Технологическая карта урока
Тип учебного занятия | Изучения нового материала и первичного закрепления | |||||
Дидактическая цель | Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации | |||||
Структура занятия | 1. Оргмомент. 2. Целеполагание и мотивация. 3. Актуализация. 4. Первичное усвоение материала. 5. Осознание и осмысление учебной информации. 6. Первичное закрепление учебного материала. 7. Информация о домашнем задании. 8. Рефлексия (подведение итогов урока) |
|||||
Личностные результаты | Развитие мотивов и смыслов учебно-познавательной деятельности | |||||
Метапредметные результаты | Развитие способности принимать и сохранять учебную задачу и цель, умение планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей, искать средства ее реализации, умение контролировать и оценивать свои действия | |||||
Предметные результаты | Развитие способности решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. | |||||
Уровень учебной цели Знания |
Планируемые результаты обучения |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
Типы ЭОР, которые позволят достичь учебную цель |
|||
Ознакомление | Умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий | Расположите числа в порядке
возрастания (в порядке убывания) Назовите основные части равенства. Как они называются? Как можно их по-другому назвать? |
демонстрационные | |||
Понимание | Умение осуществлять
информационный поиск, сбор и выделение
существенной информации из различных
информационных источников Логические операции сравнения |
Покажите связи, которые, на ваш взгляд,
существуют между частями равенства. Приведите пример того, как можно сравнить предметы. Какой способ вы примените для сравнения предметов по ширине? Как он используется в жизни? Объясните причины того, что один из гномиком не смог надеть на праздник красивый ремешок (не подошел по ширине) Как опыт гномика можно применить в жизненной ситуации? |
ИКТ Групповая работа |
|||
Применение | Успешность выполнения комплексных заданий на метапредметной основе | Изобразите информацию графически Предложите способ, позволяющий раскрасить бусы, используя понятие «порядок». Сравните результаты вычислений и обоснуйте свой ответ. |
||||
Анализ | Умение использовать
знаково-символические средства для создания
моделей изучаемых объектов и процессов, схем
решения учебно-познавательных и практических
задач Логические операции синтеза |
Раскройте особенности свойства
сложения на основе данных равенств. Постройте классификацию последовательности записи цифр на основании наблюдения и сравнения |
||||
Синтез | Логические операции синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам. Установления аналогий, отнесения к известным понятиям | Предложите новый вариант сравнения предметов по ширине, раскрашивания, соблюдая порядок. | ||||
Оценка | Прогнозировать результат
вычислений Пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма арифметического действия |
Определите, какое из решений
является оптимальным для рационального
раскрашивания бус. Определите возможные критерии оценки написания ваших цифр. |
||||
Описываем учебную ситуацию данного занятия, в которой решается одна или группа учебных задач | ||||||
Название | Отношения «шире-уже, одной ширины», «толще-тоньше, одной толщины» | |||||
Тип учебной ситуации (проблема, иллюстрация, оценка, тренинг) | Групповая (проблема) | |||||
Планируемые результаты обучения | Личностные: Умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий Метапредметные: |
|||||
Краткое описание ситуации | 1) Сегодня мы перенесемся в
королевство гномов. Они живут под землей,
работают в руднике и добывают сокровища. Видите,
один из этих гномов несет сокровища. Разложил
он сокровища в вагонетки. Сколько их всего?... 2) Решили гномики сходить на праздник после трудной работы. Они пошли в магазин, чтобы купить себе красивые пояса для костюма. Долго они стояли у витрины и не могли подобрать себе подходящий по размеру ремень. Предложите им свой способ выбора ремня. 3) Старший гномик во время работы сильно испачкал свой костюм. Он не мог пойти в таком костюме на праздник, поэтому друзья посоветовали ему приобрести новый костюм. Но сколько новых костюмов он не примерял, ни один из них не подходил. Помогите ему разрешить эту проблему. |
|||||
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | 1. Раскройте особенности свойства
сложения на основе данных равенств. 2. Предложите новый вариант сравнения предметов по ширине 3. Предложите новый вариант сравнения предметов по толщине 4. Объясните причины того, что один из гномиком не смог надеть на праздник красивый ремешок(не подошел по ширине) Как опыт гномика можно применить в жизненной ситуации? 5. Постройте классификацию последовательности записи цифр на основании наблюдения и сравнения. |
|||||
Действия учителя для создания условий достижения запланированных результатов | 1. Подготовить полоски из бумаги
одинаковой длины, но разной ширины. 2. Использовать ИКТ на уроке для активизации познавательной деятельности учащихся 3. Подготовить демонстрационный материал 4. Организовать групповую работу учащихся 5. Спланировать учебную ситуацию на уроке 6. Создать благоприятные условия для сотрудничества детей 7. Предложить детям использовать в работе свой жизненный опыт для решения учебных задач 8. Разработать критерии оценивания написания цифр |
|||||
Критерии оценивания одного из заданий | ||||||
Правописание цифр |
|
Цели:
- Формирование у учащихся представления о равных фигурах по ширине и толщине, как фигурах совпадающих или не совпадающих при наложении, способности к различным способам обоснования равенства фигур.
- Совершенствование навыка счета в пределах 10.
- Развитие пространственного мышления, речи и логических операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
- Привитие интереса к изучению математики.
Оборудование: компьютер, проектор.
Комментарии к использованию презентации к уроку: смена слайдов производится по щелчку.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент. Психологический настрой учащихся
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
– Дети, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте всем удачи, ведь удача нам сегодня очень пригодится. Постарайтесь быть внимательными, а самое главное – работайте дружно, и тогда у нас всё получится.
2. Подготовка к изучению нового материала
2.1. – Ребята, вы любите приключения?
Давайте откроем эту дверь (Приложение
1. Слайд 2) и посмотрим, кто за ней живет. (Дверь
открывается, и мы оказываемся в королевстве
гномов)
Это – королевство гномов. (Приложение
1. Слайд 3)
Гномы живут под землей, они работают на руднике и
добывают сокровища. Но вот беда: гномы не умеют
считать. Они просят у вас помощи. Им нужно
сосчитать сокровища, которые они нашли в руднике.
Поможем им?
Дети считают вперед и обратно: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
– Сосчитайте от 4 до 8, от 6 до 1.
– Назовите последующее число числа 3.
– Как получить последующее число?
– На сколько последующее число больше
предыдущего?
– Назовите предыдущее число числа 3.
– Как получить предыдущее число?
– Назовите соседей числа 2.
– Какое из них наибольшее?
– Что вы о нем можете рассказать? (Число 3 стоит
в натуральном ряде чисел третьим, чтобы его
получить, нужно к двум прибавить один или из
четырех вычесть один).
2.2. – Гномики внимательно выслушали вас и разложили свои сокровища в таком порядке.
1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 3, 9, 10
– Проверьте правильность
– Какой совет вы им дадите? (Выучить
натуральный счет предметов и быть внимательнее
при выполнении заданий)
2.3. Гномики прислушались к вашему совету, сосчитали сокровища и загрузили их в вагонетки. У них получилось так: (Приложение 1. Слайд 4)
– На какие группы можно разбить вагонетки? (По
цвету: красные и синие, по размеру: большие и
маленькие)
– Как пользуясь рисунком, получить число 3? (2
красные вагонетки и одна синяя, 3–это два и один)
– Какое число в равенстве является целым? (3)
– Как его получить? (К двум прибавить один)
– Как еще можно назвать «целое»? (Сумма)
– Как получить сумму? (Сложить слагаемые)
– Допишите равенства и обоснуйте свой ответ. (Во
втором равенстве надо переставить слагаемые
местами, получим Б + М.)
– Назовите связи, которые, на ваш взгляд,
существуют между частями равенства. (Переместительное
свойство сложения)
– В третьем равенстве из всех вагонеток берутся
маленькие, остаются большие, поэтому нужно
дописать Б. Теперь нужно из всех вагонеток надо
взять большие, останутся маленькие. Поэтому
получится равенство: В – Б = М.
– Какие числа в равенстве являются частями? (2 и
1)
– Как их получить? (Из целого вычесть одну
часть, получим другую часть)
– Как еще можно назвать части? (Слагаемые)
– Как получить слагаемое? (Нужно из суммы
вычесть известное слагаемое)
– Чтобы гномики правильно считали свои
сокровища, чтобы вы им посоветовали? (Знать
состав числа три.)
– Назовите состав числа три. (Три – это: два
и один, один и два)
Неожиданно погас свет, и пока гномики будут его
чинить, мы решим примеры.
2.4. Физминутка : «День-ночь»
(С закрытыми глазами дети считают цепочку примеров)
3 – 1 + 1 – 1 – 1 + 1 + 1 – 2 + 1= (2)
– Хлопните в ладоши столько раз, сколько у вас
получилось.
– Молодцы!
3.Создание проблемной ситуации. Сообщение темы и целей урока.
Парная работа в классе.
3.1. – Смотрите, гномики заметили нас. Они решили с нами познакомиться. А в благодарность за нашу помощь они организовали праздничный концерт. Но к своему костюму им нужно подобрать красивый ремень. Они пошли в магазин. Долго стояли они у витрины и не могли подобрать себе подходящий по размеру ремень.
(У детей на столах лежат полоски: две красные одной длины и одной ширины и одна синяя, она шире красной полоски)
– Какие ремни лежали на витрине? (Разные по цвету и разные по ширине)
– Как можно их сравнить? (Дети предлагают свой способ сравнения, учитель сопровождает речь детей показом )
1. Сравнить по длине:
а) приложить полоски друг к другу (Приложение 1. Слайд 5)
б) приложить полоски друг к другу (Приложение 1. Слайд 6)
в) наложить одну на другую, чтобы совпали концы и направление (Приложение 1. Слайд 7)
3.2.Проверка высказанных учащимися предположений
– Итак, сделаем вывод о том, какие фигуры мы можем назвать равными по ширине.
Вывод: Чтобы сравнить полоски по
ширине, нужно одну наложить на другую так, чтобы у
них совпали концы и направление. Или: Равными
являются те фигуры, которые можно совместить
наложением (Приложение 1.
Слайд 8)
– Объясните причины того, что один из гномиков не
смог надеть на праздник красивый ремешок
(не подошел по ширине)
3.3. У гнома в доме два окна. Будут ли они одинаковой ширины? (Приложение 1. Слайд 9)
(Например, дети рассматривают окно со шторами. Шторы сдвинуты к стене и висят в сборке. Так нельзя определить у окон одинаковой они ширины или разной)
– Как это проверить?
Приведите пример того, как можно сравнить
предметы. Какой способ вы примените для
сравнения предметов по ширине? Как он
используется в жизни?
3.4. Старший гномик во время работы
сильно испачкал свой костюм. Он не мог пойти в
таком костюме на праздник, поэтому младший
гномик решил отдать ему свой костюм. Но сколько
он не примерял этот костюм, не мог понять, почему
тот ему не подходит? Помогите ему разрешить эту
проблему. (Приложение 1.
Слайд 10)
– Как же сравнить предметы по толщине? (Нужно
приложить предметы по ширине)
Слайд 11
а)
Слайд 12
б)
Слайд 13
в) совместить ширину предметов
г) измерить полоской объем и сравнить мерки
Слайд 14
– Почему же гномику не подошел костюм брата? (Дети
говорят о том, что старший гномик толще младшего,
поэтому костюм не подходит. Его может
выручить только тот, кто такой же толщины, как и
он.Это – его брат-близнец.)
– Как опыт гномика можно применить в жизненной
ситуации? (Нужно знать свой объем талии и свой
размер одежды)
3.5. Далее делается вывод о свойстве равных фигур
– Так какие же фигуры по ширине называются
равными? (Те фигуры, у которых при наложении
одной на другую, совпадут части)
– Какие же фигуры по толщине будут равными? (Те,
у которых совпадет объем. Объем измерим одной
меркой.) (Приложение 1.
Слайд 15)
3.6. Формулирование темы учащимися
– Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?
Как можно сформулировать тему урока? (Ответы
детей: составу числа три, сравнению предметов,
умению считать в пределах 10. На доске открывается
запись: «Числа 1-3»)
– Какие цели вы поставите перед собой? (Ответы
детей)
– Но чтобы их достичь, нужно отдохнуть перед
такой трудной работой.
3.7. Физкультминутка
Чтобы вырасти нам с Гномом,
Нужно сильно потянуться –
Чтобы солнышка коснуться,
Наклониться, повернуться
И друг другу улыбнуться.
4. Первичное закрепление нового материала с проговариванием
4.1. Выполнение задания № 1, с. 32
– Что нужно сделать в этом задании? (Сравнить
полоски)
– Как вы это сделаете? (Дети рассказывают)
4.2. Однажды, гуляя по лесу, гномики оказались свидетелями такой ситуации. (Приложение 1. Слайд 16)
(Показ отрывка из мультфильма «Винни-Пух идет в гости»)
– Как вы понимаете слова автора «Винни-Пух
оказался в безвыходном положении?» (Не мог
выйти из домика, потому что стал толще, чем был до
прихода в гости).
– Что можно сказать о Пятачке? (Пятачок был
тоньше Винни-Пуха, поэтому смог выйти из дома
Кролика)
– Как опыт Винни-Пуха можно применить в
жизненной ситуации? (Вовремя уходить из гостей
и не кушать очень много сладостей)
5. Самостоятельная работа
5.1. Выполнение задания № 4, с. 32
Гномики решили вам дать возможность самостоятельно решить примеры. Они уже выполнили это задание и хотят посмотреть, как вы с ним справитесь.
Два ученика работает на индивидуальных досках, один – за компьютером. На компьютере загружена форма, в которой нужно записать ответы. После решения учитель просит класс проверить примеры детей, показывает через проектор решение примеров учеником. После обсуждения детям открывается образец решения, выполненный гномиками. Дети сравнивают ответы.
– Назовите полученные ответы в порядке
возрастания. (1, 2, 3)
– Назовите полученные ответы в порядке
убывания. (3, 2, 1)
– Назовите число, которое является суммой двух
других. (3)
– Как получить число 3? (К двум прибавить один и
к одному прибавить два)
– В каких равенствах число три было суммой? (2 + 1
= 3)
– Что вы можете рассказать о числе три?
5.2. Задание для любознательных
– Число три можно встретить и в словах. Подумайте, какие слова подойдут к нашему уроку? (Тритон, трибуна, триумф, триада, тригонометрия, трижды, трико, матрица, трикотаж, трио, триллион, императрица, устрица, гастрит, патриот, электрик, электричество, нутрия, патриарх, картриж)
5.3. Физминутка (Приложение 1. Слайд 17)
Сколько елочек зеленых.
Столько сделаем наклонов.
Сколько здесь у нас кружков,
Столько сделаем прыжков.
Сколько точек будет в круге,
Столько раз поднимем руки.
Сколько бусинок на нитке,
Столько раз, как зайчик прыгни.
6. Упражнения на повторение
6.1 – Найдите в учебнике задание,
которое можно отнести к последнему упражнению из
физминутки. (№ 5)
– Гномики решили подарить бусы вашей маме. Но они
хотят, чтобы вы раскрасили эти бусы.
– Предложите способ, позволяющий раскрасить
бусы, используя понятие «порядок».
(Дети высказывают свои предположения и выполняют задание)
– Определите, какое из решений является
оптимальным для рационального раскрашивания
бус.
Гномики остались довольны вами. Бусы получились
красивыми. Они достойны подарка.
Самый младший гномик решил отнести бусы маме
нашего одноклассника. Он подошел к дому, зашел в
подъезд и не смог найти квартиру. У него было
записано так: 123. Помогите ему прочитать номер
квартиры.
6.2. – Теперь он знает, в какой квартире
живет адресат. Но пока он ищет нужную квартиру,
запишите красиво цифры в учебнике.
– Чтобы красиво их записать, что вы должны
помнить? (Писать, как в образце. Соблюдать
высоту, ширину и правильность написания цифры.)
– Отдал гномик ваш подарок и пошел обратно. Он
попросил вас подчеркнуть самые красивые цифры,
которые соответствуют образцу.
6.3. – Гномик решил поиграть с
цифрами. Он предложил вам назвать числа, которые
можно составить из этих цифр. (213, 321, 132)
– Сколько у вас получилось вариантов? (Три)
6.4. – Самый внимательный может найти
особенность этих чисел.
– Постройте классификацию
последовательности записи цифр на основании
наблюдения и сравнения (трехзначные, сумма
цифр равна шести)
6.5. – Вы заметили, что гномики
предлагают нам задания все сложнее и сложнее.
– Такое задание у них может решить только
старший гномик.
– А вы сможете его решить?
– Расскажите, как вы будете решать данный пример.
3 – 1 – 1 + 2 – 1 + 1 – 2 + 1 = (2)
– Если вы решили пример правильно, то перевернув карточки, вы увидите слово. (Молодцы)
7. Рефлексия. Сиквейн (Предлагаю одну из форм рефлексии)
– Наше путешествие подходит к концу. Гномики увидели, как хорошо вы умеете решать примеры, объяснять закономерности, сравнивать предметы.
1.– Они хотят, чтобы вы назвали три слова,
которые отвечают на вопрос Что? (Равенство,
закономерность, сумма, цифра, слагаемое)
2. Назовите три слова, которые отвечают на
вопрос Какой? (Интересный, творческий,
трудный, увлекательный, веселый)
3. Назовите три слова, которые отвечают на
вопрос Что делали? (Решали,
занимались, помогали, изучали, сравнивали,
измеряли)
4. Назовите три слова, чтобы они отвечали на
вопрос Как? (Шире, уже, толще,
тоньше, понятно, интересно, увлекательно,
познавательно, знакомо. легко)
А чтобы гномикам было светло в своем подземном
царстве, давайте зажжем фонарики на деревьях
и кустарниках. Выберите себе понравившийся цвет
и повесьте фонарик. (дети у доски выполняют
задание по рядам)
– Посмотрите, как стало светло на подземных
деревьях. Гномики благодарят вас за
увлекательное путешествие и уходят к себе домой.
(Приложение 1. Слайд 18)
Рецензия
Структура урока соответствует структуре урока математики по программе Л.Г.Петерсон, которая помогает добиться дидактической цели урока.
Цели занятия спланированы для развития личностных, метапредметных и предметных результатов. На уроке формируется умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников, умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач, умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Цели урока конкретны и измеримы.
Так на уроке ставятся цели:
- формирование у учащихся представления о равных фигурах по ширине и толщине, как фигурах совпадающих или не совпадающих при наложении, способности к различным способам обоснования равенства фигур.
- совершенствование навыка счета в пределах 10.
- развитие пространственного мышления, речи и логических операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
- привитие интереса к изучению математики.
Тип учебной ситуации, выбранной на уроке, –
групповая ситуация, спроектированная на
основе имитационной игры.
В учебном занятии четко выделена учебная
ситуация: дети отправились в путешествие и
попали в подземное королевство, в котором живут
гномики.
Дети на протяжении всего урока решали с
гномиками учебные задачи:
- Составляли равенства с вагонетками, заменяли фигуры числами, делали выводы о свойствах сложения
- Сравнивали предметы по ширине
- Сравнивали предметы по толщине
На уроке описаны условия и использованы средства, которые позволяют организовать необходимую учебную деятельность. Это: раздаточный материал (полоски бумаги одинаковой длины, но разной ширины), фонарики и деревья для релаксации.
Электронные образовательные ресурсы подобраны в соответствии с видами учебной деятельности и планируемыми результатами. Так, например, презентация помогает привлечь внимание детей в начале путешествия и положительно настроить на урок, вместе с гномиками посчитать вагончики и сокровища в них, организовать способ проверки решения учебной задачи на сравнение предметов по ширине и толщине предметов, привести примеры на закрепление нового материала, провести рефлексию урока. На уроке используется электронная форма для решения примера одним учеником, результат выводится на экране.
Дети разрабатывают сами критерии оценивания
выполнения задания. Перед тем, как им было дано
задание записать цифры, дети проговорили, на что
нужно обратить внимание во время написания цифр.
После выполнения задания дети подчеркнули те,
которые соответствуют критериям их оценки.
На уроке организована мотивационная и
содержательная актуализация знаний. В начале
урока учитель настраивает детей на
положительные эмоции и предлагает отправиться в
путешествие, зная то, что дети великие
путешественники и фантазеры. Они с радостью
воспримут это предложение. Актуализация знаний
осуществляется на помощи главным героям урока.
Дети решают учебные задачи, помогая гномам
купить ремешок или подобрать необходимый костюм.
Они отвечают на вопрос «Почему Винни-Пух попал в
безвыходное положение», используя опыт решения
учебной задачи.
Учитель использует механизм самостоятельной
формулировки темы урока и постановки целей.
Организован анализ условий и отбор содержания
для решения учебной задачи учащимися.
Решение учебных задач происходит через
универсальные учебные действия. На этапе
мотивации к учебной деятельности у детей
формируется:
- самоопределение
- целеполагание
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
На этапе подготовки к изучению нового материала формируются УУД:
- анализ, синтез, сравнение, обобщение,
- пользование знаково-символических средств
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания
- подведение под понятие
- выполнение пробного учебного действия
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью
- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации
- учет разных мнений
При решении учебных задач совершаются
предметные действия.
Созданы условия для само и взаимоконтроля.. Дети
проверяют решение равенств у доски, примера на
порядок действий, правильность раскрашивания
букв.
Оценивают правильность записи цифр.
На уроке предложены критерии для само и
взаимооценивания и средства самоконтроля. (Найти
задание, в котором нужно раскрасить бусы)