Тема урока: Приставка – значимая часть слова. Написание приставок. Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».
Цели урока:
- Обучающие:
- развивать умение образовывать новые слова с помощью приставок и правильного их написания;
- формировать четкое представление об основных частях основы слова;
- обучать составлять слова и предложения, используя модели;
- Развивающие:
- развивать умение вести учебный диалог, отстаивать свою точку зрения;
- развивать логическое мышление на основе сравнительного анализа;
- развивать навык выразительного чтения;
- Воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету, к русской литературе.
Оборудование:
- Учебник Родная речь. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова
- Учебник Русский язык А.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова
- Толковый словарь С.И.Ожегова.
- Карточки со словами, обозначающими человеческие качества.
- Карточки со словами для орфографической работы.
- Портреты А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, М.Ю.Лермонтова, И.А.Крылова, Н.Н.Некрасова.
- Модели слов и предложения.
- Мини-исследование.
- Иллюстрации к произведению.
ХОД УРОКА
1. Активизация познавательной деятельности
Берегите эти воды, эти земли,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверят внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
– О каких зверях внутри себя говорит автор? Это человеческие пороки. (Приложение 1)
- жадность
- злость
- зависть
- лень
- болтливость
- непослушание
- глупость
– К чему призывает автор стихотворения? (Беречь
и любить родную природу, все, что нас окружает,
друг друга, родину, родной язык)
– Любить родной язык невозможно не зная имена
писателей и поэтов, снискавших славу России во
всем мире.
– Назовите фамилии этих замечательных людей,
чьи произведения мы читали в этом году на уроках
чтения. (А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, М.Ю.Лермонтов,
И.А.Крылов)
2. Актуализация опорных знаний
– Сегодня мы познакомимся с произведением
еще одного замечательного русского поэта
Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».
– Для того, чтобы вам было легче понять
содержание произведения, проведем словарную
работу. Объясним значение некоторых трудных
слов, используя толковый словарь Ожегова.
(Класс разделен на 4 группы, каждая работает со своим словом.) (Приложение 2)
- багор
- аршин
- сажень
- зипун
– Послушайте начало стихотворения
Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». (Подготовленный
ученик читает наизусть начало стихотворения.)
– Мы узнаем, о чем болтал в сарае Дед Мазай, но
сначала продолжим словарную работу.
– Поменяйте буквы местами и запишите
получившиеся словарные слова. (Приложение
3)
- азця
- рбяета
- ярдеенв
- рбаота
(Самопроверка по доске: заяц, ребята, деревня, работа).
– Что общего в этих словах?
– Выберите из предложенных моделей модель к
этим словам. (Приложение 4)
– О чем она говорит? (В основе только корень)
– Продолжим орфографическую работу. (Приложение 5)
- [рика]
- [вада]
- [озым]
- [бривно]
– Что общего в этих словах? (Безударная
гласная в корне, которую можно проверить)
– Какое слово лишнее? Почему? (Озимь, есть
приставка)
– Найди модель к этому слову.
– Сравните 2 выбранные вами модели. Чем они
отличаются?
3. Целеполагание
– Какова же тема сегодняшнего урока? (Приставка – значимая часть слова. Написание приставок.)
У корня в подружках, представь-ка,
Есть дама гордая – приставка.
А злит она его одним –
Стоит всегда лишь перед ним.
– Что мы уже знаем о приставке? (Часть слова, стоит перед корнем)
Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она.
Ведь при помощи приставки
Образуются слова.
– Что же такое приставка?
Вывод: Приставка – это часть…, стоит… корнем, служит для образования…слов.
– Слова какой части речи чаще всего образуются с помощью приставок?
4. Исследование
– Мы повели мини-исследование, целью которого было выяснить, слова какой части речи чаще всего образуются с помощью приставок. Давайте огласим его результаты. (Приложение 6)
Стих. |
Рассказ |
Газетная статья |
«Дедушка Мазай и зайцы». |
|
Сущ. | ||||
Прил. | ||||
глагол |
Вывод: Чаще всего с помощью приставок образуются глаголы.
– С помощью стихотворения Некрасова убедимся в правильности сделанного нами вывода.
(Чтение по цепочке основной части стихотворения).
– Пока мы читаем, просьба к гостям,
присутствующим на уроке, найдите во 2 части,
которую мы будем читать, слова с приставками,
посчитайте, сколько из них существительных,
прилагательных, глаголов.
– Огласите результаты подсчета, уважаемые
взрослые.
– Какой вывод можно сделать?
Вывод: Чаще всего с помощью приставок образуются глаголы.
5. Формирование новых знаний
– Выпишем из стихотворения Н.А.Некрасова несколько словосочетаний, найдем приставку в словах.
Поехал в лодке, островок небольшой, команда уселась, зацепился багром, жаль находку
– Слов какой части речи с приставками мы
записали больше?
– Выберите слово, модель которого видите на
доске: приставка, корень, окончание.(небольшой)
– Сделаем небольшую паузу.
Физминутка
– Слово без приставки – приседаем, с приставкой – хлопаем в ладоши.
(Свист, засвистел, пишет, подписал, переписал, скользкий, заскользил, шуршит, шелест, ходит, переход, походка, хождение, налетел, прилетел, летит, летчик, ученик, учится, научился).
– Какова же роль приставок?
– Смоделируйте слова, используя разные
приставки.
Ехал
По под об от про до за на в у пере при
– Оказывается, все приставки можно
разделить на 3 группы.
– Какие? (С гласной -о, с гласной -а, другие
приставки) (Приложение 7)
– Выпишите из №120 слова, где в приставке есть
гласная о. (Подбородок, проводник, постель,
опечатка)
– Разберите по составу, используя алгоритм.
– Какая гласная в приставках?
– Можно ли проверить безударную гласную в
приставке?
- Правило с.138
Выполните №124.
– Разберите слова по составу.
– Какая гласная в приставках?
– Можно ли проверить безударную гласную в
приставке?
- Правило с.141
– Сделайте вывод о написании приставки в слове.
Вывод: с гласной а пишутся приставки на, над, за . С гласной о – по, под, про, о, об ,от.
6. Закрепление
– С какой новой орфограммой познакомились
на уроке?
– А как же наш Дед Мазай?
– Иллюстрация к какой части произведения
вы видите на доске?
– Как закончилась история с зайцами?
Прочитайте.
– Составьте предложение о главном герое,
используя модель.
Какой? Кто? Что сделал? Кого? (Приложение 8)
7. Итог урока. Этап рефлексии
– Как поэт относится к своему герою?
– За какие качества человека любят и уважают?
(Приложение 9)
- доброта
- трудолюбие
- послушание
- ум
– В каком из этих слов есть приставка?
– Что новое узнали сегодня на уроке о
приставке?
– Если мы с вами будем добрыми, трудолюбивыми,
послушными, умными, может, и нас будут
вспоминать в будущем? Я верю в это. Кто согласен
со мной, похлопайте в ладоши!
– Урок окончен. Всем спасибо.