Цели: формирование знаний о значении воздуха для представителей живой и неживой природы, о составе воздуха, о естественных и вызванных деятельностью человека источниках загрязнения атмосферы, о мерах по охране воздуха, развитие навыков анализа и синтеза.
УУД, формируемые на уроке:
Личностные - формирование
целостного, социально-ориентированного взгляда
на мир в его органичном единстве и разнообразии
природы, формирование эстетических
потребностей, ценностей и чувств.
Оборудование: опорные сигналы, тексты для самостоятельной работы и самопроверки, таблицы для организации этапа рефлексии.
Ход урока
1. Самоопределение к учебной деятельности:
Цель:
1) мотивировать учащихся к учебной деятельности;
2) определить содержательные рамки урока.
- Что нового узнали на уроках окружающего мира, работая в этом году?
- А как вы думаете, а все ли сведения об окружающем мире вы узнали?
- Вы хотели бы узнать ещё что- то новое об окружающем мире?
- Сегодня вы более подробно познакомитесь с одним из объектов неживой природы, узнаете о его свойствах.
- Скажите, а с чего мы начнём путь, к открытию новых тайн? (С повторения ранее изученного)
- Верно! Скажите, а все ли знания о природе мы будем повторять? (Нет только то, что нам необходимо)
- Молодцы. Тогда смелее в путь!
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.
Цель:
1) актуализировать знания о природе;
2) актуализировать знания о делении природы на живую и неживую;
1) - Что такое природа? (Это то, что не создано руками человека)
- Посмотрите у меня на доске название объектов природы. Распределите объекты природы на группы. (Один человек работает у доски, остальные оценивают с помощью сигнальных карточек)
На доске:
Солнце, растения, вода, животные, человек, грибы, воздух
- Молодцы!
- Как эти две группы связаны между собой?
На доске вывешивается опорный сигнал
- Это говорит о том, что живая и неживая природа не могут существовать друг без друга.
2) Попробуйте ответить на мои вопросы, и каждый ответ впишите в карточку
1 Вода 2 Осадки 3 Зима 4 Дождь 5 Утро 6 хвойные
Учитель задаёт вопросы:
- Что на глобусе обозначено голубым цветом?
- Как назвать одним словом снег, дождь, град?
- Время года после осени?
- Что летом бывает грибным?
- Время суток подходящее для завтрака?
- Деревья бывают лиственные и :..?
- А теперь обведите первую букву каждого слова в кружок и прочитайте слово, которое получилось?
3. Постановка проблемы.
Цель:
1) определение темы и целей урока
- Какое слово у вас получилось? (воздух)
- Как вы думаете, почему я вам загадала это слово?
- Верно. Так какой же будет тема нашего урока? (воздух)
- А какой будет цель нашего урока?
В конце беседы на доске появляется план:
- Состав воздуха
- Свойства воздуха
- Значение воздуха
4. Проектирование и фиксация нового знания.
Цель:
1) уточнение темы урока;
2) формирование знаний о воздухе
3) зафиксировать новое знание на эталоне.
- Посмотрите, что стоит у вас на партах?
- Что вы видите в стаканах?
- Как выдумаете, а в нём действительно ничего нет?
- Верно, там есть воздух?
- А что такое воздух?
- Молодцы. Но воздух это не просто газ, а смесь газов?
- А кто- нибудь знает, из каких газов состоит воздух?
Посмотрите на диаграмму
- Какого газа в воздухе больше всего?
- Какой газ в воздухе самый важный? Почему?
- Какого газа становится больше в выдыхаемом воздухе?
- Что помогает уменьшить количество углекислого газа в воздухе?
Рабата в парах
- Теперь я предлагаю вам поработать в парах
- Попробуйте определить свойства воздуха.
Работая в парах, дети заполняют таблицу
Свойства воздуха | Да | Нет |
Вкус | ||
Цвет | ||
Запах | ||
Прозрачность |
- Что у вас получилось?
В виде опорных сигналов свойства воздуха вывешиваются на доске
Воздух: бесцветный
- безвкусный
- без запаха
- прозрачный
- Давайте посмотрим на план нашего урока
- Какой 3 пункт нашего плана?
- Что получить о нём сведения давайте поработаем в учебниках на с.42-43, и ответим на вопросы.
- Что мы узнали о каждом пункте нашего плана ?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
- зафиксировать во внешней речи знания о воздухе
- с. 43 чтение материала учебника
- Почему же воздух одно из главных богатств природы?
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) проверить сформированность знаний о составе воздуха;
2) тренировать способности к самоконтролю и самооценке.
- Что поможет вам убедиться в том, что вы достигли цели урока? (самостоятельная работа)
- Верно. Сейчас вы выполните самостоятельную работу.
Детям выдаются карточки.
Вова Колесников, выполняя самостоятельною работу описал так свойства воздуха:
Воздух не имеет вкуса. Он голубого цвета. У него запах апельсина и он прозрачный
Найди у Вовы ошибки и исправь их.
Самопроверка.
Для самопроверки выдаётся карточка эталон.
Бесцветный нет запаха
Воздух не имеет вкуса. Он голубого цвета.
У него запах апельсина и он прозрачный
- Кто допустил ошибку?
- Почему?
- Над чем надо поработать?
- Кто выполнил без ошибок?
7. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
- тренировать способность к установлению взаимосвязи между объектами природы
- повторение знаний об охране природы и воздуха
- Как вы думаете, а что называют "лёгкими земли"?
- Почему?
- Значит, важно ли охранять растения?
- Почему?
- А можете ли вы принимать в этом участие?
Далее работа по с. 43 учебника, о причинах загрязнения воздуха и устранении этих причин.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) формирование навыка самооценки;
3) обсудить домашнее задание.
- Какова была тема нашего урока?
- Какую цель вы ставили перед собой?
- Достигли ли вы цели урока?
- О каком объекте природы вы узнали сегодня что-то новое?
- Что нового вы узнали?
- Выполнили мы план урока?
Оцените свою работу на уроке с помощью таблицы
Фамилия Имя | |
Утверждения | Поставь знак + или? |
Я понял тему урока | |
Я достиг цели урока | |
Я знаю, состав и свойства воздуха |
- У кого ещё остались вопросы?
- А как вы можете их устранить?
- А у кого вопросов нет?
- Можете ли вы помочь своим товарищам?
Д.З.
- А что бы вы могли предложить в качестве домашнего задания? А вот мне хотелось бы предложить вам предложить изобразить меры по охране воздуха в идее рисунков.