Урок для 5-го класса по теме "Замечательные краски"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель урока:

  • Составление холодных и теплых оттенков. Нахождение на палитре наиболее красивого сочетания цветов
  • Воспитание прекрасным, раскрыть образный и содержательный смысл понятия "пейзаж" в произведениях искусства: живописи, музыки, поэзии.

Задачи:

Обучающие:

  • познакомиться с многообразием форм и красок окружающего мира, изменчивостью состояния природы в зависимости от освещения;
  • учить находить красоту природы в разных ее состояниях: утром, вечером, в полдень, сумерки, в солнечный или ненастный день;
  • передавать красками яркие цветовые состояния природы;
  • показать роль колорита в пейзаже, настроение, мироощущение.

Развивающие:

  • развивать творческое воображение, знания, умения, навыки при работе красками.

Воспитывающие:

  • воспитывать эстетический вкус, любовь к природе, к малой Родине;
  • укреплять межпредметные связи (литература, музыка, ИЗО).

Оборудование для учителя: классная доска, проектор, магнитофон, компьютер, краски, кисти.

Оборудование для учащихся: альбом, кисти, акварель.

Ход урока

1. Вступительная беседа

Ребята, сегодня, мы с вами нарисуем красоту.: А как вы думаете, что появиться у вас на рисунке (ответы ребят) Это все верно, у каждого свое понятие о красоте, но я вам поведаю одну историю про нашего художника.

Презентация.

Итак, наш художник продолжал свое путешествие и однажды он попал в удивительный край. Он очень устал и поэтому присел, чтоб любоваться этим удивительным краем. Давайте закроем глаза и прислушаемся к этому миру:. (звучит музыка) И вдруг он услышал чей-то спор: "Я самая красивая", "Я самая лучшая", "А я самая главная". Наш художник прислушался к голосам, и оказалась, что голоса раздаются из его сумки. Открыл он сумку, и достал свою коробку с красками, а оказалось, что это его краски спорят. А краски спорят кто из них красивее, главнее, лучше. Задумался наш художник как же им помочь: Ребята, а вас есть предложения как им помочь? (Ответы детей)

Оглянулся наш художник и увидел, вокруг себя красоту, а красота эта называлась осень. (Слайд 2)

Осень- сплетение радости и грусти. Радость в дарах природы, в сборе урожая, в многоцветье красок. Ну, а грусть - в пронзительной синеве небес, в которой уступает золотой багрянец листвы, последний прощальный наряд природы, в тревожном шелесте листвы, в птичьих стаях улетающие в теплые края, в бесконечности мелкого дождя. Осень лебединая песня природы самой прекрасной, в прощальном пышном убранстве перед долгим зимним сном.

Лес, точно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
И. Бунин

Художник был влюбленным в жизнь и красоту мира и старался запечатлеть неповторимую прелесть каждого мгновения, каждого природного состояния. Осень бывает разная как в ярких красках, так и серых тонах: Когда я смотрю в окно осень мне представляется такой: дождь, ветер, зонт на двоих, улетающие птицы и самые красивые краски, какие только может подсказать фантазия. (слайд 3)

А скажите, кто ещё старается запечатлеть всю прелесть природы? Конечно, это художники. А назовите мне известных художников и картины, написанные про осень? Я вам покажу самые 2 картины, а вы назовите авторов. (слайд 4)

Скажите, ребята, все эти художники в каком работали жанре изобразительного искусства?

Правильно, а скажи, что я должна знать о пейзаже?

  • Пейзаж - это французское слово, которое обозначает изображение природной среды. Природа бывает разная: родная природа, море, горы, космос, город, дома, деревни, фантастика, сказка.
  • Пейзаж можно рисовать с натуры, а можно придумать самому.
  • Цветовая гамма зависит от выбранной природной среды, от времени года, времени суток, погодных условий.

Чтобы нарисовать пейзаж мы должны знать законы наблюдательной перспективы, итак назовите самые основные : (Слайд 5)

  • При удаление от нашего глаза размеры предметов постепенно уменьшаются;
  • Изображаемый предмет, необходимо определить его положение по отношению к линии горизонта;
  • Параллельные горизонтальные линии, удаляясь, не только сближаются, но и на уровне глаз сходятся в одну точку .

Итак, наш художник решил нарисовать осень и тем самым помирить краски, ведь только осенью можно увидеть все краски вместе. А сейчас давайте с вами прогуляемся по нашему поселку и посмотрим на нашу осень. (Слайд 6)

Ну, что приступим к работе : открываем альбом, акварель:. Сейчас на нашем листе полное молчание, тишина. Как вы считаете, с чего начинает свою работу художник?

Конечно, выбрать композицию.

Композиция рисунка - это расположение предметов на листе. (Слайд 7) Удачная композиция получается в том случае, когда у зрителя не возникает желания раздвинуть или уменьшить края картинной плоскости. Каждая деталь должна что-то добавлять для развития замысла. Малозначительное не должно бросаться в глаза, должен, выделен основной объект. Главному объекту надо изображения надо найти наилучшее место в картине, изобразить его наиболее внимательно и подробно.

Обычно главный действующий объект на картине размещается вблизи его оптического центра. Наше зрение так устроено, что когда мы смотрим на окружающую нас действительность, то всегда выделяем объект, который привлекает наше внимание. Он находиться в поле зрения, его мы видим четко и с подробностями. А все остальные предметы, окружающий главный, подчиняются ему. Так что все, что попадает в поле зрения, воспринимается цельно и уравновешенно (слайд 8).

И еще о чем мне хотелось бы напомнить о цвете. Все предметы имеют свой собственный , присущий им цвет. Например, (Слайд 9) апельсин - оранжевый, свежий огурец - зеленый. Природный цвет предмета хорошо виден, когда он хорошо виден, когда он ярко освещен, но цвет предмета изменяется с переменой освещения и становится невидимым в темноте. Значит, продолжите мою мысль:: (только свет делает предмет и его цвет видимым). Тогда почему и апельсин, и огурец при разном освещение меняют цвет? Человеческий глаз считается самой совершенной оптической системой, но он воспринимает всякое цветовое пятно не изолированно, а во взаимосвязи с цветом окружающих предметов, фоном, цветовой средой.

Ну, что вместе с нашим художником приступим, будим мерить наши краски.. Давайте с вами,, закроем глаза, представим , что мы птицы и пролетим еще раз над землей и посмотрим на осень. Звучит музыка Альфреда Шнитке "Полет" из кинофильма " Сказка странствий"

Осень ... Это не просто три месяца в году, которые сменяют лето. Осень - это целая философия. Медленно бредешь по парковой аллее, зарывшись в складки мягкого шарфа, шуршишь опавшей листвой и проникаешь в эту осень, позволяя ей проникать в тебя. Проникать приятной прохладе, пропитанным грибным духом воздуху, еще теплым лучам, которые наполняют своим светом все вокруг, отражаясь в лужах и путаясь в рыжих кронах деревьев. Бредешь, мечтая о горячем чае с душистым медком или о чашечке ароматного кофе, разделенной с интересным собеседником.

Осенью всегда немного грустно. Но только совсем немного. Да и грусть какая-то хрустальная, хрупкая, легкая. Она бывает всегда со смыслом, с рассуждением, с надеждой. Такую грусть не хочется менять на безудержную радость, потому что ты чувствуешь, что в этой светлой тоске тоже много счастья и красоты. А осень, зная как ты ей нравишься, но, желая пленить тебя еще сильнее, осыпает тебя листьями, бросает под ноги россыпи каштанов, услаждает щебетаньем птиц. А еще она одаривает тебя вдохновением. Не упусти этот момент. Бери кисти, краски, фотоаппарат, ручку и беги! Беги в эту осень! Оставь ее себе на память. Запечатлей ее на холсте или в блокноте, но только не упусти ее, не опоздай. Ведь до следующей вашей встречи может пройти целый год, а может быть, целая вечность.

Звучит музыка Альфред Шнитке (Alfred Schnittke) Элегия (к/ф "Осень", 1974)

2. Итог урока.

Выставка работ. (Подведение итогов, что получилось и где допущены ошибки).

Вопросы к детям.

  • С каким настроением вы рисовали осень?
  • Что интересного вы узнали на уроке?
  • Скажите, как музыка может помочь художнику в написание картины?

Литература.

  1. Шубина Т.Г. Портрет. Фигура человека, 2001
  2. Губарева- Муха, Л.С. Самоучитель рисования,2007
  3. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе,2000
  4. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись,2000