Методика проведения открытого урока.
Преподаватель: Сегодня у нас необычный урок. Мы поговорим о стране, которую называют очень странно - "Страна наоборот". И для этого есть все основания. В этой удивительной стране пальто подает женщина, руль в машине с правой стороны, здесь пишут сверху вниз, едят палочками, спят на полу, а белый цвет является траурным.
А еще эту страну называли, "экономическим чудом", т.к. длительное время, вплоть до 20 в., она была как бы "спрятана" от глаз европейцев и только в первой половине 20 в. предстала перед миром как "экономическое чудо". О какой стране идет речь? Вы догадались?
Да, это Япония. В тетрадях запишите тему: Япония - страна высокой культуры.
Цель урока: выявить основные черты экономико-географического положения /ЭГП/ страны, особенности населения, дать оценку природным ресурсам и их использованию, а так же определить составляющие японского "экономического чуда".
У вас на столах лежат зачетные книжки /см. приложение 1/. Подпишите их, указав фамилию, имя, группу. Ваша задача - в течение урока заполнить все колонки /их 6/ в зачетной книжке, тем самым повысить рейтинг своей работы по данной теме и получить максимальную оценку.
Итак, помогут нам понять и узнать эту своеобразную страну экскурсоводы туристической фирмы.
Представление студентов-экскурсоводов. Сообщения студентов – экскурсоводов.
-
Название страны. Состав территории.
Древнее название страны - Ямато. Японцы называют ее Ниппон или Нихон, т.е. Страна восходящего солнца.
Красный солнечный круг на японском флаге и круглая хризантема (национальный цветок японцев) на государственном гербе страны символизируют восходящее солнце.
По размерам территории Япония составляет 378 тыс. км2. Япония - страна-архипелаг, расположенная на четырех крупных островах: Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку и почти шести тыс. мелких островов в Тихом океане. Столица Японии - Токио, что означает "Восточная столица", расположена на острове Хонсю, на месте бывшего замка Эдо.
2. Экономико-географическое и политико-географическое положение Японии.
Япония - древнее государство. Однако длительный период ее изоляции привел к тому, что вплоть до XX в. она была как бы "спрятана" от глаз европейцев.
Япония входит в "большую семерку", что говорит о ее высоком экономическом развитии, но не является членом НАТО и других объединений, потому что ее удаленность от большинства стран затрудняет процесс интеграции.
Япония отделена от материка Восточно-Китайским, Японским и Охотским морями. С востока и юго-востока страну омывают воды Тихого океана. Омывающие Японию моря и океан имеют для страны огромное значение, как источник биологических, минеральных и энергетических ресурсов. Связь Японии с другими странами мира осуществляется морским путём. Положение Японии на стыке материка Евразия и Тихого океана, находящейся в центре Азиатско-Тихоокеанского региона, открывает очень большие возможности для участия страны в международном географическом разделении труда.
3. Особенности населения. Демографическая политика.
Население Японии – 127 288419 млн. человек (по состоянию на январь 2010 г.,10 место в мире). Средняя плотность населения - 336 человек на км2. Но фактическая плотность выше, поскольку почти все население страны сосредоточено на приморских низменностях и в долинах рек.
Япония - конституционная монархия, империя. По государственному устройству Япония - унитарное государство, здесь 46 префектур и губернаторство Хоккайдо.
Подавляющая часть населения живет в городах – около 80%. В стране более 200 больших городов, 11 городов являются миллионерами. Крупнейшие городские агломерации Кейхин, Хансин и Тюке сливаются в Токийский мегаполис (Тoкайдо) с численностью жителей более 60 млн. человек. Мегаполис Токайдо протянулся вдоль побережья на 600 - 700 км. Средняя плотность населения в его пределах составляет 800 - 1000 чел. на 1 км2.
Для Японии в отличие от других стран Азии, характерен первый тип воспроизводства населения. Заметное снижение рождаемости объясняется, прежде всего, желанием японцев повысить уровень жизни, а так же государственной политикой контроля над рождаемостью. Занятия по основам планирования семьи проводятся уже в старших классах. Пропагандируются более поздние браки по договоренности родителей.
Население отличается национальной однородностью, около 99% составляют японцы. Из других народностей значительна численность корейцев и китайцев. Наиболее распространенными религиями являются синтоизм и буддизм.
Япония - нация здоровых людей с самым низким показателем детской смертности в мире /4 чел. на 1000 жителей за год, в США - 8 на 1000, в России 18 на 1000/ и с самым высоким уровнем продолжительности жизни /мужчины - 76 лет, женщины - 82 года/. Для сравнения: в России женщины - 72 года, мужчины - 62 года.
Преподаватель: как вы думаете, почему японцы живут долго?
- Все продукты в магазинах наисвежайшие. В пищу употребляется много морепродуктов.
- Само отношение к жизни. Японцы как никакой другой народ в мире знают и понимают, насколько хрупка жизнь. В памяти еще остались атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Японцы ценят жизнь и берегут природу: леса, реки, животных и птиц.
- В отношениях японцев друг к другу царит доброжелательность.
- Привычка ходить. Когда-то в стране был провозглашен лозунг: "Десять тысяч шагов в день ради здоровья", который стал жизненным правилом для каждого японца.
- Гигиена. Каждый чихающий, сморкающийся носит на лице, прикрывая нос и рот, специальную маску из нескольких слоев марли. Причем носить эти гигиенические повязки учат уже в детском саду.
А над чем из всего сказанного задумался каждый из вас?
Преподаватель: студенты, которые отвечали на вопрос "Почему японцы живут долго?" в колонку 1 зачетной книжки поставьте знак +.
Япония – страна высокой культуры и сплошной грамотности, где обучению и воспитанию детей уделяется большое внимание с раннего детства. Японцы свято почитают старинные обряды и традиции, к числу которых относятся почитание старших, кимоно, особенности японской кухни, сервировка стола, чайная церемония, икебана, бонсай и др.
/Краткое сообщение студентов об этих традициях/.
Преподаватель: сейчас посмотрим фрагмент видеофильма о традициях японского общества. После просмотра вы должны ответить на вопросы:
- О каких традициях, обычаях японского народа рассказывается в видеофильме?
- Что является символом мира сумо?
- Каковы современные взгляды японцев на институт семьи и брака?
- Что является средством воспитания духа и тела воинов?
- Какими качествами должен обладать воин для достижения цели?
Обсуждение по видеофильму.
Кто отвечал на вопросы по видеофильму в зачетную книжку в колонку 2 поставьте знак +.
-
Природные ресурсы и их использование. Оценка природно-ресурсного потенциала для развития страны.
Страна бедна минеральными ресурсами, поэтому особое значение приобретают другие природные ресурсы.
Свыше 2/3 территории Японии занимают леса, кустарники; значительная часть лесов, свыше 1/3 - искусственного насаждения. Хвойные породы составляют 50% общих запасов древесины и 37% всей лесной площади. Всего во флоре Японии насчитывается около 300 видов трав и свыше 700 видов деревьев и кустарников.
Реки Японии многочисленны, но малопротяжённы. Крупнейшая из них - река Синако (367 км). Большинство рек - это бурные горные потоки, источники гидроэнергетики и воды для ирригации. Для судоходства реки непригодны. Обилие рек, озёр, подземных вод, которыми щедро награждена Япония, оказывает благотворное влияние на развитие сельского хозяйства и промышленности. В Японии особое значение уделяется развитию рекреационных ресурсов. Сейчас в Японии имеется около 25 национальных парков.
В 50-80-х гг. экономика Японии развивалась гораздо более высокими темпами по сравнению с другими крупными странами мира. Произошли наиболее заметные прогрессивные сдвиги в хозяйстве: резко увеличилась доля нематериальной сферы, а внутри промышленности - самых современных производств электротехники, электроники, производства современных конструкционных материалов. Феноменальны успехи Японии и на внешних рынках. Япония стала одним из важнейших участков мировой внешней торговли товарами, научно-техническими знаниями, а так же международных финансовых операций. Слагаемых японского "экономического чуда" много, но главное, пожалуй, состоит в формировании целостной, взаимосвязанной системы экономической политики. Главными элементами которой, можно назвать следующие:
- активная государственная политика;
- быстрое развитие отечественной научно-технической базы и рациональное использование иностранных технологий;
- динамический рост производительности труда;
- высокая квалификация и дисциплинированность рабочей силы;
- гибкая экономическая тактика и стратегия.
Преподаватель: продолжаем нашу работу по секциям: экономисты, статистики, демографы, хозяйственники, экологи. Ваша задача - устно подготовиться к ответу по вопросам и заданиям указанным в карточке /см.приложение 2/. Эксперты /студенты-экскурсоводы/ руководят работой группы и оценивают студентов, которые активны в ходе обсуждения. Один студент из группы идет отвечать у доски. На работу по секциям отводится 7-10 минут.
Затем в течение 20 минут представители от каждой секции защищают свои задания, демонстрируя круговую и столбиковые диаграммы, контурную карту с направлениями международных грузопотоков; работая с "Политической картой мира".
Преподаватель: кто активно участвовал в обсуждении вопросов и заданий в группе в колонку 3 зачетной книжки поставьте знак + /это делают эксперты/. Студенты, которые защищали задания у доски, в колонку 4 поставьте знак +.
Контроль знаний по изученной теме.
Индивидуально, письменно. Каждый студент получает лист контроля /см. приложение 3/ в тестовой форме. В течение 7 минут необходимо ответить на 12 вопросов, отметив только один правильный ответ из предложенных вариантов.
Оценим работу путем взаимопроверки.
Студенты объединяются в пары, обмениваются своими работами и подсчитывают количество баллов у своего товарища.
На доску вывешиваются правильные ответы и критерии оценок за тестирование /см. приложение 4/.
В колонку 5 зачетной книжки студенты проставляют количество баллов, полученное за тестирование.
Если студент получил «5» – отлично, «4» – молодец, «3»- можешь лучше «2» - есть над чем поработать.
Домашнее задание.
Заполнить сравнительную систематизирующую таблицу "Страны зарубежной Азии".
1. ЭГП (особенности) | ||
2. Природные ресурсы | ||
3. Население (численность, тип воспроизводства, национальный состав) ! | ||
4. Хозяйство (ведущие отрасли промышленности, сельского хозяйства) | ||
5. Внешнеэкономические связи (экспорт, импорт) |
Сделайте вывод по таблице.
Подведение итогов занятия.
Преподаватель: cегодня мы узнали о Японии как о стране высокой культуры и сплошной грамотности, как об «экономическом чуде». Как вы считаете, благодаря чему страна добилась таких успехов? В чем заключается японское "экономическое чудо"?
Размышления студентов.
Тот, кто отвечал на вопросы в колонку 6 зачетной книжки поставьте знак +.
А теперь подведем итоги работы каждого студента на уроке.
Если в колонке 1 есть знак +, то поставьте три балла. Если в колонке 2есть знак +, то поставьте три балла и т.д.
Подсчитайте, сколько баллов вы набрали, определите, каков ваш рейтинг и итоговая оценка за работу на уроке.
На доску вывешиваются критерии оценок всей работы /см. приложение 5/.
Преподаватель сообщает о выполнении поставленных целей, подводит итог занятию, выставляет оценки в журнал.