Урок химии по теме "Фосфор и его соединения"

Разделы: Химия


Цели урока:

Знать характеристику фосфора как химического элемента и как простого вещества, знать строение и свойства соединений фосфора (оксида, кислот, солей)

Уметь доказывать химические свойства фосфора как простого вещества и его соединений; записывать уравнения химических реакций, разъяснять эти свойства в свете теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных процессов.

Методы обучения: словесный, практический, наглядный.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, красный фосфор, горелка, пробирки, стеклянная палочка, нитрат серебра, ортофосфат натрия.

Ход урока

1. Организационный этап.

2. Изучение нового материала.

1. Погружение в тему урока. Формулировка темы урока осуществляется с помощью выполнения задания с опорой на ранее приобретённые знания и собственные наблюдения.

Мы продолжаем изучение большой темы “Неметаллы”. Сегодня нам предстоит познакомиться с неметаллом, который был открыт в 1669 году гамбургским алхимиком Геннингом Брандом, занимавшимся поисками “философского камня”. Бранд показывал новое вещество, способное светиться в темноте, за деньги и продавал его небольшими порциями на вес золота и даже выше.

О каком элементе идёт речь? (о фосфоре)

Таким образом, тема нашего урока: “Фосфор и его соединения”.

2. Актуализация и обогащение субъективного опыта учащихся.

С чего мы начинаем изучение химического элемента?

– с положения его в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Сейчас вам предстоит осуществить данную задачу, а именно дать характеристику фосфору по положению его в периодической системе химических элементов.

Учащимся предлагается самостоятельно выполнить данное задание в тетрадях.

Приложение 1

План характеристики химического элемента:

  1. Порядковый номер.
  2. Относительная атомная масса.
  3. Период (большой, малый).
  4. Группа (а, в).
  5. Строение атома, возможные валентности.
  6. Степень окисления.

Рефлексия этапа работы.

После выполнения задания в классе разворачивается коллективное обсуждение по следующим вопросам:

  1. Сколько электронов находится на внешнем уровне?
  2. Какую степень окисления проявляет фосфор и почему?
  3. Фосфору легче отдавать или принимать электроны?

Давайте теперь охарактеризуем физические свойства фосфора.

Характеристика

Свойства фосфора

 

белого

красного

1. Физическое состояние Кристаллическое вещество Порошкообразное
2. Цвет

Бесцветный с желтоватым оттенком

Темно – красный
3 Запах Чесночный

4. Отношение к воде Нерастворим Нерастворим
5. Свечение Светится в темноте Не светится
6. Действие на организм Яд!

Опыт 1: получение белого фосфора быстрым охлаждением паров красного фосфора.

Рефлексия этапа работы

  1. Какое свойство мы сейчас наблюдали?
  2. Каково строение молекулы фосфора?
  3. Чем отличается белый фосфор от красного?
  4. Какие химические свойства можно предположить для фосфора?
  5. С каким ранее изученным элементом можно сравнить свойства фосфора? Почему?

Задание классу: Составьте схему химических свойств фосфора.

P + O2 = оксид;
P + H2=PH3 фосфин;
P + Me= MeP фосфид.

Задание классу:

  1. Напишите уравнения реакций, происходящих между Р и O2, Р и H2, Р и металлом.
  2. Укажите окислитель и восстановитель, переход электронов.
  3. Если вы затрудняетесь в написании окислительно-восстановительных реакций, пользуйтесь алгоритмом.

Алгоритм для выполнения заданий на окисление – восстановление.

  1. Определите степени окисления элементов в обеих частях уравнения.
  2. Сравните степени окисления каждого из элементов до, и после реакции.
  3. Сделайте вывод об изменении степеней окисления (понижение – признак восстановления, повышение – признак окисления).

Образец выполнения задания:

Вывод:

P – восстановитель.
4Р° + 5O° 2 = 2Р+5 2 О-2 5
2Р° +ЗН° 2 =2 Р-3 Н+1 з

Вывод:

Р – окислитель.
ЗСа° + 2Р° = Са+2 3Р-3 2

Далее изучим свойства оксидов фосфора.

  1. Какие оксиды образует фосфор?
  2. Какие свойства проявляют оксид фосфора (III) и (V) валентный?

Задание классу: составить схему химических свойств оксида фосфора (V).

Фронтальная проверка: Комментированное чтение.

При этом виде работы учащиеся получают возможность участвовать в самопроверки знаний и умений, совершенствуют свою речь, обращают внимание на правильное употребление химических терминов и названии веществ.

  Н2О = Н3РО4 (НРО3)
Р2О5 + МеО = соль
  МеОН = соль + Н2О

Вывод: P2O5 – кислотный, которому соответствует орта – и метафосфорная кислота.

Задание классу: составить схему характеризующую химические свойства Нз РО4

Фронтальная проверка.

  Me (до Н ) = Мех (РО4)У + Н2
Н3 РО4+ MeхОУ = Мех (РО4)У + Н2О
  МеОН = Мех(РО4)у + Н2О

Вывод: Р – неметалл, соединения которого проявляют кислотные свойства.

3. Ситуация выбора в процессе проверки усвоения знаний.

Учащиеся для поверки усвоения знаний отдают предпочтение одному из вариантов заданий, Для наиболее полного проявления своей активности. Для правильного выбора задания ребятам предлагается познакомиться с советами.

Советы при выполнении индивидуального выбора задания.

  1. Внимательно прочтите все задания.
  2. Соотнесите своё желание в получении хорошей отметки с собственными возможностями правильного выполнения задания.
  3. Выбирай и решай!
  4. Проверь полученные результаты и мысленно оцени себя.

Задания

Часть А “на 3”:

  • закончите уравнения;
  • назовите продукты реакции:

Р+О2 =
Р + К =
Р + Н2 +

Часть В “на 4”

• осуществите превращение;

• назовите вещества:

Р – Р2О5 – Н3РО4 – Li3 PO4
НРО3
Часть С “на 5”.

  • что является веществом X в реакциях.

РН3 + X = Р2О5 + Н2О
Na3PO4 + X = Ag3PO4 + NaNO3

Проверка проводится сразу после выполнения задания по готовым ответам на доске.

4. Подведение итогов урока. Рефлексия.

  1. Над какой темой мы сегодня работали?
  2. Что нового узнали о фосфоре?
  3. К каким выводам пришли?
  4. Оцените свою работу на уроке.

5. Домашнее задание.

  • 1 группа А, № 5 стр. 69
  • 2 группа В, № 6 стр. 69
  • 3 группа С, используя материал сегодняшнего урока, составьте цепочку превращения Р и его соединений.