляя отдельные, наиболее важные вопросы, систематизируя материал, изучаемый на уроках в разное время, дополняя основной курс сведениями, важными в общеобразовательном или прикладном отношении.
Темы курса независимы друг от друга и могут изучаться в любом разумном порядке; объём материала в каждой из них допускает естественное сокращение. Распределение часов по темам дано из расчёта 34 часа в год (1 ч в неделю).
Особое внимание следует уделять решению задач повышенной трудности. Решение задач по каждой теме основного курса целесообразно, по усмотрению учителя, рассредоточивать и органично включать в темы курса в соответствии с их содержанием.
В программу курса включается приложение «Математическая мозаика». Темы «Математической мозаики» не имеют непосредственного отношения к основному курсу и носят преимущественно характер математических развлечений. Материалом этих тем рекомендуется систематически, по возможности на каждом занятии перемежать изучение вопросов курса.
Цель курса:
Создание условий для реализации математических способностей учащихся и уточнения готовности ученика к освоению математики на повышенном уровне.
Задачи:
- создать предпосылки для дальнейшей эффективной практической деятельности учащихся;
- способствовать формированию основ пространственного мышления;
- научить учащихся анализировать реальные ситуации с помощью математического аппарата;
- расширить прикладную направленность математики.
На изучение всего курса отводится 34 часа. В включённый в программу материал заложена возможность дифференцированного обучения, как путём использования задач различного уровня сложности, так и на основе различной степени самостоятельности осваивания нового материала. Следовательно, программа применима для самых разных групп школьников, в том числе не имеющих хорошей подготовки.
Формы проведения занятий: беседа, лекция, практикум, семинар.
Формы контроля: обучающие самостоятельные работы, зачёт, в конце изучения курса учащиеся сдают творческий отчёт.
Требования к уровню подготовки:
- Учащиеся должны знать:
- определение множества;
- понятие совокупности и системы;
- общее понятие функции;
- определения основных стереометрических понятий.
- Учащиеся должны уметь:
- производить операции над множествами;
- исследовать функцию и строить её график;
- решать текстовые нестандартные задачи стандартными методами;
- находить по графику функции и её свойства.
Содержание программы:
Раздел 1. Элементы теории множеств (10 часов)
Тема 1
Множества и операции над ними (3).
(Множество и элемент множества. Подмножество.
Пересечение и объединение множеств.)
Тема 2
Бесконечные числовые множества (2).
(Взаимно однозначное соответствие. Свойства
числовых множеств.)
Тема 3
Системы и совокупности (3).
(Решение систем линейных уравнений.)
Тема 4
Мощность множества (2).
Раздел 2. Функции и графики (10 часов)
Тема 1
Возникновение и развитие понятия «функция» (1).
(Из истории развития функции.)
Тема 2
Общее определение функции (3).
(Определение функции. Способы задания функции.)
Тема 3
Простейшие графики функций (3).
(Прямая и обратная пропорциональность.)
Тема 4
Построение графиков функций (3).
(Растяжение и сжатие графиков. Параллельный
перенос графиков.)
Раздел 3. Решение текстовых задач (7 часов)
Тема 1
Решение текстовых задач «на движение» (2).
Тема 2
Решение текстовых задач « на совместную работу»
(2).
Тема 3
Решение текстовых задач « на проценты» (3).
Раздел 4. Элементы геометрии (7 часов)
Тема 1
Луч. Плоскости (1).
Тема 2
Двугранный угол (1).
Тема 3
Перпендикуляр к плоскости (1)
Тема 4
Расстояние от точки до плоскости (1).
( Наклонная, проекция.)
Тема 5
Признак перпендикулярности прямой и плоскости
(1).
Тема 6
Задачи на построение (2).
( Построение треугольника по трём сторонам,
построение сечений.)
Учебно-тематический план
№ | Название раздела и темы | Количествао часов |
Формы контроля |
||
всего |
теория |
практи |
|||
1. |
Раздел 1. Элементы теории множеств Множества
и операции над ними. |
10 3 |
3,5 1 |
6,5 2 |
|
1. |
Раздел 2. Функции и графики Возникновение
и развитие понятия «функция». |
10 1 |
3 0,5 |
7 0,5 |
с/р |
1. |
Раздел 3. Решение
текстовых задач Решение текстовых задач «
на движение». |
7 2 |
1,5 0,5 |
5,5 1,5 |
|
1. |
Раздел 4. Элементы геометрии Луч.
Плоскости. |
7 1 |
3 0,5 |
4 0,5 |
|
Список ключевых слов
Асимптота
Веха
Взаимно однозначное соответствие
Грань
Круги Эйлера
Множество
– бесконечное
– замкнутое
– конечное
– пустое
– счётное
Наклонная
Объединение
Отвес
Пеня
Пересечение
Плоский угол
Прибыль
Ребро
Тариф
Тетраэдр
Трисекция
Характеристическое свойство
Цена
Штраф
Список литературы для учащихся:
1. Муравин Г.К. Алгебра : 7 кл., учеб. для
общеобразовательных учреждений / [Текст] / Г.К
Муравин, К.С.Муравин, О.В. Муравина // М.: Дрофа, 2007 –
288с.
2. Ллойд С. Математическая мозаика, [Текст] , –
М.: Мир, 1080. – 78с.
3. Энциклопедический словарь юного математика:
Для среднего и старшего школьного возраста,
[Текст] , М.: Педагогика, 1985.– 150с.
4. Виленкин, Н.Я. Рассказы о множествах,
[Текст] – М.: Просвещение, 2002. – 60с.
5. Макарычев, Ю.Н., Алгебра , 7 кл.: Учебник для
школ и классов с углубленным изучением
математики [Текст] / Миндюк Н.Г., Нешков К.И.// – М.:
Мнемозина, 2001.
– 272с.
6. Александров А.Д., Геометрия: Пробный
учебник для 6 класса средней школы [Текст] /Вернер
А.Л., Рыжик В.И.// – М.: Просвещение,1984. – 150с.
7. Атанасян Л.С., Геометрия. Учебник для 7
класса общеобразовательных учебных заведений
[Текст] / Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. //– М.:
Издательский дом «Новый учебник», 2000. – 144с.
Список литературы для учителя:
1. Гусев В.А. Внеклассная работа по
математике в 6 – 8 классах: книга для учителя.
[Текст]/ – М.: Просвещение, 1984. – 286 с.
2. Башарин Г.П. Начала финансовой математики,
[Текст] / – М.: Просвещение. 1998. – 96 с.
3. Петров В.А. Элементы финансовой математики
на уроках . [Текст] // Математика в школе. – 2002. – №
8. – С. 38-42.
4. Матушкина З.П. Приёмы обучения учащихся
решению математических задач: Учебное пособие.
[Текст] / – Курган: Изд-во курганского
университета, 2003. – 140 с.
5. Кострикина Н.П. Задачи повышенной
трудности в курсе алгебры 7-9 классов: Книга для
учителя. [Текст] / – М.: Просвещение, 1991. – 240 с.
6. Егерев В.К., Радунский Б.А., Тальский Д.А. Методика
построения графиков функций: учебное пособие для
студентов вузов. [Текст] / – М., «Высшая школа», 1970.
– 146 с.
7. Гусев В.А., Комбаров А.П. Математическая
разминка: кн. для учащихся 5-7 кл. [Текст] / М.:
Просвещение, 2005. – 96 с.
Контрольные вопросы по курсу
1. Примеры множеств.
2. Пересечение и объединение множеств.
3. Системы и совокупности.
4. Понятие функции.
5. Простейшие графики функций.
6. Двугранный угол.
7. Перпендикуляр к плоскости.
8. Расстояние от точки до плоскости.
9. Признак перпендикулярности прямой и плоскости.