Изомеры. Изомерия и ее виды. 10-й класс

Разделы: Химия

Класс: 10


Цели:

Дидактические:

  • Дать понятие об изомерах, изомерии и её видах.
  • Научиться по формулам веществ находить изомеры.
  • Выявить существенные признаки изомерии: одинаковый качественный состав, одинаковый количественный состав, различное химическое строение, различные свойства вещества.

Развивающие:

  • Развивать умение учащихся вести поиск, находить и выделять главное, обобщать, сравнивать, делать выводы.
  • Развивать у учащихся внимание, память и мышление в конкретизации химических понятий.

Воспитательные:

  • Формировать у учащихся представления о материальности мира, т.е. убедить их в том, что природа из небольшого набора атомов создаёт множество веществ в результате перестановки атомов.

Оборудование:

  • Пары слов на доске: колба – бокал, сокол – колос, мода – дома.
  • На доске записаны формулы веществ:

  • Приложение 1. “Температуры кипения и плавления некоторых органических веществ”.
  • Приложение 2. “Названия и число изомеров некоторых углеводородов”.
  • Приложение 3. Задание, которое записано на доске.
  • Приложения 5, 6, 7 – дифференцированные программы “Проверь себя”.
    Приложение 5. Программа С (синие карточки)
    Задание: выберите формулы изомеров состава С5Н10
    Приложение 6. Программа В (зеленые карточки)
    Задание: Ниже изображены 3 группы изомеров (по 2 вещества), найдите их.
    Приложение 7. Программа А (красные карточки)
    Задание: Составьте структурные формулы изомеров, имеющих состав С6Н14 (подсказка – 5 изомеров ).
  • Приложение 8. Контрольный тест
    Задание: Отберите признаки, которые характерны для изомерии и расположите их в логической последовательности.

Этапы и ход урока:

1 этап – подготовительный

1. Актуализация знаний учащихся, повторение опорных понятий.

Учитель: фронтальная беседа с классом

– Что такое органические вещества?
– Сколько органических веществ насчитывается в настоящее время?
– Какую валентность проявляет углерод в органических соединениях?
– Какие молекулы может образовывать углерод?

2. Сообщение и запись темы и целей урока.

2 этап – главная часть урока

1. Осмысление содержания и последовательности теоретических знаний.

Слово учителя:

– Ребята, посмотрите на доске записаны пары слов: колба– бокал, сокол– колос, мода – дома.
– Скажите, пожалуйста, чем слова, записанные на доске по парам, сходны между собой? (состоят из одинаковых букв).
– А чем они отличаются друг от друга? (порядком расположения букв, обозначают разные предметы).
– А теперь посмотрите на формулы веществ, записанные на доске. – смотри Приложение (п. 2 )
– Сколько здесь изображено химических формул?
– Из атомов каких химических элементов состоят эти вещества?
– Следовательно, что вы можете сказать о качественном составе этих веществ?
– Сколько атомов углерода и водорода входит в состав каждого из этих веществ?
– Следовательно, каков их количественный состав? (количественный состав одинаков).
– А какое строение имеют эти вещества? (а – неразветвленное, б и в – разветвленное).
– Следовательно, что можно сказать о химическом строении этих веществ? (химическое строение веществ различно).
– А давайте дадим названия этим веществам.
– Что вы можете сказать о названиях этих веществ?
– А какими же физическими свойствами обладают эти вещества?

Работа с Приложением 1

– Следовательно, что можно сказать о физических свойствах этих веществ? (физические свойства веществ различны).
– А как вы думаете, ребята, каковы будут химические свойства этих веществ? (химические свойства веществ различны).
– Итак, какую же закономерность мы увидели? Давайте попробуем дать определение этой закономерности.

Запись определения веществ-изомеров в тетрадях.

– Следовательно, вещества, формулы которых записаны на доске являются …….. изомерами.
– А как называется это явление? Давайте посмотрим, что об этом говорит учебник.

Работа с учебником

Задание:

1. Найдите в тексте учебника, как называется это явление?
2. Прочитайте определение вслух.
3. Запишите данное определение в тетради.

2.Самостоятельное выполнение заданий под контролем и с помощью учителя.

Учитель: Ребята, изомерия – это явление, характерное для многих органических веществ и убедиться в этом можно, поработав со справочными материалами, которые находятся у вас на столах.

Работа с Приложением 2

– Все вещества, формулы которых помещены в таблице, к какому классу органических веществ относятся?
– Какое из веществ имеет наибольшее число изомеров?
– А как вы думаете, от чего зависит число изомеров?
– Следовательно, какая закономерность, характерная для изомерии, здесь проявляется? (чем больше атомов углерода в веществе, тем больше у него изомеров).

Выполнение задания. Смотри Приложение 3

Задание: Найдите из предложенных формул изомеры. Какую молекулярную формулу они имеют?

– Итак, какие же виды изомерии органических веществ существуют?

Составление схемы “Дерево изомерии”.

3. Обобщение и систематизация учащимися результатов работы.

Учитель: Как вы думаете, ребята, какое же значение имеет изомерия?

– Сколько органических веществ известно в настоящее время?

3 этап – заключительный

1. Работа и отчет учащихся по дифференцированным заданиям.

Смотри Приложение 5, Приложение 6, Приложение 7 – дифференцированные программы “Проверь себя”.

2. Подведение учителем и учащимися итогов работы на уроке.

Фронтальная беседа по основным понятиям темы “Изомерия”.
Выполнение учащимися контрольного теста – смотри Приложение 7.

3. Рефлексия урока.

4. Сообщение домашнего задания.

Приложение 4