Россия - родина для многих, но для того чтобы считаться ее сыном или дочерью, необходимо ощутить жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры.
Патриотизм - это чувство любви к Родине. Понятие "Родина" включает в себя все условия жизни: территория, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта.
Духовный и творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам, педагог не может и в ребенке пробудить чувство любви к родине. Именно пробудить, а не привязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающей личность.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, фольклору, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений.
Приобщение детей к нравственным традициям, способствует узнаванию и укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества, сохранение истории и определяет будущее нашего народа.
Через народное творчество ребенок может развиться, может проявлять свои умения, фантазию, показывать себя в играх, участвуя в различных конкурсах, ребенок проявляет себя и развивается.
Есть особая область народного творчества, называемая детский фольклор, которая, по мнению крупнейшего исследователя Г.С.Виноградова, вызвана к жизни "едва ли не исключительно педагогическими надобностями народа", т.е физическое, умственное, нравственное воспитание ребенка-это забота о том, чтобы вырастить человека здорового телом и душой.
Подлинным источником красоты является национальная культура. К сожалению, истоки национального высыхают там, где не поют народных песен, не рассказывают сказок, где преданы забвению обряды, обычаи прошлого. Нам нужны праздники, события, позволяющие понять самих себя, найти и вспомнить то, что нас всех объединяет и делает народом.
В поиске путей обновления содержания воспитательного процесса педагоги нашей школы пришли к решению строить внеурочную деятельность как знакомство учащихся с традициями народной культуры.
Народная культура воплощена в доступных формах: играх, песнях, сказках, загадках. Это мир очень яркий и выразительный, и поэтому он интересен для детей. Еще в нем привлекает и то, что предмет изучения позволяет ребенку стать активным участником игры. Дети могут попробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, плясать, мастерить, участвовать в театральных постановках, разгадывать загадки - все эти возможности предоставляет изучение народной культуры, тем самым, способствуя всестороннему развитию личности ребенка.
Изучение традиций русской народной культуры в нашей школе реализуется через детское фольклорное объединение "Рябинушка", которым я руковожу.
Образовательная программа творческого объединения "Рябинушка" направлена на воспитание детей в духе следования национальным культурным традициям в рамках народного календаря.
Народный календарь - это стройная череда православных праздников и трудовых будней, обрядов, обычаев и примет, замкнутых в годовом круге, основанном на земледельческом календаре; историческая и культурная память, дневник народной жизни, многие страницы которого посвящены детям, их яркому, непосредственному творчеству.
Обращение к народному творчеству, детскому народному календарю на современном этапе служит средством передачи духовного опыта русского народа, традиций народной педагогики в воспитании новым поколениям.
Народная мудрость и поучения в области трудового, нравственного и эстетического воспитания находят отражение в сказках, пословицах, поговорках, загадках и хороводах, праздничных обрядах и обычаях, в традициях семейного воспитания. Народная педагогика способствует сохранению и передаче коллективного трудового и эстетического опыта, усвоению детьми мудрости и ясности суждений людей труда. Русский народ имеет ценнейший опыт воспитания, опыт передачи культурных традиций от старшего поколения к младшему. Семейное воспитание отличалось многообразием форм, методов, способов и приемов приобщения детей к труду и народному творчеству во всех его проявлениях.
Естественная среда обитания, наполненная музыкально-поэтическим и устным фольклором, обрядово-игровыми действиями, праздниками, обычаями и правилами, создаёт условия для усвоения культурных традиций и побуждает к активным действиям в приобретении трудовых навыков. Причастность к общему делу, теплые семейные узы, соборность помогают воспитывать у ребят дружелюбие, доброту, заботу, любовь.
Жизнь детей в современном обществе отличается дефицитом общения как со взрослыми, так и со сверстниками. Зачастую общение с родителями сводится к минимуму, происходит замена эмоциональных контактов материальными ценностями. Живое общение с ребенком с помощью колыбельных, потешек, сказок, игр и т.д. вытеснено мультфильмами и компьютерными играми сомнительного воспитательного содержания, которые, зачастую, противопоказаны личности с еще не сформировавшимися нравственными устоями.
Большинство современных школьников не умеет организовать свое свободное время, практически не знает коллективных игр и занятий, помогающих приобрести первые опыты общения со сверстниками и осознания себя частью коллектива; влияющих на становление личности ребенка, его нравственных и волевых качеств.
Забыты народные традиции, праздники, обряды, обычаи, определяющие мировоззрение человека, его отношение к окружающему миру, природе и имеющие неоценимое значение для воспитания полноценного гражданина страны ("это моя Земля, мой народ, моя культура, моя Родина, история, я сохраняю народную культуру, я - часть России"). Воспитательная работа в творческом объединении "Рябинушка" является основой, сутью образовательной программы, содержание которой охватывает все аспекты народной педагогики: нравственный, эстетический, трудовой.
Через создание предметного ряда, слово, игру ребёнок постигает духовные ценности русского народа. У него формируется чувство гордости за свой народ, Родину, свои корни. Ощущение причастности к великой культуре помогает воспитывать у детей чувство коллективизма, дружелюбие, доброту, ответственность, чувство товарищества, внимание к ближнему и окружающим.
Слушая народные песни, воспитанник проникается чувством благодарности и любви к женщине - матери, бабушке, сестре, подруге. Образ женщины воспринимается как что-то светлое, чистое, нежное. Такие представления учат мальчиков, будущих мужчин, заботиться о женщине, защищать её; у девочек воспитывают качества будущей женщины, матери.
Трудовая деятельность формирует целеустремлённость, волю, трудолюбие и другие качества, необходимые для гармоничного развития личности взрослого человека, его социальной адаптации.
Участвуя в играх, хороводах, обрядах, дети постигают правила поведения, культуру общения в коллективе, учатся понимать социально-ролевые функции членов семьи, воспринимают культуру отношений в семье, обществе.
Воспитательная деятельность в детском коллективе может быть результативной только в том случае, если родители являются его помощниками и единомышленниками.
Воспитанники - это проводники народной культуры в семью. Через ребёнка родители узнают обычаи, обрядовые действия (закликание птиц с обрядовой выпечкой и т.д.).
Дома дети организуют игры, разыгрывают сценки , поют частушки и песни. Они помогают организовывать совместный досуг, семейные вечера и праздники, что повышает их рейтинг в семье.
В коллективе создана атмосфера открытости: родители могут присутствовать на занятиях по интересующей их теме, включатся в любую деятельность - играть, водить хороводы. Знание того, чему учится их ребёнок, чем живёт, как преподаватель взаимодействует с учащимися, способствует доверительному отношению родителей к педагогу. Они интересуются деятельностью коллектива, помогают в проведении и организации мероприятий. У нашего коллектива "Рябинушка" есть следующие результаты:
- - Почетная грамота Министерства образования Омской области (III место) в областном фольклорном празднике "Рождественские вечерки" в номинации "Обрядовая песня" (г. Омск-2007г.);
- - Диплом Министерства образования Омской области грамота (I место) в областном фольклорном празднике "Рождественские вечерки" в номинации "Обрядовая кухня", "Обрядовый костюм" (г. Омск-2008г.);
- - Диплом Министерства образования Омской области грамота (III место) в областном фольклорном празднике "Рождественские вечерки" в номинации "Обрядовая кухня", "Колядование" (г. Омск-2009г.);
- - Грамота V областного фестиваля-праздника игрового детского творчества "Васильковое лето" (г. Омск-2009г.)