Поворот профессионального обучения к личности обучаемого человека – выражение фундаментальной потребности общества в гуманизации социальных отношений. В реальных учебных ситуациях это проявляется как включение жизненного опыта студента и преподавателя в содержание обучения.
Когда преподаватель сознательно и целеустремленно изучает опыт своих учеников, включает его в обучение, то сам этот опыт становится педагогически организованным, организуя внутри и процесс обучения. Использование прежних знаний превращается в приобретение новых, поскольку происходит не простое приложение прошлых знаний к новым фактам, а использование их для познаний и раскрытия нового.
Наблюдения и сведения, накопленные молодыми людьми в их разнообразной жизнедеятельности, используются для достижения дидактических целей:
– для пробуждения интереса к новым знаниям и
тем самым стимулирования поступательного
движения учебного познания;
– как составная часть того фактического
материала, на основе анализа и обобщения
которого формируются новые понятии и
устанавливаются закономерности;
– для иллюстрации и подтверждения
рассматриваемых теоретических положений;
– как объект применения усвоенных научных
знаний;
– как корректировка, перестройка опыта.
Подчеркивая важность ориентации обучения на
личный опыт студента, нельзя забывать также о
личном опыте преподавателя.
Ведь преподаватель несет своим ученикам не
только систему знаний, уже подвергнутых
определенной дидактической проработке; он
передает им свое мотивационно-ценностное
отношение к этим знаниям.
В.А. Сухомлинский подчеркивал, что во время изложения материала учитель открывает не только окно в мир знаний, но и свой собственный внутренний мир, выражает сам себя.
Когда преподаватель передает учебный материал через призму своего восприятия, своего личного опыта, он тем самым моделирует определенное отношение к этому материалу у студентов. Несомненно, такой «личностный» подход требует педагогического чутья, такта, учета состава и психологического настроя аудитории.
«Открытая» позиция преподавателя выполняет в
обучении ряд важных функций:
– придает большую достоверность, убедительность
изложения;
– побуждает пережить радость узнавания в опыте
учителя своих собственных впечатлений, оценок,
мыслей, отношений, обнажает цепочку рассуждений
учителя, его методы, приемы познания;
– помогает студентам по-новому взглянуть на
события и факты, способствуя развитию их
творческого мышления;
– создает обстановку доверительности,
искренности на уроке, «эмоциональное поле»;
– создает художественный образ урока, что
особенно важно для предметов технического цикла.
За годы работы преподавателем инженерно-строительных дисциплин мною подобраны и широко используются материалы по созданию художественного образа на уроке, которые включают в себя фото и видеоматериалы, подборки стихов, песен, фрагментов кино и телефильмов, мультфильмов и спектаклей, мультимедийные средства обучения, диапозитивы, презентации, открытки, проспекты и т.д.
Приведу некоторые примеры использования стихотворных подборок на уроках цикла дисциплин «Строительные конструкции».
Так, девизом всей учебной дисциплины могут быть стихотворные строки:
Как при постройке домов, коль начальное криво правило,
Коль наугольник фальшив и от линий прямых отступает,
Если хромает отвес и хотя бы чуть-чуть он неровен,
Все непременно тогда выйдет здание криво и косо,
Будет горбато, вперед и назад отклоняясь нескладно,
Точно готово сейчас завалиться; и валится часто
Дом, если он пострадал от ошибок в начальном расчете…Лукреций Кара. «О природе вещей»
В теме «Соединения деревянных конструкций. Врубки» используются фразы:
Коль помянуть кого хотим мы недобром,
Честим его дела: – топорная работа.
Но есть в Кижах собор. Он срублен топором,
И меркнет перед ним любая позолота.Н. Рыленков
Из века в век, с утра и до утра
Звучала без конца и без начала
Речитативом песня топора
На всей Руси великой и крепчала.В.Шефнер
В теме «Общие сведения о каменных и армокаменных конструкциях»:
Есть церкви вроде тыкв и палиц,
А Нерль – прозрачна без прикрас.Там Храм матери чудотворной.
От луны наклонившись в пруд,
Белоснежные контрфорсы
Словно лошади, воду пьют…
А.Вознесенский
Бысть же та церковь чюдна вельми
Величеством и высотой и светлостью,
И звонкостью и пространством…Летописец. Успенский собор Кремля.
В теме «Общие сведения о металлических конструкциях»:
«Выходит Эйфелева из тумана.» В. Маяковский.
В синеву на полтораста метров,
Откуда видны далекие пашни,
До туч, гоняемых ветром,
Выросла радиобашня.
Н.Кузнецов. Башня Шухова.
«Вновь Исаакий в облаченье из литого серебра…» А. Ахматова
Ставя целью урока патриотическое и эстетическое воспитание, можно использовать в ходе активной беседы стихотворные строки:
Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно;
Не уважать оной есть постыдное малодушие.А.Пушкин
Но сегодня, как и вчера, –
На плечах эту землю держат
И несут на себе мастера!Р.Рождественский
И верно, есть восьмое чудо света,
Нам неизвестное покуда.
С. Маршак.
Плохую картину можно спрятать, скверную скульптуру – разбить, но как поступишь с фасадом дворца? Д. Дидро
В ходе поисковой и научно-познавательной работы студентами под руководством преподавателя разработаны также презентации на темы «Основания и фундаменты», «Искусственное улучшение свойств грунтов основания», «Строительные конструкции», «Инновации в реконструкции и усилении оснований и фундаментов», «Модулор древнерусских зодчих», подборка презентаций на тему «Строительные курьезы» и многие другие. Презентации содержат в себе фоторяд, видеофрагменты, пояснения, стихотворные подборки, цитаты, формулы, схемы, графики и т.д.
Полюбившимся творческим заданием для студентов является подбор частушек, песен, баек, присказок, занимательных фактов, карикатур о строительстве и строителях. Данные материалы используются в ходе творческих конкурсов, внеклассных мероприятий, КВН, турнирах знатоков строительных дисциплин, позволяют разнообразить проведение предметных недель. Пример частушки:
Чтоб снести старинный дом
Динамита грянул гром.
Не сломался старый дом,
Рухнул новый за углом.
Использование художественного образа на уроках позволяет разнообразить и скрасить «сухие» расчетные дисциплины, сделать их более интересными, привлечь жизненный опыт студентов для решения методических и дидактических задач.
Я не думаю, что открыла что-то новое, но мне хочется поделиться с коллегами-преподавателями уже накопленными материалами из папки «Создание художественного образа на уроке», которые могут пригодиться им в ходе преподавания специальных строительных дисциплин, а также культурологи, истории искусств и т.д.
Избы все в кружевах, как в полушалках… К. Паустовский
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда.
С.Есенин.
Здсь купола – кокосы, и тыквы – купола.
И бирюза кокошников окошки оплела.А.Вознесенский (Покровский храм Москва)
Не привыкайте к чудесам, –
Дивитесь им, дивитесь!В.Шефнер
Колодец вырыт был давно,
Все камнем выложено дно,
А по бокам, пахуч и груб,
Сработан плотниками сруб.
В.Солоухин.
Чудом света Лужники и Гребной канал
Поспешит назвать спортсмен-профессионал.
Чудом света Крымский мост и Тверской бульвар
Поспешит назвать шахтер или сталевар …Вл. Салимон
Софии храм передо мной блистал,
Чаруя всей громадой драгоценной.Дж.Байрон. Софийский собор. Константинополь
Вряд ли в истории архитектуры
Найдется страница прекраснее той,
Какою является фасад этого собора…Виктор Гюго.(Нотр-Дам)
…Hо чем внимательней, твердыня Notre Dame,
Я изучал твои чудовищные ребра,
Тем чаще думал я: “Из тяжести недоброй
И я когда-нибудь прекрасное создам.”О. Мандельштам.
И вот уж видны Семь призрачных башен под светом луны,
Семь стен, и семь рвов, и семь крепких ворот.
Из мглистого сумрака замок встает.Вальтер Скотт
Признак истинного чуда.
Александр Блок (Пизанская башня)
Снежинка желтая креста
На желтой маковке Софии.Юнна Мориц. Собор Софии в Киеве.
Еще и артиллерия гремела
И мины рвались на краю села,
А ласточка уже взялась за дело
И, хлопоча, гнездо себе вила.М.Исаковский.
Как если зданием прекрасным
Умножить должно звезд число,
Созвездием являться ясным
Достойно Царское Село.М.Ломоносов.
Ты говорил: «Все прошлое утрачено.
Прекрасному пришел конец!»
Когда смотрел на небоскребы,
На эти каменные гробы,
Поставленнные на торец.Э. Межелайтис.
Пленит в искусстве и в Природе нас
Отнюдь не частность – не губа иль глаз;
Мы постигаем красоту вещей
В гармонии, в единстве их частей.
Великолепный храм когда мы зрим
(То чудо света, и твое, о Рим!),
Он не отдельной частью нас дивит,
Он в целом весь являет дивный вид;
Не ширина, длина иль высота –
Чарует всей постройки красота.
Александр Поп. 18 век Англия
Сто поколений не смели такого коснуться –
Преодоленья несущих конструкций.
Вместо каменных истуканов стынет стакан синевы
– Без стакана.
А.Вознесенский.
Так родились чудеса: дом – цветок лотоса,
Дом – раковина, дом – улей, дом – звезда,
И фантастический город из этих домов,
напоминающий тень самолета.
И город летит.Э. Межелайтис.
Великая архитектура – это величайшее свидетельство человеческого величия. Ф.Райт
Архитектор строит, считаясь не только с принципами удобства. Сооружение должно быть внушительным в своей красоте и абсолютно гармоничным. Гармония – вот что лежит в основе всех видов искусства на всем протяжении человеческой истории.
И.В.Жолтовский
Оранжевое солнце поднималось все выше.
И вот оно осветило архитектуру будущего.
Она была обращена к Радости. Она была обращена к
Возвышенному. И была она прекрасна, как лилия.
Георгий Борисовский.