Интегрированный урок (русский язык + литературное чтение) "Имя прилагательное". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Тема урока:  Приставка – значимая часть слова. Написание приставок. Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

Цели урока:

  • Обучающие:
    • развивать умение образовывать новые слова с помощью приставок и правильного их написания;
    • формировать четкое представление об основных частях основы слова;
    • обучать составлять слова и предложения, используя модели;
  • Развивающие:
    • развивать умение вести учебный диалог, отстаивать свою точку зрения;
    • развивать логическое мышление на основе сравнительного анализа;
    • развивать навык выразительного чтения;
  • Воспитательные:
    • воспитывать интерес к предмету, к русской литературе.

Оборудование:

  1. Учебник   Родная речь. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий,  М.В. Голованова 
  2. Учебник  Русский язык А.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова 
  3. Толковый словарь С.И.Ожегова.
  4. Карточки со словами, обозначающими человеческие качества.
  5. Карточки со словами для орфографической работы.
  6. Портреты А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, М.Ю.Лермонтова, И.А.Крылова, Н.Н.Некрасова.
  7. Модели слов и предложения.
  8. Мини-исследование.
  9. Иллюстрации к произведению.

ХОД УРОКА

1. Активизация познавательной деятельности

Берегите эти воды, эти земли,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверят внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.

–  О каких зверях внутри себя говорит автор?  Это человеческие пороки. (Приложение 1)

  • жадность
  • злость
  • зависть
  • лень
  • болтливость
  • непослушание
  • глупость

–  К чему призывает автор стихотворения? (Беречь и любить родную природу, все, что нас окружает, друг друга, родину, родной язык)
–  Любить родной язык невозможно не зная имена писателей и поэтов, снискавших славу России во всем мире.
–  Назовите фамилии этих замечательных людей, чьи произведения мы читали в этом году на уроках чтения. (А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, М.Ю.Лермонтов, И.А.Крылов)

2.   Актуализация опорных знаний

–  Сегодня мы познакомимся с произведением еще одного замечательного русского поэта Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».
–  Для того, чтобы вам было легче понять содержание произведения, проведем словарную работу. Объясним значение некоторых трудных слов, используя  толковый словарь Ожегова.

(Класс разделен на 4 группы, каждая работает со своим словом.) (Приложение 2)

  • багор
  • аршин
  • сажень
  • зипун

–  Послушайте начало стихотворения Н.А.Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». (Подготовленный ученик читает наизусть начало стихотворения.)
–  Мы узнаем, о чем болтал в сарае Дед Мазай, но сначала продолжим словарную работу.
–  Поменяйте буквы местами и запишите получившиеся словарные слова. (Приложение 3)

  • азця
  • рбяета
  • ярдеенв
  • рбаота

(Самопроверка по доске: заяц, ребята, деревня, работа).

–  Что общего в этих словах?
–  Выберите из предложенных моделей модель к этим словам. (Приложение 4)
–  О чем она говорит? (В основе только корень)
–  Продолжим орфографическую работу. (Приложение 5)

  • [рика]
  • [вада]
  • [озым]
  • [бривно]

–  Что общего в этих словах? (Безударная гласная в корне, которую можно проверить)
–  Какое слово лишнее? Почему? (Озимь, есть приставка)
–  Найди модель к этому слову.
–  Сравните 2 выбранные вами модели. Чем они отличаются?

3. Целеполагание

–  Какова же тема сегодняшнего урока? (Приставка – значимая часть слова. Написание приставок.)

У корня в подружках, представь-ка,
Есть дама гордая – приставка.
А злит она его одним –
Стоит всегда лишь перед ним.

–  Что мы уже знаем о приставке? (Часть слова, стоит перед корнем)

Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она.
Ведь при помощи приставки
Образуются слова.

–  Что же такое приставка?

Вывод: Приставка – это часть…, стоит… корнем, служит для образования…слов.

–  Слова  какой части речи чаще всего образуются с помощью приставок?

4. Исследование

–  Мы повели мини-исследование, целью которого было выяснить, слова какой части речи чаще всего образуются с помощью приставок. Давайте огласим его результаты. (Приложение 6)

 

Стих.

Рассказ

Газетная статья

«Дедушка Мазай и зайцы».

Сущ.        
Прил.        
глагол        

Вывод: Чаще всего с помощью приставок образуются глаголы.

–  С помощью стихотворения Некрасова убедимся в правильности сделанного нами вывода.

(Чтение по цепочке основной части стихотворения).

–  Пока мы читаем, просьба к гостям, присутствующим на уроке,  найдите во 2 части, которую мы будем читать, слова с приставками, посчитайте, сколько из них существительных, прилагательных, глаголов.
–  Огласите результаты подсчета, уважаемые взрослые.
–  Какой вывод можно сделать?

Вывод: Чаще всего с помощью приставок образуются глаголы.

5. Формирование новых знаний

–  Выпишем из стихотворения Н.А.Некрасова несколько словосочетаний, найдем приставку в словах.

Поехал в лодке, островок небольшой, команда уселась, зацепился багром, жаль находку

–  Слов какой части речи с приставками мы записали больше?
–  Выберите слово, модель которого видите на доске: приставка, корень, окончание.(небольшой)
 Сделаем небольшую паузу.

Физминутка

–  Слово без приставки – приседаем, с приставкой – хлопаем в ладоши.

(Свист,  засвистел, пишет, подписал, переписал, скользкий, заскользил, шуршит, шелест, ходит, переход, походка, хождение, налетел, прилетел, летит, летчик, ученик, учится, научился).

–  Какова же роль приставок?
–  Смоделируйте слова, используя разные приставки.

Ехал

По   под  об  от  про  до за  на  в  у  пере  при

–  Оказывается, все приставки можно разделить на 3 группы.
–  Какие? (С гласной -о, с гласной -а, другие приставки) (Приложение 7)
–  Выпишите из №120 слова, где в приставке есть гласная о. (Подбородок, проводник, постель, опечатка)
–  Разберите по составу, используя алгоритм.
–  Какая гласная в приставках?
–  Можно ли проверить безударную гласную в приставке? 

  • Правило с.138

Выполните №124.

–  Разберите слова по составу.
–  Какая гласная в приставках?
–  Можно ли проверить безударную гласную в приставке?

  • Правило с.141

–  Сделайте вывод о написании приставки в слове.

Вывод: с гласной а пишутся приставки на, над, за .  С гласной о – по, под, про, о, об ,от.

6.   Закрепление

–  С какой новой орфограммой познакомились на уроке?
–  А как же наш Дед Мазай?
–  Иллюстрация  к какой части произведения вы видите на доске?
–  Как закончилась история с зайцами? Прочитайте.
–  Составьте предложение о главном герое, используя модель.

Какой? Кто? Что сделал? Кого? (Приложение 8)

7. Итог урока. Этап рефлексии

–  Как поэт относится к своему герою?
–  За какие качества человека любят и уважают? (Приложение 9)

  • доброта
  • трудолюбие
  • послушание
  • ум

–  В каком из этих слов есть приставка?
–  Что новое узнали сегодня на уроке о приставке?
–  Если мы с вами будем добрыми, трудолюбивыми, послушными, умными, может,  и нас будут вспоминать в будущем? Я верю в это. Кто согласен со мной, похлопайте в ладоши!

– Урок окончен. Всем спасибо.