Цель урока: Создание условий для развития ключевых компетенций обучающихся: умению самостоятельно осуществлять деловое общение в рамках заданной темы.
Задачи урока:
Обучающие:
- углубить знания учащихся о лесе, показав многообразие растительного и животного мира леса и их возможность совместного обитания;
- раскрыть связи, которые существуют между обитателями леса;
- выяснить с учащимися значение леса для природы и в жизни человека.
Развивающие:
- продолжить формирование организационной деятельности в учебном сотрудничестве – умение договариваться.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к лесным богатствам.
Оборудование и наглядные пособия: учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы, карточки для индивидуального опроса, плакаты с изображением лесных обитателей, поделки из бумаги “Этажи леса”.
Ход урока
1. Знакомство.
Учитель: Сегодня мы собрались на очередное заседание клуба “Мы и наш мир”.
- Познакомьтесь с нашими гостями, которые с удовольствием откликнулись на ваши приглашения;
- Председатель заседания младшего научного общества Трикоз Даниил, консультанты 1-й группы Масленникова Валентина, 2-й группы Колесников Егор, 3-й группы Качкалда Нина.
Учитель:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем. (Лес)
- Действительно, речь сегодня пойдет о природном богатстве Русском лесе. Слайд №1.
Ученик читает стихотворение о лесе: слайд №2.
Лес (С. Погореловский)
Здравствуй, лес!
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь, мы – свои.
- Тему нашего заседания представит председатель (тема - на слайде №3): “Человек и природное сообщество”.
План:
1. Лес – царство растений.
2. Растения и животные связаны между собой.
3. Человек и природное сообщество.
- Каждая группа учащихся сегодня расскажет и докажет эти высказывания.
- Что такое ЛЕС?
(Дети отвечают, что им известно о лесе)
- Есть ли в нашей области леса? А что такое тайга?
Найдите это слово в словаре учебника. (Учащиеся читают в словаре)
“Тайга – леса в Северном полушарии, в которых преобладают хвойные деревья: ель, пихта, лиственница.
Слайд №4 (карта России с обозначениями лесов)
- О каком лесе еще вы сможете прочитать в словаре?
Дети читают: “Смешанный лес – лес, в котором растут как лиственные, так и хвойные деревья”
- Посмотрите на карту России, как вы думаете, что на ней обозначено зеленым лесом?
(Расположение лесов)
- А почему зеленый цвет разных оттенков? (Темно-зеленый цвет показывает хвойные леса; зеленый цвет показывает смешанные; а светло- зеленый – показывает расположение лиственных лесов)
- Скажите, Томская область в каком полушарии расположена: в Северном или в Южном полушарии? (Томская область расположена в Северном полушарии).
Вывод: в Томской области большей частью расположены хвойные леса.
Слайд №5. “Почему лес называют царством растений?"
1-й ученик: Лес называют царством деревьев. Но невозможно представить себе лес без кустарников, травянистых растений, папоротников, мхов, лишайников и грибов.
Им для жизни нужны свет, влага, воздух, питательные вещества.
Все растения приспособились жить рядом и не мешать друг другу. Как им это удается?”
2-й ученик: Да, в лесу высокие деревья образуют верхний ярус. Ниже – ярус низкорослых деревьев, еще ниже – ярусы кустарников и трав. И самый нижний ярус занимают мхи и лишайники.
3-й ученик: В лиственном лесу в первом ярусе находятся кроны самых светолюбивых деревьев.
Это липа, береза, клен, осина, сосна, лиственница, ель. (Слайд – первый ярус)
Низкорослые деревья – рябина, черемуха, ива – растут под пологом высоких деревьев. Они приспособились жить в тени. (Слайд – второй ярус)
4-й ученик: Третий ярус – это кустарники: малина, калина, жимолость, орешник, шиповник, крушина. Ниже кустарников – кустарнички черники, брусники и травы.
Лесные травы более теневыносливы. (Слайд – третий ярус)
5-й ученик: В самом нижнем ярусе располагаются растения, которым не надо много света, - мхи и лишайники.
Мхи впитывают и сохраняют влагу, создавая условия для роста лесных трав. (Слайд – четвертый ярус)
6-й ученик: И цветут растения в разное время. Ранней весной, когда на деревьях еще нет листьев, и они не мешают лучам солнца проникать до самой земли, расцветают первоцветы.
7-й ученик: Даже корни растений расположены в почве ярусами.
Глубже всех корни самых высоких деревьев. Немного выше находятся корни кустарников, еще ближе к поверхности почвы – корни травянистых растений.
Вывод: Многоярусность растений леса помогает всем растениям жить не мешая друг другу.
Формирование критического мышления.
- Работа в группах (задание в карточках).
Карточка №1
(см. Примечание)
- Прочтите названия растений леса: сосна, шиповник, орешник, береза, ландыш, ветреница лесная, ель, вороний глаз и разделите их на три группы по внешнему строению, и заполните таблицу:
Таблица 1
РАСТЕНИЯ ЛЕСА | ||
Деревья |
Кустарники |
Травянистые растения |
* сосна * береза * ель |
* шиповник * орешник * вороний глаз |
* ландыш * ветреница лесная |
Карточка №2
- Прочтите названия животных леса. Крот, ящерица, жук-олень, дятел, уж, ястреб, филин, желудевый долгоносик, еж и разделите их на группы и заполните таблицу.
Таблица 2
ОБИТАТЕЛИ ЛЕСА | |||
Насекомые | Пресмыкающиеся | Птицы | Млекопитающиеся |
* жук-олень * желудевый долгоносик |
* ящерица * уж |
* дятел * ястреб * филин |
* крот * еж |
Председатель: Переходим ко второму вопросу: Растения и животные леса связаны между собой.
Слайд № 7. Растения и животные леса – природное сообщество.
1-й ученик: Животные в лесу проживают на разных “этажах”. Место “квартиры” каждого животного зависит от того чем они питаются и где находят себе укрытие.
2-й ученик: Верхние “этажи” лесного дома занимают те насекомые, которые питаются листьями и почками деревьев. В кроне дуба живут майские жуки, жук-олень, желудевый долгоносик, листовертка. Птицы, которые питаются насекомыми, тоже обитают здесь. Зяблики, щеглы, дятлы. Тут они вьют себе гнезда, укрывают свое потомство от хищников.
3-й ученик: С верхних ярусов леса высматривают добычу Ястреб, сокол, сова, филин, коршун. В кронах второго яруса и на кустарниках кормятся дрозды, славки, снегири, синицы. Соседствуют с ними и некоторые звери – белки, бурундуки. В этих местах они находят себе пищу и убежище от врагов.
4-й ученик: Листьями деревьев и кустарников, травой питаются более крупные звери – лось, косуля, кабан, заяц. Среди молодых деревьев и кустарников им легче укрываться от хищников: Кому от лисы, а кому от волка.
5-й ученик: В траве живут грызуны. Они едят зеленые растения и их семена. Рядом обитают ежи. Их основная пища – насекомые и дождевые черви.Густая трава и подземные норы служат им надежной защитой от хищников.
6-й ученик: В лесной подстилке обитают черви, улитки, клещи, насекомые. Ими питаются пауки, хищные жуки – жужелицы. На насекомых охотятся змеи и ящерицы, которые становятся сами чьей-то добычей. В почве живут кроты, землеройки, черви.
7-й ученик: Животные и растения леса связаны между собой в цепи питания. Значит, пищевые связи – главные связи в сообществе растений и животных.
8-й ученик: Растения дают животным возможность укрыться от жары и врагов. Птицы используют листья и стебли растений для постройки гнезд. Животные помогают распространению семян и плодов растений. Некоторые роют норы, ходы под землей. Что способствует поступлению воздуха и воды к корням растений.
9-й ученик: Грибы и бактерии перерабатывают остатки растений и животных в минеральные соли, которые потребляются корнями растений. Грибницы срастаются с корнями деревьев, кустарников и трав, и помогают им всасывать из почвы воду с растворенными солями.
10-й ученик: Таким образом, растения, животные, грибы, бактерии не могут существовать независимо друг от друга. Они живут в сообществах и приносят пользу друг другу. А ученые так и называют лес природным сообществом.
Формирование критического мышления.
- Каждой группе дается следующее задание:
Из карточек надо составить цепи питания, которые складываются в лесу.
1 группа: лиса, крот, заяц, растения.
2 группа: насекомые, растения, крот, сокол.
3 группа: дятлы, растения, кабан, косуля, волк.
Слайд №6 “Составить цепочки питания”.
* растения, заяц, лиса;
* растения, насекомые, крот, сокол;
* растения, косуля, волк.
Переходим к третьему вопросу заседания “Человек и природное сообщество”.
Слайд №8 “Человек и природные сообщества”.
Председатель: Какую пользу приносит человеку лес?
- Какое значение для человека имеют леса?
1-й ученик: Наша страна богата лиственными, хвойными и смешанными лесами.
Лес – это прежде всего источник жизни всего живого на Земле. Не зря его называют “легкими” планеты. Лес – основной производитель кислорода и потребитель углекислого газа.
2-й ученик: Лес влияет на жизнь всех других природных сообществ: он снижает скорость ветра и прикрывает собой соседние луга; лесные птицы защищают их от насекомых-вредителей; лес хранит в себе большие природные запасы воды, которые питают реки, ручьи, лесные озера.
Все в природе родного края неразрывно связано. И лес – это одна из его важнейших экологических систем.
Председатель: Почему лес называют зеленым другом человека?
3-й ученик: Весной и летом леса привлекают людей цветущими растениями, осенью – своими дарами: грибами, ягодами, орехами. Зимний лес зовет на лыжную прогулку. Тихо красиво в зимнем лесу в солнечный день – темнеют зеленые ели, покрытые белым сверкающим снегом.
4-й ученик: Без леса невозможна хозяйственная деятельность: строевой материал дает сосна; ель и пихта используются в бумажной промышленности, для изготовления музыкальных инструментов. Лучшая деревянная оправа карандаша сделана из кедровой сосны. А замечательные краски – из коры хвойных деревьев.
5-й ученик: В лесах люди заготавливают орехи, грибы, собирают лекарственные растения: жень-шень, валериану. Лес еще и защитник почвы. Ветер, потоки воды быстро уносят почву из тех мест, где вырублен лес. В тайге еще развит промысел пушных зверей.
Председатель: Почему в народе говорят: “Много леса – береги, мало леса – не руби, а нет леса – посади”? Слайд №9.
6-й ученик: Людям требуется много древесины, они вырубают деревья на огромных пространствах. Без лесов мелеют реки, заболачиваются луга, гибнут обитатели лесов и лугов, меняется климат, наступает засуха.
7-й ученик: Чтобы этого не случилось, лес надо постоянно обновлять. Этим занимаются лесоводы – из семян они выращивают молодые деревца и высаживают их на вырубках. Заботятся люди о друзьях леса: они огораживают муравейники, подкармливают зимой лесных обитателей; весной развешивают искусственные гнезда для птиц.
Председатель: Какую помощь в сохранении лесных богатств можете предложить вы?
Ответы детей: Во время прогулок в лесу нельзя ломать кустарники, зря рвать цветы;
- Собирая грибы, старайся не повредить грибницы;
- Гуляя по лесу, не шуми, чтобы не спугнуть животных и птиц;
- Не оставляй в лесу мусор – битые стекла, консервные банки, бумагу.
- Осколок стекла может стать причиной пожара в лесу. Стекло отражает солнечные лучи, и от солнечного зайчика могут загореться сухие сучья.
- Не разводи в лесу огонь. ЛЕСНОЙ ПОЖАР – страшное бедствие. В нем гибнет все живое.
Председатель: Прочтите памятку “Правила поведения в лесу”. Слайд №10.
Входи в лес, как в храм природы.
Не нарушай лесную тишину, умей слушать особую, лесную музыку.
Не рви цветов. Помни, что если каждый сорвёт цветок, то лес опустеет.
Не разоряй муравейника. Помни, муравьи - санитары леса.
Не разоряй жилища птиц и зверей – они твои младшие братья.
Будь осторожен с огнём в лесу.
Будь другом леса.
Председатель: Итогом нашего заседания будет домашнее задание.
Слайд №11.
- Составить правила безопасного поведения в лесу.