Цели урока:
Знать характеристику фосфора как химического элемента и как простого вещества, знать строение и свойства соединений фосфора (оксида, кислот, солей)
Уметь доказывать химические свойства фосфора как простого вещества и его соединений; записывать уравнения химических реакций, разъяснять эти свойства в свете теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных процессов.
Методы обучения: словесный, практический, наглядный.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, красный фосфор, горелка, пробирки, стеклянная палочка, нитрат серебра, ортофосфат натрия.
Ход урока
1.
Организационный этап.2.
Изучение нового материала.1. Погружение в тему урока. Формулировка темы урока осуществляется с помощью выполнения задания с опорой на ранее приобретённые знания и собственные наблюдения.
Мы продолжаем изучение большой темы “Неметаллы”. Сегодня нам предстоит познакомиться с неметаллом, который был открыт в 1669 году гамбургским алхимиком Геннингом Брандом, занимавшимся поисками “философского камня”. Бранд показывал новое вещество, способное светиться в темноте, за деньги и продавал его небольшими порциями на вес золота и даже выше.
О каком элементе идёт речь? (о фосфоре)
Таким образом, тема нашего урока: “Фосфор и его соединения”.
2. Актуализация и обогащение субъективного опыта учащихся.
С чего мы начинаем изучение химического элемента?
– с положения его в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Сейчас вам предстоит осуществить данную задачу, а именно дать характеристику фосфору по положению его в периодической системе химических элементов.
Учащимся предлагается самостоятельно выполнить данное задание в тетрадях.
План характеристики химического элемента:
- Порядковый номер.
- Относительная атомная масса.
- Период (большой, малый).
- Группа (а, в).
- Строение атома, возможные валентности.
- Степень окисления.
Рефлексия этапа работы.
После выполнения задания в классе разворачивается коллективное обсуждение по следующим вопросам:
- Сколько электронов находится на внешнем уровне?
- Какую степень окисления проявляет фосфор и почему?
- Фосфору легче отдавать или принимать электроны?
Давайте теперь охарактеризуем физические свойства фосфора.
Характеристика |
Свойства фосфора |
|
|
белого |
красного |
1. Физическое состояние | Кристаллическое вещество | Порошкообразное |
2. Цвет | Бесцветный с желтоватым оттенком |
Темно – красный |
3 Запах | Чесночный | – |
4. Отношение к воде | Нерастворим | Нерастворим |
5. Свечение | Светится в темноте | Не светится |
6. Действие на организм | Яд! | – |
Опыт 1: получение белого фосфора быстрым охлаждением паров красного фосфора.
Рефлексия этапа работы
- Какое свойство мы сейчас наблюдали?
- Каково строение молекулы фосфора?
- Чем отличается белый фосфор от красного?
- Какие химические свойства можно предположить для фосфора?
- С каким ранее изученным элементом можно сравнить свойства фосфора? Почему?
Задание классу: Составьте схему химических свойств фосфора.
P + O2 = оксид;
P + H2=PH3 фосфин;
P + Me= MeP фосфид.
Задание классу:
- Напишите уравнения реакций, происходящих между Р и O2, Р и H2, Р и металлом.
- Укажите окислитель и восстановитель, переход электронов.
- Если вы затрудняетесь в написании окислительно-восстановительных реакций, пользуйтесь алгоритмом.
Алгоритм для выполнения заданий на окисление – восстановление.
- Определите степени окисления элементов в обеих частях уравнения.
- Сравните степени окисления каждого из элементов до, и после реакции.
- Сделайте вывод об изменении степеней окисления (понижение – признак восстановления, повышение – признак окисления).
Образец выполнения задания:
Вывод:
P – восстановитель.
4Р° + 5O° 2 = 2Р+5 2 О-2 5
2Р° +ЗН° 2 =2 Р-3 Н+1 з
Вывод:
Р – окислитель.
ЗСа° + 2Р° = Са+2 3Р-3 2
Далее изучим свойства оксидов фосфора.
- Какие оксиды образует фосфор?
- Какие свойства проявляют оксид фосфора (III) и (V) валентный?
Задание классу: составить схему химических свойств оксида фосфора (V).
Фронтальная проверка: Комментированное чтение.
При этом виде работы учащиеся получают возможность участвовать в самопроверки знаний и умений, совершенствуют свою речь, обращают внимание на правильное употребление химических терминов и названии веществ.
Н2О = Н3РО4 (НРО3) | |
Р2О5 + | МеО = соль |
МеОН = соль + Н2О |
Вывод: P2O5 – кислотный, которому соответствует орта – и метафосфорная кислота.
Задание классу: составить схему характеризующую химические свойства Нз РО4
Фронтальная проверка.
Me (до Н ) = Мех (РО4)У + Н2 | |
Н3 РО4+ | MeхОУ = Мех (РО4)У + Н2О |
МеОН = Мех(РО4)у + Н2О |
Вывод: Р – неметалл, соединения которого проявляют кислотные свойства.
3. Ситуация выбора в процессе проверки усвоения знаний.
Учащиеся для поверки усвоения знаний отдают предпочтение одному из вариантов заданий, Для наиболее полного проявления своей активности. Для правильного выбора задания ребятам предлагается познакомиться с советами.
Советы при выполнении индивидуального выбора задания.
- Внимательно прочтите все задания.
- Соотнесите своё желание в получении хорошей отметки с собственными возможностями правильного выполнения задания.
- Выбирай и решай!
- Проверь полученные результаты и мысленно оцени себя.
Задания
Часть А “на 3”:
- закончите уравнения;
- назовите продукты реакции:
Р+О2 =
Р + К =
Р + Н2 +
Часть В “на 4”
• осуществите превращение;
• назовите вещества:
Р – Р2О5 – Н3РО4 – Li3
PO4
НРО3
Часть С “на 5”.
- что является веществом X в реакциях.
РН3 + X = Р2О5 + Н2О
Na3PO4 + X = Ag3PO4 + NaNO3
Проверка проводится сразу после выполнения задания по готовым ответам на доске.
4. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Над какой темой мы сегодня работали?
- Что нового узнали о фосфоре?
- К каким выводам пришли?
- Оцените свою работу на уроке.
5. Домашнее задание.
- 1 группа А, № 5 стр. 69
- 2 группа В, № 6 стр. 69
- 3 группа С, используя материал сегодняшнего урока, составьте цепочку превращения Р и его соединений.