Веселые и нарядные, с букетами цветов, 1 сентября дети идут в школу. Каждый из них надеется быть примерным учеником и получать хорошие отметки, любить своего учителя и школу и, вообще, рассчитывает на интересную, веселую во всех отношениях жизнь. Не чуждо это настроение и учителям. “Вот мои дети. Какие они все хорошие! Надо только найти к каждому из них свой “золотой ключик”. Но вот проходит совсем немного времени, и мы слышим: “Мама, а долго я буду ходить в школу? Я уже устал!”; “А когда будут каникулы? Все учимся, учимся…”. И, с другой стороны, можно услышать жалобы учителей на сложности работы. В чем причина недовольства? Каким детям трудно учиться, и с какими детьми учителю трудно?
Чтобы ответить на данные вопросы необходимо понять, что готовность к школе это не только набор определенных умений и навыков, которые должны быть сформированы у ребенка к 6–7 годам. Готовность к школе включает в себя несколько основных компонентов:
Во-первых, это интеллектуальная готовность. Ребенок должен уметь обобщать. Речевое развитие должно позволять будущему первокласснику свободно выражать свои мысли, что возможно при наличии необходимого словарного запаса и способности грамотно строить фразы. Существующие программы, их усвоение потребуют от него умения сравнивать, анализировать, делать самостоятельные выводы.
Во-вторых, личностная и социально-психологическая готовность, под которой понимается, прежде всего, существование у ребенка учебной мотивации, позволяющей адекватно воспринимать и старательно выполнять учебные задания. Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков, высокого уровня интеллектуального развития, ему будет трудно в школе. Такие первоклассники ведут себя по-детски, учатся неровно. Их успехи налицо, если занятия вызывают у них непосредственный интерес. Но если интереса нет, и дети должны выполнять задания из чувства ответственности, то такой первоклассник делает все небрежно, наспех, ему трудно достичь нужного результата.
Немаловажна и эмоционально-волевая готовность. К 6,5–7 годам происходит оформление основных “элементов волевого действия”: ребенок должен уметь сознательно подчинить свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия; воспринимать требования учителя, внимательно его слушать и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме, а также самостоятельно выполнять задание по зрительно воспринимаемому образцу. В этом возрасте цель достигается успешнее при игровой мотивации и при оценке поведения со стороны сверстников. В игре, как ведущей деятельности дошкольного возраста, развиваются все аспекты психики ребенка.
Еще одной составляющей готовности ребенка к школе является физическая готовность. В настоящее время увеличивается количество соматически ослабленных детей, многие имеют хронические заболевания. Физически ослабленным детям труднее справляться с учебными нагрузками. Организм должен быть функционально готов, то есть развитие отдельных органов и систем должно достичь такого уровня, чтобы адекватно реагировать на воздействия внешней среды.
Возраст 6-6.5 лет – это период формирования психологических механизмов. Творчество ребенка в игре, творческое отношение к определенным задачам является одним из показателей становления личности. Психическое развитие и становление личности связано с самосознанием, а наиболее ярко самосознание проявляется в самооценке – это то, как ребенок оценивает себя, свои качества, свои возможности, свои успехи и неудачи. Такая самооценка невозможна без авторитетной корректировки взрослого. Сниженная самооценка чаще всего формируется у детей, успехи которых не удовлетворяют взрослых. Постоянная неудовлетворенность, неверие в возможный успех очень быстро приводят к апатии, нежеланию учиться. Поэтому надо не столько показать ребенку его неудачи, сколько помочь увидеть свои возможности.
Начало учебы в школе – очень ответственный период и для ребенка, и для родителей. Задача семьи состоит в том, чтобы сделать все необходимое для успешной учебы ребенка в первом классе. Начинать подготовку следует, как только ему исполнится пять лет. Будущего школьника надо приучить к усидчивости, умению работать, не отвлекаясь, сначала 10–15, а затем 15–20 минут. Заниматься с ребенком нужно так, чтобы ему было интересно и комфортно. Главный показатель того, что вы все делаете правильно – ребенок не устает, и ему хочется еще и еще заниматься. Такие занятия нужно организовать 2 раза в неделю, дополняя их познавательными и интересными играми и мероприятиями “выходного дня”. Важно, чтобы вы проводили занятия регулярно, не делая больших перерывов, но и не компенсируя пропущенные занятия удвоением их частотности.
Занимайтесь с ребенком сами только в том случае, если вам это действительно приятно и интересно, а главное – вы способны сохранять спокойствие и доброжелательность от начала и до последней минуты занятия. Если этого добиться не удается, лучше обратиться за помощью к профессионалам. Помните: ни один ребенок на свете не может (и не должен) абсолютно во всем соответствовать представлениям родителей о том, каким ему быть.
Особое внимание необходимо обратить на развитие тонких координированных движений ребенка, ведь ему предстоит учиться писать, а это большая и серьезная нагрузка. Одновременно с тренировкой тонких движений кисти происходит рост и развитие головного мозга, и совершенствование такой его функции, как речь. Прекрасно развивают мелкие мышцы кисти рисование, лепка из пластилина и глины, конструирование, изготовление различных поделок.
Чаще занимайтесь с ребенком, играйте с ним в школу. Такая игра является хорошей психологической подготовкой к различным школьным ситуациям. Во время занятий важно побуждать детей к пересказу прочитанной родителями книги, заучивать песни, стихи, сказки. Необходимо не только развивать у ребенка навыки устной речи, но и побуждать его анализу и обобщению увиденного и услышанного.
Занятия важны, но они – лишь незначительная часть процесса подготовки ребенка к школе. Школа потребует от ребенка четкого следования установленным в ней правилам и расписанию. У многих детей, которые не привыкли жить в соответствии с определенным расписанием (режимом дня), самой главной проблемой в период адаптации становится необходимость вставать в определенное время (довольно рано) и вовремя ложится спать. Родителям необходимо помнить о том, что разумный распорядок дня значительно облегчает ребенку жизнь. Соблюдение режима дня – важное условие успешной подготовки к школе.
Нельзя забывать о том, что на весь процесс подготовки малыша к школе, да и на последующую учебу, огромное влияние оказывает вся атмосфера в семье. В семьях, где часто бывают конфликты, ребенок растет тревожным, нервным, неуверенным, потому, что семья не может удовлетворить его потребности в безопасности, любви, внутреннего спокойствия. Результат – общая неудовлетворенность в себе и склонность болезненно реагировать на некоторые трудности, автоматически переносятся на школьную жизнь.
Тревожность, которая сформировалась в дошкольном возрасте под влиянием семейных отношений, семейных конфликтов, отрицательно влияет и на учебную деятельность, и на отношения со сверстниками.
Родители должны всегда помнить, что внутренний мир ребенка, его здоровье являются частью внутрисемейных отношений. Добрая, сердечная обстановка в семье практически исключает появление неврозов у детей, облегчает их адаптацию к новым условиям школьной жизни, способствует укреплению здоровья будущего первоклассника.
Хорошая подготовка ребенка будет залогом того, что учеба в школе не окажется для вашего будущего первоклассника трудной, а знания будут твердыми.
Литература
- Артюхова И. В первом классе – без проблем. – М.: Чистые пруды, 2008.–32с.
- Дьяченко О.М. Как развивается дошкольник?: о чем нужно помнить психологам, педагогам и родителям – М.: Чистые пруды, 2007.–32 с.
- Прошина А.В. Семья: 500 вопросов и ответов. – М.: Мысль, 1992. – 717 с.: ил., 24л.