ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время особую значимость приобрело экологическое образование в связи с объявленным ООН и ЮНЕСКО десятилетием - образование для устойчивого развития. Это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта.
Актуальность настоящего курса заключается в том, что современное экологическое образование реализует потребности общества в целом в решении проблемы выживания, охраны природной среды, развития гармоничной личности, а также ориентирует на создание ключевых нравственных и других жизненных ценностей в подрастающем поколении. Преподавание данного курса связано как с получением знаний и навыков в области общей и практической экологии и туризма, так и с переосмыслением мировоззренческих, ценностных ориентиров учащихся, становлением целостной гармонически развитой личности. Образование для устойчивого развития - это изменение подхода к самой сути образования
Мы предусматриваем непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности. Таким образом, в целевые установки образовательного курса входит, прежде всего, направленность на решение социальных и этических задач.
Усиливает программу возможность проведения ряда занятий в природных условиях: природоохранных зонах, например, парке Кузьминки, Битцевский, Воробьевы горы; возможность сотрудничества с рядом природоохранных институтов.
Важным звеном качественного выполнения программы являются партнерские связи с:
- Государственным биологическим музеем им. Тимирязева (работа в лаборатории, зимнем саду, экспозициях);
- Экоцентре культурно-исторического парка "Кузьминки-Влахернское" (участие в акциях, природно-познавательных экскурсиях, практикумах);
- Геологическом музее им. Вернадского (совместные практические сессии);
- Московским зоопарком;
- Фондом развития экотуризма "Дерсу Узала" (работа в эколагерях).
Среди главных идей курса - идея биологического и географического многообразия и значение его в содержательном аспекте экологического образования, становится существенно ощутимей благодаря включению в программу разнообразных экскурсий. Программа курса направлена на усиление экологической составляющей программ Биология и География для 5-10 классов - московского регионального учебного плана, где материал подобного содержания раскрывается не достаточно глубоко.
За основу программы взяты программы: "Экология Москвы", "Общая экология", "Теория устойчивого развития" и страноведение.
Новизна данной программы заключается в том, что ее особенностью является логическая связь занятий в группах дополнительного образования с тематическим планированием программы московского регионального плана, усиление вопросов, связанных с экологией отдельных систематических групп организмов, изучение охраняемых видов животных и растений Московской области, изучение организмов на местности. Также существенно расширена практическая составляющая программы, что позволяет повысить интерес учащихся к предметам естественно-научного цикла, постановке эксперимента и постановке исследовательских задач. Развивается не только любознательность, как основа познавательной деятельности учащихся, расширяется круг личностно-значимых вопросов и проблем. Практическая часть программы направлена на: исследование экологии района, города; изучение экосистем и достопримечательностей Подмосковья; навыки ориентирования и выживания в диких условиях, что обусловливает развитие у наших воспитанников экологической культуры и ответственное отношение к природе, укрепляет гуманистические начала в каждой личности.
Программа рассчитана на реализацию принципов развивающего обучения:
- обеспечение ситуации успеха каждому участнику кружка через учет его индивидуальных особенностей;
- многообразие видов активной познавательной деятельности учащихся;
- индивидуализация учебного процесса и возможность работать в группе при желании;
- создание условий для проявления особенностей, выявление и развитие творческой активности;
- использование богатых ресурсов кабинета, начиная с дополнительной литературы, коллекций, и заканчивая цифровым микроскопом и компьютерами с выходом в интернет;
- организация атмосферы эмоционального благополучия, комфорта, сотрудничества, стимуляция активной коммуникации;
- выездные экскурсии и лагеря оптимизируют процесс обучения, учащиеся отдыхают душой, эмоционально раскрепощаются при общении с природой.
Большие возможности в изучении объектов краеведческого характера будут служить условиями формирования у учащихся отношения причастности к проблемам своей малой Родины, патриотических чувств, активной жизненной позиции, а также потребности в исследовательской деятельности, развивающей успех и стремление к новым достижениям.
По перечисленным признакам программу можно считать инновационной.
Целью данной дополнительной образовательной программы является формирование экологической культуры, которая включает комплекс нравственно - этических норм и деятельностных принципов поведения во взаимоотношениях человека, природы и общества.
Реализация цели в данной образовательной программе опирается на несколько ключевых методологических принципов ее построения.
Первый из них - принцип научности, который обеспечивает познавательное отношение к окружающему миру. Он включает необходимое рассмотрение объектов живой природы во взаимосвязи и в связи с компонентами неживой природы, экологических проблем, выявление их причин и возможности их устранения.
Второй принцип - аксиологический, который формирует нравственное и эстетическое отношение к окружающей среде, способствует становлению новой системы ценностей у учащихся, в которой экологические идеалы имеют первостепенное значение. Высокое мировоззренческое значение настоящего курса заключается в том, что он охватывает круг проблем как естественно - научного, так и гуманитарного плана.
Занятия проводятся в дополнение и в тесной связи с предметом - география, отрабатывая на практике необходимый географический комплекс. И как сам предмет, дополнительный блок нацелен формировать у учащихся целостное представление и активное отношение к миру. Любое искажение в этой картине мира - экологические и социальные проблемы, кризисы, катастрофы - воспринимаются как нарушение естественного баланса.
Третий принцип - деятельностный, формирует познавательные и практические умения экологического плана, развивает волевые и творческие качества учащихся. Особое значение в данной программе приобретают практические занятия - выезды и экскурсии в условиях парковой зоны, во время которых учащиеся приобретают навыки исследовательской работы, умения проводить мониторинг, оценивать биологическое разнообразие и др. Неразрывность теоретического материала и практической деятельности в данной программе демонстрирует актуальность традиционного "натуралистического" подхода в экологии.
Четвертый принцип - межпредметный, который заключается в обеспечении связи между различными внутренними разделами самой экологии, а также формировании межпредметного взаимодействия современных естественно-научных дисциплин и гуманитарных знаний.
Наконец, пятым принципом является принцип личностно-ориентированного образования. Он нацелен на воспитание позитивных качеств личности, становящейся в условиях развитой экологической культуры.
Для достижения основной цели программы необходимо поставить и решить несколько задач.
Задачи программы:
воспитательные:
- формирование целостной гармоничной личности, развивающейся в идеале гуманизма и гармонии природы и человека;
- социализация личности;
- формирование эколого-ориентированной системы ценностей и необходимости охраны окружающей среды.
обучающие:
- формирование представлений о том, что каждый вид - есть необходимый элемент сообщества, экосистемы, связанный с другими компонентами многообразными связями;
- обучение методам практической экологической работы по мониторингу и оценке состояния окружающей среды по состоянию живых объектов;
- обучение основным методам изучения организмов и сред: наблюдение, эксперимент, микроскопирование, научного рисунка, а также методам самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации.
развивающие:
- развитие общих естественно-научных представлений об окружающем мире, а также расширение понимания роли междисциплинарных связей при изучении объектов живой и неживой природы;
- развитие социальных, коммуникативных, эстетических качеств учащихся;
- развитие навыков практической работы.
Формы и режим занятий
Основными формами и методами обучения являются беседы, практикумы, самостоятельная учебная и творческая работа, экскурсии, лагеря.
В каждом разделе предполагается проведение теоретических, практических занятий и экскурсий на природу или в музей, ботанический сад, в другое образовательное учреждение по теме. В большинстве разделов преобладают практические занятия и экскурсии.
Режим занятий должен учитывать необходимость как в высокой познавательной сконцентрированности во время занятий, так и дополнительные методы повышения мотивации. Оптимальным режимом занятий является сочетание теоретической и практической форм работы (1,5 - 2 часа с последующим обсуждением результатов - 1 час). Такое распределение должно стать оптимальным для полноценного усвоения материала без психологической и эмоциональной перегрузки. Педагогическая целесообразность настоящей программы заключается в четком соответствии поставленных задач и образовательных результатов, отражающих уровень усвоения материала.
Ожидаемые результаты - знания, умения, навыки, формируемые в процессе реализации программы:
После первого года обучения:
- базовые знания по географии и биологии;
- навыки самостоятельной работы с литературой;
- базовые навыки лабораторно-практических работ;
После второго года обучения:
- навыки работы с программами Power Point Photo Shop Word
- навыки компановки материала;
- основы экологии; мировая природоохранная практика;
После третьего года обучения:
- углубленные знания по географии и биологии;
- составление экскурсионных маршрутов;
- навыки работы с международными программами;
- навыки аналитической работы с литературой;
- индивидуальная работа над проектом;
- умение оформлять и представлять собственный проект и презентацию;
Учащиеся должны владеть умениями и навыками:
- применять полученные знания в ходе проведения самостоятельных работ;
- использовать инструменты, оборудование, измерительные приборы;
- устанавливать систематическую принадлежность животных и растений по определителям;
- создавать и представлять индивидуальные исследовательские проекты;
- работы со справочной и дополнительной литературой;
- ответственное отношение к окружающей среде.
Механизм оценки образовательных результатов:
Оценка знаний учащихся проводится в процессе обучения при собеседовании с педагогом, во время практикумов, работы в полевых условиях. При этом учитываются:
- правильность и осознанность изложения материала;
- точность употребления понятий и требований;
- умение применять полученные знания при работе в полевых условиях, на лабораторных занятиях, при работе с оборудованием;
- умение применять полученные знания на практике и в жизни.
Входной контроль может проводиться в виде собеседования по каждой теме или в начале первого года обучения. Текущий контроль можно проводить в виде зачетов по отдельным темам, контрольных практикумов, отчетных творческих заданий (например, отчетный натуралистический рисунок, экологический плакат).
В отдельных темах также возможно использование проектных технологий, когда защита проекта выносится на конец обсуждения той или иной темы и является формой промежуточного контроля уровня усвоения знаний. Итоговый контроль возможен в форме зачета, контрольного собеседования по основным разделам программы или в виде защиты рефератов по выбранной теме, участия в экологической или биологической олимпиаде.
Программа геоэкологической направленности рассчитана на три года обучения в объеме 102 часов в год.
Программа ориентирована на школьников 6-8 классов.
Поурочно-тематическое планирование курса дополнительного образования.
6 класс
Раздел: Мир флоры и фауны, среды обитания. Изменения сред. 102 часа.
№ | Кол-во часов | Тема занятия | Даты | Задания |
1 | 1 | Введение. Техника безопасности. | ||
2 | 1 | Разнообразие мира живой природы. Одноклеточные. Многоклеточные. | ||
3 | 1 | Приборы для наблюдения: лупа, микроскоп, бинокль, телескоп. | ||
4 | 1 | Практическая работа №1. Знакомство с экоцентром "Кузьминки". | ||
5 | 1 | Формы жизни растений. Простейшие: бактерии, грибы, лишайники. | ||
6 | 1 | Значение растений. | ||
7 | 1 | Знакомство с теорией Дарвина. Галапагосские острова - природная лаборатория. | ||
8 | 1 | Практическая работа № 2. Работа с микроскопом. | ||
9 | 1 | Практическая работа № 3. Посадить семечку. Проанализировать воздействие воды, солнца, земли. | ||
10 | 1 | Среды обитания: наземно-воздушная, водная, почвенная. Приспособляемость организмов | ||
11 | 1 | Флора и фауна Подмосковья. Практическая работа №4 прогулка в парк. |
||
12 | 1 | - цветы и растения Подмосковья. | ||
13 | 1 | Полезные и вредные растения. Практическая работа № 5 в экоцентре парка "Кузьминки-Влахернское". |
||
14 | 1 | - животные Подмосковья (виды, следы, повадки). | ||
15 | 1 | - птицы Подмосковья (вид, голоса, описание по энциклопедическим справочникам). | ||
16 | 1 | -деревья Подмосковья (вид, роль, описание по энциклопедическому справочнику). | ||
17 | 1 | Практическая работа №6. Гербарий. | ||
18 | 1 | Закономерности обитания видов. Флора и фауна мира. | ||
19 | 1 | Южные континенты. История вопроса. Самые экзотические представители. | ||
20 | 1 | Африка. Экзотические виды. | ||
21 | 1 | Африка. Вымирающие виды. | Доклады | |
22 | 1 | Австралия. Экзотические виды. | ||
23 | 1 | Австралия. Вымирающие виды. | Доклады | |
24 | 1 | Ю. Америка. Экзотические виды. | ||
25 | 1 | Ю. Америка. Вымирающие виды. | Доклады | |
26 | 1 | Северные континенты. История вопроса. Самые экзотические представители. | ||
27 | 1 | С. Америка. Экзотические виды. | ||
28 | 1 | С. Америка. Вымирающие виды. | Доклады | |
29 | 1 | Европа. Экзотические виды. | ||
30 | 1 | Европа. Вымирающие виды. | Доклады | |
31 | 1 | Азия. Экзотические виды. | ||
32 | 1 | Азия. Вымирающие виды. | Доклады | |
33 | 1 | Антарктида. Экзотические виды. | ||
34 | 1 | Антарктида. Вымирающие виды. | Доклады | |
35 | 1 | Практическая работа № 7. Гербарий. | ||
36 | 1 | Практическая работа № 8. Зоопарк. | ||
37 | 1 | Вода - источник жизни. Международное сообщество и вопросы водопользования. Хартия воды. | ||
38 | 1 | Природные и искусственные водоемы | ||
39 | 1 | Практическая работа № 9. Исследование воды в интернате. | ||
40 | 1 | Практическая работа №10. Исследование воды в водоеме парка "Кузьминки". | ||
41 | 1 | Аналитическое занятие. Сравнение результатов. Выводы, рекомендации. | ||
42 | 1 | Практическая работа № 11. История вопроса. Музей воды. | ||
43 | 1 | Практическая работа № 12. Экскурсия на предприятие соков "Мултон". Пятиступенчатая очистка | ||
44 | 1 | Практическая работа № 13.Экскурсия на очистное предприятие. Двуступенчатая очистка.воды. | ||
45 | 1 | Факторы среды: температура, влажность, свет. | ||
46 | 1 | Атмосфера - крыша мира. Международное сообщество и вопросы использования воздушного пространства. Конференция в Копенгагене. | ||
47 | 1 | Состав атмосферы. Роль озона. Изменение температуры. | ||
48 | 1 | Экология. Экологические технологии. | ||
49 | 1 | Практическая работа №14. Уровень загрязненности воздуха нашего района. (Отбор листьев на территории интерната). | ||
50 | 1 | Практическая работа № 15. Уровень загрязненности воздуха нашего района. (Отбор листьев на территории парка). | ||
51 | 1 | Аналитическое занятие. Сравнение результатов. Выводы. | ||
52 | 1 | Почва - золотой фонд страны. 27 марта-День Земли. Хартия Земли. | ||
53 | 1 | Виды и качества почв. Их роль в жизни человека и живых существ. | ||
54 | 1 | Эрозия почв. Примеры почвопользования. Характеристика почв Подмосковья. | ||
55 | 1 | Практическая работа № 16. Территория интерната. | ||
56 | 1 | Практическая работа № 17. Территория парка. | ||
57 | 1 | Аналитическое занятие. Сравнение результатов. Выводы, рекомендации. | ||
58 | 1 | Практическая работа № 18. Экскурсия в музей почвоведения. | ||
59 | 1 | Программы по сохранению природных биоценозов: высадка деревьев, цветов, разведение в искусственной среде отдельных видов, подкормка в дикой среде, ограничение отстрела (отлова). | ||
60 | 1 | Международные сообщества: WWF, GREENPEACE. | ||
61 | 1 | Презентация представителя GREENPEACE. | ||
62 | 1 | Презентация представителя WWF. | ||
63 | 1 | Презентация представителя "Заповедники России". | ||
64 | 1 | Флора и фауна Подмосковья. | ||
65 | 1 | Практическая работа № 19. Работа над созданием гербария. | ||
66 | 1 | Практическая работа № 20. Работа над созданием альбома. | ||
67 | 1 | Животные и птицы Подмосковья. | ||
68 | 1 | Практическая работа № 21. Экскурсия в парк. | ||
69-71 | 2 | Природоохранные сообщества. | ||
72-73 | 2 | Работа над презентациями и проектами: посещение тематических музеев. | ||
74-76 | 3 | Работа над презентациями и проектами: проведение лабораторных и практических занятий | ||
77 | 1 | Работа над презентациями и проектами: основы проектно-презентационной деятельности. Определить этапы работы над проектом. | ||
78-80 | 3 | Работа над презентациями и проектами: сбор и систематизация информации. | ||
81-82 | 2 | Работа над презентациями и проектами: составление списка литературы. | ||
83- 85 |
3 | Работа над презентациями и проектами: работа с фотоматериалами для презентации и книги. | Презентации, Проекты. |
|
86- 90 |
5 | Работа над презентациями и проектами: работа над презентацией. | Презентации, Проекты. |
|
91- 96 |
6 | Работа над презентациями и проектами: работа над творческой книгой. | Презентации, Проекты. |
|
97- 99 |
3 | Работа над презентациями и проектами: работа над докладом. | Презентации, Проекты. |
|
100-102 | 2 | Защита проектных работ, выбор победителей по номинациям. | Презентации, Проекты. |
Количество часов - 102 часа.
Практических и лабораторных - 21.
Поурочно-тематическое планирование курса дополнительного образования.
7 класс Раздел: Экосистемы. Чудеса природы. Народные промыслы. 102 часа.
№ | Кол-во часов | Тема занятия | Даты | Задания |
1 | 1 | Введение. Техника безопасности. | ||
2 | 1 | Повторение. Глобальное изменение экосистем. | ||
3 | 1 | Уникальные природные уголки планеты: | ||
4 | 1 | - Галапагосские острова- колыбель мира. Теория Дарвина. | ||
5 | 1 | - Камчатка- край вулканов и гейзеров. Стык литосферных плит. Уникальность флоры и фауны. | ||
6 | 1 | -Восточно - Африканское нагорье. Расхождение литосферных плит. Уникальность флоры и фауны. | ||
7 | 1 | - Коралловые рифы - уникальный и хрупкий мир. | ||
8 | 1 | - феномен Мертвого моря. | ||
9 | 1 | - и снова с болью об Арале. | ||
10 | 1 | - Байкал. | ||
11 | 1 | Восстановительные программы в России. | ||
12 | 1 | - Уссурийский край. | ||
13 | 1 | - Алтай. | ||
14 | 1 | - мир пещер. | ||
15 | 1 | - величайшие водопады мира. | ||
16 | 1 | Практическая работа № 1. Экскурсия в музей воды. Очистка воды. Аэрация. | ||
17 | 1 | - Калмыкия - места райских птиц в России. | ||
18 | 1 | - край озер - Карелия. | Проект | |
19 | 1 | Почва - золотой фонд страны. 27 марта-День Земли. Хартия Земли. | ||
20 | 1 | Виды и качества почв. Их роль в жизни человека и живых существ. | ||
21 | 1 | Практическая работа № 2. Экскурсия в музей почвоведения. | ||
22 | 1 | Практическая работа № 3. Экскурсия в зоомузей. | ||
23 | 1 | - Крымский полуостров. | ||
24 | 1 | - Арктика России. | ||
25 | 1 | - Дальний восток. | ||
26 | 1 | Программы по сохранению природных биоценозов: высадка деревьев, цветов, разведение в искусственной среде отдельных видов, подкормка в дикой среде, ограничение отстрела (отлова). | ||
27 | 1 | Международные сообщества: WWF, GREENPEACE. | ||
28 | 1 | Презентация представителя GREENPEACE. | ||
29 | 1 | Презентация представителя WWF. | ||
30 | 1 | Презентация представителя "Заповедники России". | ||
31 | 1 | Флора и фауна Подмосковья. | ||
32 | 1 | Практическая работа № 4. Исследование воды. | Проект | |
33 | 1 | Практическая работа № 5. Исследование почвы. | Проект | |
34 | 1 | Практическая работа № 6. Описание экосистем района. | Проект | |
35 | 1 | Практическая работа № 7. Экскурсия в парк. | ||
36 | 1 | Мир флоры и фауны в батике. Мастер-класс.
Возникновение батика. Техники. Возможности техник (фотогалерея). |
||
37 | 1 | Этапы работы: натягиваем рамки, наносим основу. | ||
38 | 1 | Этапы работы: переносим рисунок клеточным способом. | ||
39 | 1 | Этапы работы: наносим по границам клеевую черту. | ||
40 | 1 | Этапы работы: наносим красками фоновые элементы | ||
41-44 | 4 | Этапы работы: завершить работу | ||
45-46 | 2 | Этапы работы: оформление в рамочки с паспорту и подведение итогов. Оформить выставку работ. | Творческие работы | |
4736 | 1 | Народные промыслы. Вводная. Русские национальные промыслы (презентация) | Творчески | |
48-50 | 3 | Мастер-классы: изготовление кукол. Виды кукол, изготовление. |
||
51-53 | 3 | Мастер-классы: роспись тарелок. Подготовительный и основный этапы. |
||
54-56 | 3 | Мастер-классы: роспись яиц. О празднике Пасха, виды оформления яиц, роспись яиц. |
||
57-58 | 2 | Оформление работ и выбор победителей. | ||
59 | 1 | Основы проектной деятельности: вводный инструктаж. | ||
60 | 1 | Компьютерные программы: Pover Point | ||
61 | 1 | Компьютерные программы и интернет ресурсы в помощь геоэкологии и туризму: Google, Wikipedia и др. | ||
62 | 1 | Использование интернет ресурсов: Google | Практическая работа пра | |
63-65 | 2 | Специальные геотуристские программы (в сети интернет) | Практическая работа Практическая | |
66-68 | 2 | Специальные геотуристские программы (на дисковых носителях) | Практическая работа | |
67-68 | 2 | Модификация сайта. | Практическая работа | |
69-70 | 2 | Экскурсионные программы по уникальным
местам. Вводная. Семь чудес России. |
||
71- 74 |
4 | Составление экскурсии по объекту. (работа с литературой, создание собственного текста) | ||
75-77 | 3 | Составление экскурсии по объекту. (создание презентации) | ||
78-80 | 3 | Разработка законченного маршрута, включающего и экскурсию | ||
81-83 | 3 | Наполнение маршрута дополнительными объектами (показа и рассказа) | ||
84-86 | 3 | Оформление творческих работ | Презентации и проекты. | |
87-89 | 3 | Предзащита (прослушивание) работ. | Презентации и проекты. | |
90-102 | 12 | Защита проектных работ. | Презентации и проекты. |
Количество часов - 102 часа.
Практических и лабораторных - 7.
Поурочно-тематическое планирование курса дополнительного образования.
8 класс Раздел: Экосистемы. Антропогенное влияние. Памятники, охраняемые ЮНЕСКО. 102 часа.
№ | Кол-во часов | Тема занятия | Даты | Задания |
1 | 1 | Введение. Техника безопасности. | ||
2 | 1 | Повторение. Глобальное изменение экосистем. Программы по сохранению природных биоценозов: высадка деревьев, цветов, разведение в искусственной среде отдельных видов, подкормка в дикой среде, ограничение отстрела (отлова). |
||
3 | 1 | Экологические проблемы: - глобальное изменение климата; |
||
4 | 1 | - изменение качества почв: заболачивание, солончаки, разработки полезных ископаемых. | ||
5 | 1 | - проблема численности населения планеты. | ||
6 | 1 | - проблема загрязнения атмосферы. | ||
7 | 1 | Практическая работа № 1. Проверить уровень загрязнения выхлопными газами в нашем районе. Аналитическое занятие. Сравнение результатов. Выводы, рекомендации. | ||
8 | 1 | - потеря численности и разнообразия видов (животных и растений). | Проект | |
9 | 1 | - вырубка леса. Опыт восстановления численности зарубежных стран. Восстановительные программы в России. | ||
10 | 1 | Энергия. Энергопотребление. Энергосбережение. Альтернативные виды энергии. Опыт России. | ||
11 | 1 | Водопотребление. История вопроса.
Практическая работа № 2. Экскурсия в музей воды. Очистка воды. Аэрация. |
||
12 | 1 | - проблема мусора. Практическая работа № 3. Экскурсия на мусороперерабатывающий завод. | ||
13 | 1 | Почва - золотой фонд страны. 27 марта - День Земли. Хартия Земли. Виды и качества почв. Их роль в жизни человека и живых существ. Практическая работа № 4. Экскурсия в музей почвоведения. | ||
14 | 1 | Практическая работа № 5. Экскурсия в зоомузей. | ||
15 | 1 | Туризм. Основы туристической деятельности. | ||
16 | 1 | Туризм. Современный уровень индустрии. | ||
17 | 1 | Туризм. Направления и специфика | ||
18 | 1 | Туризм. Международные специализированные программы | ||
19 | 1 | Туризм. Дисковые специализированные программы | ||
20 | 1 | Туризм. Создание турпродукта | ||
21 | 1 | Туризм. Варианты проживания, звездность отелей (презентация). | ||
22-23 | 2 | Туризм. Маршруты - лидеры продаж. Путешествие моей мечты. | ||
24 | 1 | Туризм. Международное законодательство в помощь клиенту | ||
25-26 | 2 | Практическая работа №6. Экскурсия на предприятие. | ||
27-28 | 2 | Работа над индивидуальными экскурсиями в Google планета | Работа | |
29-30 | 2 | Работа над индивидуальными экскурсиями в Google карты | Работа | |
31-32 | 2 | MapGPSv.7.0. Создание продукта | Работа | |
33-34 | 2 | Reiseplaner Europa. Создание продукта | Работа | |
35-36 | 2 | Pover Point. Создание продукта | Работа | |
37-38 | 2 | Защита творческих работ | Работа | |
39 | 1 | Уникальные памятники, охраняемые ЮНЕСКО. Чем занимается ЮНЕСКО. | ||
40-42 | 2 | Памятники Европы | ||
43-45 | 3 | Памятники Азии | ||
46-48 | 3 | Памятники Австралии | ||
49-51 | 3 | Памятники Латинской Америки | ||
52-54 | 3 | Памятники Северной Америки | ||
55-57 | 3 | Памятники Африки | ||
58 | 1 | Антарктида, Грендандия и др. острова | ||
59-61 | 3 | Создание интерактивного журнала
"чудеса творений рук человеческих". Сбор информации, комбинирование по регионам |
Журнал | |
62-64 | 3 | Подбор фотоматериалов | ||
65-68 | 4 | Компановка и редакция | ||
69-71 | 2 | Представление журнала | ||
72 | 1 | Основы проектной деятельности. компьютерные программы в помощь. | ||
73 | 1 | Индивидуальная работа над проектами. Вводная лекция. | ||
74-76 | 3 | Индивидуальная работа над проектами. Посещение тематических выставок и музеев. |
||
77-80 | 3 | Индивидуальная работа над проектами. Подбор литературы. Составить список литературы. |
||
81-83 | 3 | Индивидуальная работа над проектами. Компановка, работа с текстом. | ||
84-87 | 4 | Редакция творческой книги. | ||
88-92 | 5 | Индивидуальная работа над проектами. Работа с презентацией по теме. |
||
93-95 | 3 | Индивидуальная работа над проектами. Работа с докладом. |
||
96 | ||||
97-98 | 2 | Предзащита экскурсий и проектных работ | ||
100-102 | 3 | Защита экскурсий и проектных работ | ||
Количество часов - 102 часа.
Практических и лабораторных - 6.
Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:
- наличие учебного класса (аудитории) со столами, стульями, доской, специальным техническим оборудованием для демонстрации наглядного, видео, коллекционного материала;
- специальная библиотека учебно-методической и научно-популярной литературы по экологии и охране окружающей среды. Необходимы также различные экологические словари (не вошедшие в список литературы);
- коллекционный (биологический) и другой наглядный и дидактический материал (схемы, плакаты, информационные буклеты и другие материалы);
- наличие специальных технических и лабораторных средств обеспечения практических работ по оценке состояния окружающей среды (тест - комплекты, комплекты-лаборатории, средства отбора проб, приборы для определения физических и физико-химических параметров окружающей среды, реактивы и химические материалы, лабораторные инструменты и принадлежности, средства индивидуальной защиты для лабораторных и полевых работ).
Если планируется проведение экскурсий, особое внимание следует обратить на возможность подготовки проекта на материалах экскурсии с учащимися, разработку индивидуальных исследовательских тем, соответствие методического обеспечения, оборудования, а также инструктажу по технике безопасности. Экскурсии могут быть организованы с целью овладения базовыми методиками полевой экологической работы, в виде ознакомительной практики в разных природных ландшафтах Московской области, для изучения экологического разнообразия и особенностей различных сообществ.
Интернет источники и литература.
1. Алексеев Б.А. Заповедники мира.- М., 2006.
2. Грант В. Видообразование у растений. - М.Мир,1984.
3. Латышев О. Ю. Смысл и цели образования детей-сирот в контексте их социальной адаптации. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 1 марта. http://www.eidos.ru/journal/2007/0301-1.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
4. Ковриго В.П. Почвоведение с основами геологии.-М.Колос,2000.
5. Мамедов Н.М., Суравегина И.Т., Глазачев С.Н. Основы общей экологии. - М.МГС, 1998.
6. Мунин П.И. Теория устойчивого развития.- М.Либроком, 2009.
7. Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории (синергетика-психология-прогнозирование).-М.,2004.
8. Неймайр М. История Земли. -М.Терра,1994.
9. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии. - М.Дрофа, 1999.
10. Халий И. А. Акции экологического движения: руководство к действию. М.,1996.
11. Ягодин Г.А. Экология Москвы и устойчивое развитие. - М.МИОО, 2007.