Урок – заседание клуба "Мы и наш мир" по теме "Человек и природные сообщества". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Цель урока: Создание условий для развития ключевых компетенций обучающихся: умению самостоятельно осуществлять деловое общение в рамках заданной темы.

Задачи урока:

Обучающие:

- углубить знания учащихся о лесе, показав многообразие растительного и животного мира леса и их возможность совместного обитания;

- раскрыть связи, которые существуют между обитателями леса;

- выяснить с учащимися значение леса для природы и в жизни человека.

Развивающие:

- продолжить формирование организационной деятельности в учебном сотрудничестве – умение договариваться.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к лесным богатствам.

Оборудование и наглядные пособия: учебники, хрестоматии, тетради для самостоятельной работы, карточки для индивидуального опроса, плакаты с изображением лесных обитателей, поделки из бумаги “Этажи леса”.

Ход урока

1. Знакомство.

Учитель: Сегодня мы собрались на очередное заседание клуба “Мы и наш мир”.

- Познакомьтесь с нашими гостями, которые с удовольствием откликнулись на ваши приглашения;

- Председатель заседания младшего научного общества Трикоз Даниил, консультанты 1-й группы Масленникова Валентина, 2-й группы Колесников Егор, 3-й группы Качкалда Нина.

Учитель:

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем. (Лес)

- Действительно, речь сегодня пойдет о природном богатстве Русском лесе. Слайд №1.

Ученик читает стихотворение о лесе: слайд №2.

Лес (С. Погореловский)

Здравствуй, лес!
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь, мы – свои.

- Тему нашего заседания представит председатель (тема - на слайде №3): “Человек и природное сообщество”.

План:

1. Лес – царство растений.

2. Растения и животные связаны между собой.

3. Человек и природное сообщество.

- Каждая группа учащихся сегодня расскажет и докажет эти высказывания.

- Что такое ЛЕС?

(Дети отвечают, что им известно о лесе)

- Есть ли в нашей области леса? А что такое тайга?

Найдите это слово в словаре учебника. (Учащиеся читают в словаре)

“Тайга – леса в Северном полушарии, в которых преобладают хвойные деревья: ель, пихта, лиственница.

Слайд №4 (карта России с обозначениями лесов)

- О каком лесе еще вы сможете прочитать в словаре?

Дети читают: “Смешанный лес – лес, в котором растут как лиственные, так и хвойные деревья”

- Посмотрите на карту России, как вы думаете, что на ней обозначено зеленым лесом?

(Расположение лесов)

- А почему зеленый цвет разных оттенков? (Темно-зеленый цвет показывает хвойные леса; зеленый цвет показывает смешанные; а светло- зеленый – показывает расположение лиственных лесов)

- Скажите, Томская область в каком полушарии расположена: в Северном или в Южном полушарии? (Томская область расположена в Северном полушарии).

Вывод: в Томской области большей частью расположены хвойные леса.

Слайд №5. “Почему лес называют царством растений?"

1-й ученик: Лес называют царством деревьев. Но невозможно представить себе лес без кустарников, травянистых растений, папоротников, мхов, лишайников и грибов.

Им для жизни нужны свет, влага, воздух, питательные вещества.

Все растения приспособились жить рядом и не мешать друг другу. Как им это удается?”

2-й ученик: Да, в лесу высокие деревья образуют верхний ярус. Ниже – ярус низкорослых деревьев, еще ниже – ярусы кустарников и трав. И самый нижний ярус занимают мхи и лишайники.

3-й ученик: В лиственном лесу в первом ярусе находятся кроны самых светолюбивых деревьев.

Это липа, береза, клен, осина, сосна, лиственница, ель. (Слайд – первый ярус)

Низкорослые деревья – рябина, черемуха, ива – растут под пологом высоких деревьев. Они приспособились жить в тени. (Слайд – второй ярус)

4-й ученик: Третий ярус – это кустарники: малина, калина, жимолость, орешник, шиповник, крушина. Ниже кустарников – кустарнички черники, брусники и травы.

Лесные травы более теневыносливы. (Слайд – третий ярус)

5-й ученик: В самом нижнем ярусе располагаются растения, которым не надо много света, - мхи и лишайники.

Мхи впитывают и сохраняют влагу, создавая условия для роста лесных трав. (Слайд – четвертый ярус)

6-й ученик: И цветут растения в разное время. Ранней весной, когда на деревьях еще нет листьев, и они не мешают лучам солнца проникать до самой земли, расцветают первоцветы.

7-й ученик: Даже корни растений расположены в почве ярусами.

Глубже всех корни самых высоких деревьев. Немного выше находятся корни кустарников, еще ближе к поверхности почвы – корни травянистых растений.

Вывод: Многоярусность растений леса помогает всем растениям жить не мешая друг другу.

Формирование критического мышления.

- Работа в группах (задание в карточках).

Карточка №1

(см. Примечание)

- Прочтите названия растений леса: сосна, шиповник, орешник, береза, ландыш, ветреница лесная, ель, вороний глаз и разделите их на три группы по внешнему строению, и заполните таблицу:

Таблица 1

РАСТЕНИЯ ЛЕСА

Деревья

Кустарники

Травянистые растения

* сосна

* береза

* ель

* шиповник

* орешник

* вороний глаз

* ландыш

* ветреница лесная

Карточка №2

- Прочтите названия животных леса. Крот, ящерица, жук-олень, дятел, уж, ястреб, филин, желудевый долгоносик, еж и разделите их на группы и заполните таблицу.

Таблица 2

ОБИТАТЕЛИ ЛЕСА
Насекомые Пресмыкающиеся Птицы Млекопитающиеся
* жук-олень

* желудевый

долгоносик

* ящерица

* уж

* дятел

* ястреб

* филин

* крот

* еж

Председатель: Переходим ко второму вопросу: Растения и животные леса связаны между собой.

Слайд № 7. Растения и животные леса – природное сообщество.

1-й ученик: Животные в лесу проживают на разных “этажах”. Место “квартиры” каждого животного зависит от того чем они питаются и где находят себе укрытие.

2-й ученик: Верхние “этажи” лесного дома занимают те насекомые, которые питаются листьями и почками деревьев. В кроне дуба живут майские жуки, жук-олень, желудевый долгоносик, листовертка. Птицы, которые питаются насекомыми, тоже обитают здесь. Зяблики, щеглы, дятлы. Тут они вьют себе гнезда, укрывают свое потомство от хищников.

3-й ученик: С верхних ярусов леса высматривают добычу Ястреб, сокол, сова, филин, коршун. В кронах второго яруса и на кустарниках кормятся дрозды, славки, снегири, синицы. Соседствуют с ними и некоторые звери – белки, бурундуки. В этих местах они находят себе пищу и убежище от врагов.

4-й ученик: Листьями деревьев и кустарников, травой питаются более крупные звери – лось, косуля, кабан, заяц. Среди молодых деревьев и кустарников им легче укрываться от хищников: Кому от лисы, а кому от волка.

5-й ученик: В траве живут грызуны. Они едят зеленые растения и их семена. Рядом обитают ежи. Их основная пища – насекомые и дождевые черви.Густая трава и подземные норы служат им надежной защитой от хищников.

6-й ученик: В лесной подстилке обитают черви, улитки, клещи, насекомые. Ими питаются пауки, хищные жуки – жужелицы. На насекомых охотятся змеи и ящерицы, которые становятся сами чьей-то добычей. В почве живут кроты, землеройки, черви.

7-й ученик: Животные и растения леса связаны между собой в цепи питания. Значит, пищевые связи – главные связи в сообществе растений и животных.

8-й ученик: Растения дают животным возможность укрыться от жары и врагов. Птицы используют листья и стебли растений для постройки гнезд. Животные помогают распространению семян и плодов растений. Некоторые роют норы, ходы под землей. Что способствует поступлению воздуха и воды к корням растений.

9-й ученик: Грибы и бактерии перерабатывают остатки растений и животных в минеральные соли, которые потребляются корнями растений. Грибницы срастаются с корнями деревьев, кустарников и трав, и помогают им всасывать из почвы воду с растворенными солями.

10-й ученик: Таким образом, растения, животные, грибы, бактерии не могут существовать независимо друг от друга. Они живут в сообществах и приносят пользу друг другу. А ученые так и называют лес природным сообществом.

Формирование критического мышления.

- Каждой группе дается следующее задание:

Из карточек надо составить цепи питания, которые складываются в лесу.

1 группа: лиса, крот, заяц, растения.

2 группа: насекомые, растения, крот, сокол.

3 группа: дятлы, растения, кабан, косуля, волк.

Слайд №6 “Составить цепочки питания”.

* растения, заяц, лиса;

* растения, насекомые, крот, сокол;

* растения, косуля, волк.

Переходим к третьему вопросу заседания “Человек и природное сообщество”.

Слайд №8 “Человек и природные сообщества”.

Председатель: Какую пользу приносит человеку лес?

- Какое значение для человека имеют леса?

1-й ученик: Наша страна богата лиственными, хвойными и смешанными лесами.

Лес – это прежде всего источник жизни всего живого на Земле. Не зря его называют “легкими” планеты. Лес – основной производитель кислорода и потребитель углекислого газа.

2-й ученик: Лес влияет на жизнь всех других природных сообществ: он снижает скорость ветра и прикрывает собой соседние луга; лесные птицы защищают их от насекомых-вредителей; лес хранит в себе большие природные запасы воды, которые питают реки, ручьи, лесные озера.

Все в природе родного края неразрывно связано. И лес – это одна из его важнейших экологических систем.

Председатель: Почему лес называют зеленым другом человека?

3-й ученик: Весной и летом леса привлекают людей цветущими растениями, осенью – своими дарами: грибами, ягодами, орехами. Зимний лес зовет на лыжную прогулку. Тихо красиво в зимнем лесу в солнечный день – темнеют зеленые ели, покрытые белым сверкающим снегом.

4-й ученик: Без леса невозможна хозяйственная деятельность: строевой материал дает сосна; ель и пихта используются в бумажной промышленности, для изготовления музыкальных инструментов. Лучшая деревянная оправа карандаша сделана из кедровой сосны. А замечательные краски – из коры хвойных деревьев.

5-й ученик: В лесах люди заготавливают орехи, грибы, собирают лекарственные растения: жень-шень, валериану. Лес еще и защитник почвы. Ветер, потоки воды быстро уносят почву из тех мест, где вырублен лес. В тайге еще развит промысел пушных зверей.

Председатель: Почему в народе говорят: “Много леса – береги, мало леса – не руби, а нет леса – посади”? Слайд №9.

6-й ученик: Людям требуется много древесины, они вырубают деревья на огромных пространствах. Без лесов мелеют реки, заболачиваются луга, гибнут обитатели лесов и лугов, меняется климат, наступает засуха.

7-й ученик: Чтобы этого не случилось, лес надо постоянно обновлять. Этим занимаются лесоводы – из семян они выращивают молодые деревца и высаживают их на вырубках. Заботятся люди о друзьях леса: они огораживают муравейники, подкармливают зимой лесных обитателей; весной развешивают искусственные гнезда для птиц.

Председатель: Какую помощь в сохранении лесных богатств можете предложить вы?

Ответы детей: Во время прогулок в лесу нельзя ломать кустарники, зря рвать цветы;

- Собирая грибы, старайся не повредить грибницы;

- Гуляя по лесу, не шуми, чтобы не спугнуть животных и птиц;

- Не оставляй в лесу мусор – битые стекла, консервные банки, бумагу.

- Осколок стекла может стать причиной пожара в лесу. Стекло отражает солнечные лучи, и от солнечного зайчика могут загореться сухие сучья.

- Не разводи в лесу огонь. ЛЕСНОЙ ПОЖАР – страшное бедствие. В нем гибнет все живое.

Председатель: Прочтите памятку “Правила поведения в лесу”. Слайд №10.

Входи в лес, как в храм природы.

Не нарушай лесную тишину, умей слушать особую, лесную музыку.

Не рви цветов. Помни, что если каждый сорвёт цветок, то лес опустеет.

Не разоряй муравейника. Помни, муравьи - санитары леса.

Не разоряй жилища птиц и зверей – они твои младшие братья.

Будь осторожен с огнём в лесу.

Будь другом леса.

Председатель: Итогом нашего заседания будет домашнее задание.

Слайд №11.

- Составить правила безопасного поведения в лесу.

Приложение 1, 2, 3, 4