Создание художественного образа на уроках инженерно-строительных дисциплин

Разделы: Общепедагогические технологии


Поворот профессионального обучения к личности обучаемого человека – выражение фундаментальной потребности общества в гуманизации социальных отношений. В реальных учебных ситуациях это проявляется как включение жизненного опыта студента и преподавателя в содержание обучения.

Когда  преподаватель сознательно и целеустремленно изучает опыт своих учеников, включает его в обучение, то сам этот опыт становится педагогически организованным, организуя внутри и процесс обучения. Использование прежних знаний превращается в приобретение новых, поскольку происходит не простое приложение прошлых знаний к новым фактам, а использование их для познаний и раскрытия нового.

Наблюдения и сведения, накопленные молодыми людьми в их разнообразной жизнедеятельности, используются для достижения дидактических целей:

– для пробуждения интереса к новым знаниям и тем самым стимулирования поступательного движения учебного познания;
– как составная часть того фактического материала, на основе анализа и обобщения которого формируются новые понятии и устанавливаются закономерности;
– для иллюстрации и подтверждения рассматриваемых теоретических положений;
– как объект применения усвоенных научных знаний;
– как корректировка, перестройка опыта.

Подчеркивая важность ориентации обучения на личный опыт студента, нельзя забывать также о личном опыте преподавателя.
Ведь преподаватель несет своим ученикам не только систему знаний, уже подвергнутых определенной дидактической проработке; он передает им свое мотивационно-ценностное отношение к этим знаниям.

В.А. Сухомлинский подчеркивал, что во время изложения материала учитель открывает не только окно в мир знаний, но и свой собственный внутренний мир, выражает сам себя.

Когда преподаватель передает учебный материал через призму своего восприятия, своего личного опыта, он тем самым моделирует определенное отношение к этому материалу у студентов. Несомненно, такой «личностный» подход требует педагогического чутья, такта, учета состава и психологического настроя аудитории.

«Открытая» позиция преподавателя выполняет в обучении ряд важных функций:
– придает большую достоверность, убедительность изложения;
– побуждает пережить радость узнавания в опыте учителя своих собственных впечатлений, оценок, мыслей, отношений, обнажает цепочку рассуждений учителя, его методы, приемы познания;
– помогает  студентам по-новому взглянуть на события и факты, способствуя развитию их творческого мышления;
– создает обстановку доверительности, искренности на уроке, «эмоциональное поле»;
– создает художественный образ урока, что особенно важно для предметов технического цикла.

За годы работы преподавателем инженерно-строительных дисциплин мною подобраны и широко используются материалы по созданию художественно­го образа на уроке,  которые включают в себя  фото и видеоматериалы,  подборки стихов, песен, фрагментов кино и телефильмов, мультфильмов и спектаклей, мультимедийные средства обучения, диапозитивы, презентации, открытки, проспек­ты и т.д.

Приведу некоторые примеры  использования стихотворных подборок  на уроках цикла дисциплин «Строительные конструкции».

Так, девизом всей учебной дисциплины могут быть стихотворные строки:

Как при постройке домов, коль начальное криво правило,
Коль наугольник фальшив и от линий прямых отступает,
Если хромает отвес и хотя бы чуть-чуть он неровен,
Все непременно тогда выйдет здание криво и косо,
Будет горбато, вперед и назад отклоняясь нескладно,
Точно готово сейчас завалиться; и валится часто
Дом, если он пострадал от ошибок в начальном расчете…

Лукреций Кара. «О природе вещей»

В теме  «Соединения деревянных конструкций. Врубки» используются фразы:

Коль помянуть кого хотим мы недобром,
Честим его дела: – топорная работа.             
Но есть в Кижах собор. Он срублен топором,
И  меркнет перед ним любая позолота.

Н. Рыленков

Из века в век, с утра и до утра
Звучала без конца и без начала
Речитативом песня топора
На всей Руси великой и крепчала.

В.Шефнер

В теме «Общие сведения о каменных и армокаменных конструкциях»:

Есть церкви вроде тыкв и палиц,
А Нерль – прозрачна без прикрас.

Там Храм матери чудотворной.
От луны наклонившись в пруд,
Белоснежные контрфорсы
Словно лошади, воду пьют…

А.Вознесенский

Бысть же та церковь чюдна вельми
Величеством и высотой и светлостью,
И звонкостью и пространством…

Летописец. Успенский собор Кремля.

В теме «Общие сведения о металлических конструкциях»:

«Выходит Эйфелева из тумана.» В. Маяковский.

В синеву на полтораста метров,
Откуда видны далекие пашни,
До туч, гоняемых ветром,
Выросла радиобашня.

Н.Кузнецов. Башня Шухова.

«Вновь Исаакий  в облаченье из литого серебра…» А. Ахматова

Ставя целью урока  патриотическое и эстетическое воспитание, можно  использовать в ходе активной беседы стихотворные строки: 

Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно;
Не уважать оной есть постыдное малодушие.

А.Пушкин

Но сегодня, как и вчера, –
На плечах эту землю держат
И несут на себе мастера!

Р.Рождественский

И верно, есть восьмое чудо света,
Нам неизвестное покуда.

С. Маршак.

Плохую картину можно спрятать, скверную скульптуру – разбить, но как поступишь с фасадом дворца? Д. Дидро

В ходе поисковой и научно-познавательной работы студентами под руководством преподавателя разработаны также презентации на темы «Основания и фундаменты», «Искусственное улучшение свойств грунтов основания», «Строительные конструкции», «Инновации в реконструкции и усилении оснований и фундаментов», «Модулор древнерусских зодчих», подборка презентаций на тему «Строительные курьезы» и многие другие.  Презентации содержат в себе фоторяд, видеофрагменты, пояснения, стихотворные подборки, цитаты, формулы, схемы, графики и т.д.

Полюбившимся творческим заданием для студентов является подбор частушек, песен, баек, присказок, занимательных фактов,  карикатур о строительстве и строителях. Данные материалы  используются в ходе творческих конкурсов, внеклассных мероприятий, КВН, турнирах знатоков строительных дисциплин, позволяют разнообразить проведение предметных недель. Пример частушки:

Чтоб снести старинный дом
Динамита грянул гром.
Не сломался старый дом,
Рухнул новый за углом.

Использование художественного образа на уроках позволяет разнообразить и скрасить «сухие» расчетные дисциплины, сделать их более интересными, привлечь жизненный опыт студентов для решения методических и дидактических задач.  

Я не думаю, что открыла что-то новое, но мне хочется поделиться с коллегами-преподавателями уже накопленными материалами из папки «Создание художественного образа на уроке», которые  могут  пригодиться им в ходе преподавания специальных строительных дисциплин, а также культурологи, истории искусств и т.д.

Избы все в  кружевах, как в полушалках…       К. Паустовский

Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда.

С.Есенин.

Здсь купола – кокосы, и тыквы – купола.
И бирюза кокошников окошки оплела.

А.Вознесенский (Покровский храм Москва)

Не привыкайте к чудесам, –
Дивитесь им, дивитесь!

В.Шефнер

Колодец вырыт был давно,
Все камнем выложено дно,
А по бокам, пахуч и груб,
Сработан плотниками сруб.

В.Солоухин.

Чудом света Лужники и Гребной канал
Поспешит назвать спортсмен-профессионал.
Чудом света Крымский мост и Тверской бульвар
Поспешит назвать шахтер или сталевар …

Вл. Салимон

Софии храм передо мной блистал,
Чаруя всей громадой драгоценной.

Дж.Байрон. Софийский собор. Константинополь

Вряд ли в истории архитектуры
Найдется страница прекраснее той,
Какою является фасад этого собора…

Виктор Гюго.(Нотр-Дам)

…Hо чем внимательней, твердыня Notre Dame,
Я изучал твои чудовищные ребра,
Тем чаще думал я: “Из тяжести недоброй
И я когда-нибудь прекрасное создам.”

О. Мандельштам.

И вот уж видны Семь призрачных башен под светом луны,
Семь стен, и семь рвов, и семь крепких ворот.
Из мглистого сумрака замок встает.

Вальтер Скотт

Признак истинного чуда.

Александр Блок (Пизанская башня)

Снежинка желтая креста
На желтой маковке Софии.

Юнна Мориц. Собор Софии в Киеве.

Еще и артиллерия гремела
И мины рвались на краю села,
А ласточка уже взялась за дело
И, хлопоча, гнездо себе вила.

М.Исаковский.

Как если зданием прекрасным
Умножить должно звезд число,
Созвездием являться ясным
Достойно Царское Село.

М.Ломоносов.

Ты говорил: «Все прошлое утрачено.
Прекрасному пришел конец!»
Когда смотрел на небоскребы,
На эти каменные гробы,
Поставленнные на торец.

Э. Межелайтис.

Пленит в искусстве и в Природе нас
Отнюдь не частность – не губа иль глаз;
Мы постигаем красоту вещей
В гармонии, в единстве их частей.
Великолепный храм когда мы зрим
(То чудо света,  и твое, о Рим!),
Он не отдельной частью нас дивит,
Он в целом весь являет дивный вид;
Не ширина, длина иль высота –
Чарует всей постройки красота.

                                 Александр Поп. 18 век Англия

Сто поколений не смели такого коснуться –
Преодоленья несущих конструкций.
Вместо каменных истуканов стынет  стакан синевы
– Без стакана.
                                А.Вознесенский.

Так родились чудеса: дом – цветок лотоса,
Дом – раковина, дом – улей, дом – звезда,
И фантастический город из этих домов,
напоминающий тень самолета.
И город летит.

Э. Межелайтис.

Великая архитектура – это величайшее свидетельство человеческого величия. Ф.Райт

Архитектор строит, считаясь не только с принципами удобства. Сооружение должно быть внушительным в своей красоте и абсолютно гармоничным. Гармония – вот что лежит в основе всех видов искусства на всем протяжении человеческой истории.

И.В.Жолтовский

Оранжевое солнце поднималось все выше.
И вот оно осветило архитектуру будущего.
Она была обращена к Радости. Она была обращена к   
Возвышенному.  И была она прекрасна, как лилия.

Георгий Борисовский.