Значение слова в словаре и тексте. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Урок № 84.

Учитель. Новикова Л.А.

Методы: практический, словесный, наглядный с применением интерактивной доски, работа с раздаточным материалом.

Формы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная, взаимопроверка и самопроверка.

Оборудование:

  • компьютер;
  • слайды;
  • индивидуальные карты для самостоятельной работы;
  • карточки с текстами;
  • сигнальные карточки;
  • «Толковый словарь», Ожегов;
  • оценочные таблицы.

Цель урока (для учителя):

  • Обучающая: дать понятие о нахождении значения слова из текстовой информации;
  • Развивающая: создать условия для интеллектуального и эмоционального развития учащихся; развитие познавательного интереса;
  • Воспитательная: содействовать воспитанию культуры общения.

Цели урока (для учащихся):

  • Обучающая: уметь находить лексическое значение слова в толковом словаре и в предложенном учителем тексте;
  • Развивающая: уметь четко формулировать свои мысли;
  • Воспитательная: уметь работать в группе.

Технологическая карта  урока


п/п
время

Этапы урока
метод

Дидактическая задача

Деятельность учителя

Деятельность детей

Планируемый результат деятельности этапа урока

1

Организационный
момент
Создание эмоционального настроя учащихся, доброжелательной творческой атмосферы партнерства и сотрудничества. Прозвенел звонок веселый,
Наш урок пора начать.
Дружно мы в ладоши хлопнем,
Ножкой вместе все притопнем,
Поздоровайтесь друг с другом
Вижу – можно начинать.

– На уроках русского языка вы открываете для себя что-то новое, и этот урок не будет исключением. Сегодня ваш багаж знаний пополнится новыми сведениями о словах и их значениях.

Слушают и выполняют движения по ходу чтения стихотворения. Подготовка к первичному восприятию материала

2

Постановка темы и целей урока. Актуализация знаний, создание проблемной ситуации, при решении которой дети самостоятельно ставят цель, подготовка учащихся к усвоению темы урока. Прочитайте тему нашего урока: «Значение слова в словаре и тексте». (Слайд)

 

– Что вы должны будете знать к концу урока по этой теме?

– Значит, мы с вами можем отправиться в гости? Вам интересно, к кому же мы пойдем в гости?

Тройка, тройка пролетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица,
Белоока, белолица.
Как махнула рукавом –
Все покрыла серебром.

(Слайд)

– О каком серебре говорится в стихотворении?
– Зима…
– Какая она?
– Как еще её называют?

(Если дети затрудняются и для итога вывести на слайд названия зимы).

– Мы не просто пойдем с вами в гости, мы, сегодня с вами будем путешествовать. На чем же мы будем путешествовать?
– Конечно, на лыжах, так как по снегу на них легче всего передвигаться. А что необходимо для того, чтобы не заблудиться в лесу?
– Конечно, необходима карта. Вот её мы с вами и возьмем сегодня на урок, она нам поможет в работе. Посмотрите, у вас на партах есть она

(Далее объяснить с помощью интерактивной доски, как по ней работать).

– Ребята, какое у вас настроение?

Читают со слайда тему урока.

 

Отвечают на вопросы.

Слушают учителя, отвечают на вопросы и отгадывают загадку.

 

 

– Зима.

 

Отвечают на вопросы.

– Зимушка, волшебница, красавица, чаровница, чудесница, кружевница.

 

 

 

 

 

 

 

Изображают на своих маршрутных листах настроение.

Должны представить свои собственные ожидания от урока, как каждый из них сможет самореализоваться

 

 

Заинтересованность учащихся темой и содержанием урока.

 

 

 

 

Обогащение словарного запаса.

 

 

 

 

 

Получают целостное представление о структуре урока.

 

Создание условий  для эмоционального настроя учащихся.

3 Работа над новым материалом, знакомство с новым словом.

 

Беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах.

 

 

 

 

Рассказ

Создание проблемной ситуации для интеллектуального развития учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

Актуализация ранее полученных знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание условий для продвижения учащихся в зону ближайшего развития.

– Сегодня мы познакомимся с новым словом, постарайтесь узнать его в это цепочке букв.

(Слайд)

ГСРФИНЕЙЖДМАИНЕЙЧАНИНЕЙКМ

– Что означает это слово? Запишите его в тетрадь.
– Давайте посмотрим в словаре, какое там дается объяснение.

 

«Иней – тонкий снежный слой, образующийся благодаря испарениям на охлаждающейся поверхности»

– Иногда значение незнакомого слова можно понять по тому, с какими другими словами оно сочетается в тексте или в предложении.

– Что такое предложение? Текст?

 

 

 

 

 

– Прочитайте текст:

«Восходит солнце. Иней тает. Прибрежные пески делаются темными от росы».

– Как вы думаете, что означает слово иней?

(Слайд)

– Послушайте другой текст (текст читает сам учитель, под музыкальное сопровождение):

«Зимний денек выдался с оттепелью, но ночью нажал мороз, и вышел я утром на крыльцо: все ново, все необычное, все сияет, светится, играет. Солнце! И на всем, на всем – иней. Как снег, но все нежнее, белее снега, а в тени даже отдает голубизной! И впрямь подумаешь, что иней – цветенье зимы. Краткое и прекрасное!»
(Бочарников)

(Слайд)

– Почему автор называет иней прекрасным цветеньем зимы?
– А из этого текста вам стало понятнее, что такое иней?

Вывод: из данного текста стало понятно, что иней образуется после оттепели, если ударит мороз, что иней похож на снег.

– В чем смысловое сходство слов иней и снег?

(Слайд)

– В чем их различие?
– Составьте предложение таким образом, чтобы в него вошли оба слова: снег и иней.

Смотрят на данный ряд букв, ищут новое слово.

 

 

Отвечают на вопрос.
Записывают новое слово в тетради.

 

 

 

 

Отвечают на вопрос: «Предложение – это одно или несколько предложений, которые связаны между собой по смыслу».
«Текст состоит из нескольких предложений, которые связаны между собой по смыслу».

 

Дети читают текст самостоятельно.
Отвечают на вопрос.

Слушают учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

Ребята составляют и называют свои  предложения.

Создание атмосферы общения учителя и учащихся, в процессе чего идут поиск, анализ, обобщение.

 

Учащиеся учатся самостоятельной интеллектуальной деятельности.

 

Ученики знают информацию урока, умеют ее объяснять, демонстрируют понимание на примерах.

 

 

 

 

 

 

 

Умеют находить и объяснять лексическое значение слова из предложенного учителем текста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умеют сравнивать, анализировать данные слова, улучшается понимание, осмысление и запоминание слов. Умеют правильно выражать свои мысли.

4

Физкультминутка.

Коррекция осанки, эмоциональная разгрузка. (Слайд)

Выпал беленький снежок.
Соберемся мы в кружок.
Снег, снег, белый снег,
Засыпает он нас всех.

Дети все на лыжи встали,
Друг за другом побежали.
Снег, снег, белый снег,
Мчимся мы быстрее всех.

Дети скоро все устали,
Быстро к дому побежали.

Ребята за словами учителя и вместе с ним выполняют упражнения. Смена деятельности, эмоциональная разрядка, которая возникает во время движения, выполнения физических упражнений, подготовка к восприятию нового материала.

6

Работа в группе.

Закрепление знаний о тексте и знакомство с новыми словами и их значением.

Работа с текстом

(Слайд)

– Вы сейчас, работая в группах, прочитаете текст Н.Надеждиной «Снежные слова» и найдете их:

1. Если снежинки слипаются на лету, мы говорим «хлопья».
Если твердые белые шарики больно секут щеки и лоб, мы говорим «крупка».

2. Свежий, только-только запорошивший землю, самый чистый и самый милый охотнику снег зовется «пороша». Как и он сам, все следы на нем свежие.

3. Иной раз идешь по улице, а у ног белые вспышки. Можно подумать, что ветер нанялся в дворники: снег, выметаемый ветром, струится, течет по земле. Это низовая метель – поземка.

4. Если же ветер кружит, вьет в воздухе снег – это вьюга.
Ну, а в степи, где ветру нет удержу, может разыграться и настоящая снежная буря – буран. Крикнешь и голоса своего не услышишь, в трех шагах ничего не видно.

– Какие «снежные» слова вы узнали? Давайте найдем их на доске и запишем в тетради.

Вывод: хлопья – это несколько снежинок, которые слипаются на лету.
Крупка – это снежинки в виде маленьких белых шариков.
Поземка – это низовая метель, когда снег струится по земле.

 

Дети в группах читают небольшие отрывки, ищут незнакомые слова и стараются объяснить их значение.

 

 

 

 

 

 

 

 

По одному человеку от группы называют новое слово и объясняют его значение

Умеют работать в группах, находить слова на заданную тему, пополняют свой словарный запас.
7 Самостоятельная работа в парах Обобщать  и систематизировать знания детей о тексте. (Слайд)

Я приглашаю вас, ребята, в зимний лес,
Где много всяких сказочных чудес,
Где замела метелица дороги,
Где косолапый мишка спит в берлоге,
Где в ледяном дворце живет сама
Красавица, волшебница – зима.

– Прочитайте текст.  Подумайте, какие из слов-синонимов, помещенных в скобках, кажутся вам наиболее удачными? Зачеркните лишние слова.
– Прочитайте текст, который у вас получился.

Проверка

Работают в парах, прямо на листочках выбирают подходящие слова.

Затем несколько человек, в зависимости от времени, зачитывают получившийся текст перед классом.

 Умеют работать в парах.
Умеют сосредоточиться на нужном объекте, осуществлять операции сравнения и сопоставления.
Самоанализ и самооценка своей деятельности.
8 Итог урока Развивать умение давать самооценку своей деятельности на уроке. – Какое у вас настроение? Понравился вам наш урок?

 

– Мне хочется, чтобы вы высказались о нашем уроке следующими словами:

Во время путешествия на уроке я:

– открыл для себя…;
– научился…;
– могу похвалить себя и своих одноклассников за…

Дети изображают цветной диаграммой на карте свое настроение.

 

 

Высказывают свое мнение об уроке

 

 

 

 

Учащиеся умеют оценивать результаты выполнения заданий

9 Рефлексия Формировать адекватную самооценку деятельности, обучение приёмам самоанализа. – Вот и дошли мы с вами до конечного пункта нашего путешествия. Здесь нас ждет клад. Кто же его спрятал?

Что за странный человек
Прибыл в наш 21 век:
Морковкой нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла?
Улыбается хитро,
Будто сам собой возник,
Настоящий … (снеговик)

– Давайте, мы с вами построим, слепим своего снеговика.
– Что же помогает нам узнать значение слова, особенно незнакомого?

– Самый большой ком – это слово. Откуда можно узнать лексическое значение слова  – из толкового словаря.
Самый верхний – текст.

– Ребята, чего не хватает моему снеговику?
(Одеваем снеговика в валенки, варежки, шапочку – повторяем новые слова, изученные на уроке: иней, хлопья, вьюга, буран, поземка, пороша, крупка.)
– Спасибо за труд и радость, которую я испытала на уроке от общения с вами. В память о нашем уроке мне хочется подарить вам закладки с изображением Снеговика.

Дети отвечают на вопросы и лепят вместе с учителем импровизированного снеговика. Умеют делать выводы, умозаключения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чувствуют радость познания, успешности своей познавательной деятельности.