Урок русского языка по теме "Состав слова". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  1. Обобщить знания учащихся о составе слова; закрепить навыки разбора слова по составу.
  2. Развивать умение обозначать части слова, фонетический слух, орфографическую зоркость, внимание, мышление, память, устную речь.
  3. Воспитывать любовь к родному языку, старание, аккуратность.

Ход урока.

I. Организационный момент

II. Повторение

Учитель. Мой весёлый, звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь? Ребята, мой мяч подкатился под первое задание урока. Посмотрите на доску.

На доске.

- Что это?

Дети. Это наша грамматическая копилка. В ней мы накапливаем правильное написание слов.

Учитель вывешивает на доску карточки со словами.

На доске.

м:чи - :, г:лы - :

У. Прочитайте про себя. Догадайтесь, какие буквы пропущены в этих словах.

Д. В этих словах пропущены безударные гласные.

У. Что надо помнить, чтобы правильно написать слово с безударной гласной в корне?
Д. Изменить слово так, чтобы безударная гласная стала под ударением.

У. Запишите эти слова, рядом пишите проверочное слово.

Дети работают самостоятельно, затем делается проверка. Один из учеников записывает ответ на доске.

На доске.

Мячи - мяч, голы - гол

- Мой мячик катится дальше: и подкатился под второе задание урока. Посмотрите на доску.

На доске.

- Что напоминает вам изображенное на доске?

Д. Веточку мимозы.

- Рассыпанные бусинки.

- Камешки на берегу моря:

У. Я очень довольна вашими ответами. У вас отличное воображение и много фантазии. А мне кажется: "рассыпалась" буква. Догадайтесь, какая?

Д. Буква Ф.

III. Чистописание

У. Молодцы! Пропишите ее в воздухе пальчиком. А сколько звуков она обозначает?

Д. Два звука: [ ф ] и [ ф' ].

У. Запишите букву ф у себя в тетради.

Дети записывают.

IV. Тема урока

У. Ребята, а как называется человек с богатым воображением и фантазией?

Д. Фантазер!

У. Допишите строчку словом фантазер.

Дети выполняют задание.

- А теперь, пожалуйста, назовите слова, содержащие звуки [ ф ] или [ ф' ].

Д. Зефир, шофер, фокус, фея, портфель:

У. Молодцы! Вы назвали мне много слов. А знаете ли вы, что все приведенные вами слова, содержащие звуки [ ф ] или [ ф' ], это не русские слова, а слова-пришельцы, попавшие к нам из других языков! Например, слово футбол пришло из английского языка. Буква ф будет сегодня хозяйничать во многих словах.

Мой неугомонный мячик покатился дальше и остановился: у кроссворда. Давайте разгадаем его.

Учебное помещение для занятий.

Д. Класс.

У. Верхняя женская или мужская одежда.

Д. Пальто.

У. Корм для лошади.

Д. Овес.

У. Защитник Отечества.

Д. Солдат.

У. Лиственное дерево с белым стволом.

Д. Береза.

У. Красна девица сидит в темнице,

Хвост - на улице.

Д. Морковь.

Дети называют отгадки. Вызванный ученик заполняет на доске словами строки кроссворда.

У. Дети, внимательно посмотрите на слова и попробуйте найти слово, "спрятавшееся" в кроссворде по вертикали.

Д. Это слово состав.

У. Верно! Это слово имеет несколько значений. Попробуйте мне назвать значения этого слова.

Дети называют с помощью учителя и выясняется; в армии может быть офицерский (солдатский) состав; есть пассажирский (грузовой) состав; состав команды.

- Нас, конечно, сегодня на уроке будет интересовать состав слова. Мы повторим и закрепим знания, полученные по теме "Состав слова". Давайте составим лицо грамматического человека.

Учитель открывает доску.

На доске.

Дети отвечают на вопросы.

  • Из каких частей может состоять слово?
  • Какая часть слова не изменяется?
  • Что называется корнем слова?
  • Какие слова называются однокоренными?
  • Что такое суффикс?
  • Что такое приставка?
  • Что такое окончание?

Из ваших ответов я сформирую лицо человечка.

На доске появляется изображение.

- Человечек получился у нас немного грустный, но он весело улыбнется в конце урока, потому что мы обязательно справимся со всеми заданиями, на которые будет указывать мой веселый мячик. Посмотрите на доску. Там записаны предложения, с которыми мы будем работать.

На доске.

1. Ф:тб:л - п:п:л:рн: : :гр: .

2. чалНася ныйбольфут сезон.

3. юные, готовятся, к, футболисты, матч.

У. Прочитайте первое предложение. Чего не хватает?

Д. В словах предложения не хватает гласных.

У. Сколько всего слов в этом предложении?

Д. Три слова.

У. Попробуйте прочитать второе слово.

Д. Это слово популярная!

У. Подберите близкие по значению слова.

Д. Известная, любимая.

У. Проговорите предложение орфографически и запишите его самостоятельно. Тот, кто быстрее справится с заданием, может выйти к доске и вставить пропущенные буквы. Пишем красиво, чисто. Выделяем орфограммы.

Дети записывают.

Футбол - популярная игра.

У. Во втором предложении работаем со словами-перевертышами. Какое из этих слов нельзя так назвать?

Д. Сезон.

У. На каком оно месте в предложении?

Д. На третьем.

У. Знаете ли вы, что означает это слово?

Дети пытаются объяснить. На помощь приходит учитель.

- Сезон - время года, когда проводятся соревнования среди футбольных команд. Прочитайте про себя предложение. Хором проговорите орфографически. Запишите под мою диктовку.

Учитель диктует предложение: Начался футбольный сезон.

- Прочитайте запись под цифрой три. Можно ли сказать, что это предложение?

Д. Нет. Это набор слов. А предложение должно выражать законченную мысль.

- Чтобы получилось предложение, надо все слова связать грамматически..

У. Самостоятельно проговорите предложение и запишите.

Дети выполняют задание.

Юные футболисты готовятся к матчу.

- А теперь, ребятки, пришла пора и отдохнуть!

Физкультминутка

У.

Глазки, пальчики устали,
Мы их двигаться заставим!

Встаньте, пожалуйста, и побросайте друг другу в паре воображаемый мячик. Старайтесь каждый раз его поймать.

Дети выполняют упражнение.

Тема урока (продолжение)

У. А теперь - внимание! На доске вы видите изображение футбольных ворот. Мой мячик предлагает вам поиграть в футбол.

Если штангой сделать Г,
Если штангой сделать Л,
И забить в ворота О,
Будет:

Д(хором). Гол!

На доске.

У. В пространство буквы О "забейте" слова-голы. Это должны быть родственные слова.

Дети называют слова из записанных ранее предложений, учитель записывает их на доске.

На доске.

- Разберите слова по составу. Лицо грамматического человечка поможет вам выполнить эту работу.

Дети выполняют задание самостоятельно, далее на доске делается проверка.

На доске.

Для индивидуальной работы учитель выдает детям карточки. В верхнем левом углу нарисован мячик желтого, зеленого и красного цвета (по уровню трудности: соответственно базовый, повышенной трудности, творческий).

Образцы карточек.

1. Спишите слова, вставив пропущенные буквы.

Тр:ва, н:га, г:лы, штанга

2. Выдели корень и окончание.

1.Добавьте слоги к данным слогам, чтобы получились слова.

Сви::, иг::, ::дарок, ::града.

2. Разберите их по составу.

1.Выпишите слова в таком порядке.

2. К подчеркнутому слову подбери однокоренные слова.

У. Вы славно поработали, ребятки! Спасибо. Послушайте, пожалуйста, сказку, которую я сочинила. Называется она "Неразлучные друзья".

Учитель рассказывает сказку.

Неразлучные друзья.

Жили на отшибе грамматического городка , . Решил однажды корень навестить своих друзей - части слова.

Плачут те горькими слезами, ничто их не радует.

- Что рыдаете, друзья? - спросил у них корень . В чем дело?

- Наше горе безутешно, - отвечают , , - хотим мы поиграть в слово:ничего не получается.

- Как только мы не строились! И так: , . Итак , и вот так , . И даже так: , ! Нет смысла в слове!

Огорчился корень. Извинился. И занял свое место среди друзей.

И сразу высохли слезы у частей слова, заулыбались они, затанцевали от радости. А вместе с ними и корень, который решил больше никогда не покидать их.

Ребята, а какое слово получилось? Кто догадался?

Д. Нагрузка!

V. Итог урока

У. Молодцы! Да, у футболистов во время игры большая нагрузка: надо не только бегать, прыгать, забивать голы, но и думать. Они сильно устают.

Устал и мячик - наш друг и веселый путешественник. Со всеми заданиями, на которые он указывал, вы справились.

Посмотрите: доволен и грамматический человек. Он весело улыбается, радуясь вместе с нами.

- Вы сегодня очень хорошо работали.

VI. Домашнее задание

У. Пришла пора прощаться с нашим мячиком. Попробуйте дома дописать стихотворение.

Убежал мой мяч :
Догони его! Не плачь!

Несколько слов из своего стихотворения разбери по составу.