Урок окружающего мира "Про воздух". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели: формирование знаний о значении воздуха для представителей живой и неживой природы, о составе воздуха, о естественных и вызванных деятельностью человека источниках загрязнения атмосферы, о мерах по охране воздуха, развитие навыков анализа и синтеза.

УУД, формируемые на уроке:

  • Личностные - формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  • Регулятивные - определение цели учебной деятельности, выбор темы, сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности, понимать причину своего неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
  • Познавательные - выполнять универсальные логические действия (анализ, синтез). Устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений.
  • Коммуникативные - оформление своих мыслей в устной речи, учиться подтверждать аргументы фактами, слушать других, организация учебного взаимодействия в парах.

Оборудование: опорные сигналы, тексты для самостоятельной работы и самопроверки, таблицы для организации этапа рефлексии.

Ход урока

1. Самоопределение к учебной деятельности:

Цель:

1) мотивировать учащихся к учебной деятельности;

2) определить содержательные рамки урока.

- Что нового узнали на уроках окружающего мира, работая в этом году?

- А как вы думаете, а все ли сведения об окружающем мире вы узнали?

- Вы хотели бы узнать ещё что- то новое об окружающем мире?

- Сегодня вы более подробно познакомитесь с одним из объектов неживой природы, узнаете о его свойствах.

- Скажите, а с чего мы начнём путь, к открытию новых тайн? (С повторения ранее изученного)

- Верно! Скажите, а все ли знания о природе мы будем повторять? (Нет только то, что нам необходимо)

- Молодцы. Тогда смелее в путь!

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

Цель:

1) актуализировать знания о природе;

2) актуализировать знания о делении природы на живую и неживую;

1) - Что такое природа? (Это то, что не создано руками человека)

- Посмотрите у меня на доске название объектов природы. Распределите объекты природы на группы. (Один человек работает у доски, остальные оценивают с помощью сигнальных карточек)

 На доске:

Солнце, растения, вода, животные, человек, грибы, воздух

- Молодцы!

- Как эти две группы связаны между собой?

На доске вывешивается опорный сигнал

img1.gif (1203 bytes)

- Это говорит о том, что живая и неживая природа не могут существовать друг без друга.

2) Попробуйте ответить на мои вопросы, и каждый ответ впишите в карточку

1 Вода
2 Осадки
3 Зима
4 Дождь
5 Утро
6 хвойные

 Учитель задаёт вопросы:

- Что на глобусе обозначено голубым цветом?

- Как назвать одним словом снег, дождь, град?

- Время года после осени?

- Что летом бывает грибным?

- Время суток подходящее для завтрака?

- Деревья бывают лиственные и :..?

- А теперь обведите первую букву каждого слова в кружок и прочитайте слово, которое получилось?

3. Постановка проблемы.

Цель:

1) определение темы и целей урока

- Какое слово у вас получилось? (воздух)

- Как вы думаете, почему я вам загадала это слово?

- Верно. Так какой же будет тема нашего урока? (воздух)

- А какой будет цель нашего урока?

В конце беседы на доске появляется план:

  • Состав воздуха
  • Свойства воздуха
  • Значение воздуха

4. Проектирование и фиксация нового знания.

Цель:

1) уточнение темы урока;

2) формирование знаний о воздухе

3) зафиксировать новое знание на эталоне.

- Посмотрите, что стоит у вас на партах?

- Что вы видите в стаканах?

- Как выдумаете, а в нём действительно ничего нет?

- Верно, там есть воздух?

- А что такое воздух?

- Молодцы. Но воздух это не просто газ, а смесь газов?

- А кто- нибудь знает, из каких газов состоит воздух?

Посмотрите на диаграмму

 

- Какого газа в воздухе больше всего?

- Какой газ в воздухе самый важный? Почему?

- Какого газа становится больше в выдыхаемом воздухе?

- Что помогает уменьшить количество углекислого газа в воздухе?

Рабата в парах

- Теперь я предлагаю вам поработать в парах

- Попробуйте определить свойства воздуха.

Работая в парах, дети заполняют таблицу

Свойства воздуха Да Нет
Вкус    
Цвет    
Запах    
Прозрачность    

- Что у вас получилось?

В виде опорных сигналов свойства воздуха вывешиваются на доске

Воздух: бесцветный

  • безвкусный
  • без запаха
  • прозрачный

- Давайте посмотрим на план нашего урока

- Какой 3 пункт нашего плана?

- Что получить о нём сведения давайте поработаем в учебниках на с.42-43, и ответим на вопросы.

- Что мы узнали о каждом пункте нашего плана ?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

  • зафиксировать во внешней речи знания о воздухе
  • с. 43 чтение материала учебника

- Почему же воздух одно из главных богатств природы?

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

1) проверить сформированность знаний о составе воздуха;

2) тренировать способности к самоконтролю и самооценке.

- Что поможет вам убедиться в том, что вы достигли цели урока? (самостоятельная работа)

- Верно. Сейчас вы выполните самостоятельную работу.

Детям выдаются карточки.

Вова Колесников, выполняя самостоятельною работу описал так свойства воздуха:

Воздух не имеет вкуса. Он голубого цвета. У него запах апельсина и он прозрачный

Найди у Вовы ошибки и исправь их.

Самопроверка.

Для самопроверки выдаётся карточка эталон.

Бесцветный нет запаха

Воздух не имеет вкуса. Он голубого цвета. У него запах апельсина и он прозрачный

- Кто допустил ошибку?

- Почему?

- Над чем надо поработать?

- Кто выполнил без ошибок?

7. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

  • тренировать способность к установлению взаимосвязи между объектами природы
  • повторение знаний об охране природы и воздуха

- Как вы думаете, а что называют "лёгкими земли"?

- Почему?

- Значит, важно ли охранять растения?

- Почему?

- А можете ли вы принимать в этом участие?

Далее работа по с. 43 учебника, о причинах загрязнения воздуха и устранении этих причин.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) формирование навыка самооценки;

3) обсудить домашнее задание.

- Какова была тема нашего урока?

- Какую цель вы ставили перед собой?

- Достигли ли вы цели урока?

- О каком объекте природы вы узнали сегодня что-то новое?

- Что нового вы узнали?

- Выполнили мы план урока?

Оцените свою работу на уроке с помощью таблицы

Фамилия Имя
Утверждения Поставь знак + или?
Я понял тему урока  
Я достиг цели урока  
Я знаю, состав и свойства воздуха  

- У кого ещё остались вопросы?

- А как вы можете их устранить?

- А у кого вопросов нет?

- Можете ли вы помочь своим товарищам?

Д.З.

- А что бы вы могли предложить в качестве домашнего задания? А вот мне хотелось бы предложить вам предложить изобразить меры по охране воздуха в идее рисунков.