Цели:
Дидактические:
- Дать понятие об изомерах, изомерии и её видах.
- Научиться по формулам веществ находить изомеры.
- Выявить существенные признаки изомерии: одинаковый качественный состав, одинаковый количественный состав, различное химическое строение, различные свойства вещества.
Развивающие:
- Развивать умение учащихся вести поиск, находить и выделять главное, обобщать, сравнивать, делать выводы.
- Развивать у учащихся внимание, память и мышление в конкретизации химических понятий.
Воспитательные:
- Формировать у учащихся представления о материальности мира, т.е. убедить их в том, что природа из небольшого набора атомов создаёт множество веществ в результате перестановки атомов.
Оборудование:
- Пары слов на доске: колба – бокал, сокол – колос, мода – дома.
- На доске записаны формулы веществ:
- Приложение 1. “Температуры кипения и плавления некоторых органических веществ”.
- Приложение 2. “Названия и число изомеров некоторых углеводородов”.
- Приложение 3. Задание, которое записано на доске.
- Приложения 5, 6, 7 – дифференцированные программы
“Проверь себя”.
Приложение 5. Программа С (синие карточки)
Задание: выберите формулы изомеров состава С5Н10
Приложение 6. Программа В (зеленые карточки)
Задание: Ниже изображены 3 группы изомеров (по 2 вещества), найдите их.
Приложение 7. Программа А (красные карточки)
Задание: Составьте структурные формулы изомеров, имеющих состав С6Н14 (подсказка – 5 изомеров ). - Приложение 8. Контрольный тест
Задание: Отберите признаки, которые характерны для изомерии и расположите их в логической последовательности.
Этапы и ход урока:
1 этап – подготовительный
1. Актуализация знаний учащихся, повторение опорных понятий.
Учитель: фронтальная беседа с классом
– Что такое органические вещества?
– Сколько органических веществ насчитывается в
настоящее время?
– Какую валентность проявляет углерод в
органических соединениях?
– Какие молекулы может образовывать углерод?
2. Сообщение и запись темы и целей урока.
2 этап – главная часть урока
1. Осмысление содержания и последовательности теоретических знаний.
Слово учителя:
– Ребята, посмотрите на доске записаны пары
слов: колба– бокал, сокол– колос, мода – дома.
– Скажите, пожалуйста, чем слова, записанные на
доске по парам, сходны между собой? (состоят из
одинаковых букв).
– А чем они отличаются друг от друга? (порядком
расположения букв, обозначают разные предметы).
– А теперь посмотрите на формулы веществ,
записанные на доске. – смотри Приложение (п. 2 )
– Сколько здесь изображено химических формул?
– Из атомов каких химических элементов состоят
эти вещества?
– Следовательно, что вы можете сказать о
качественном составе этих веществ?
– Сколько атомов углерода и водорода входит в
состав каждого из этих веществ?
– Следовательно, каков их количественный состав?
(количественный состав одинаков).
– А какое строение имеют эти вещества? (а –
неразветвленное, б и в – разветвленное).
– Следовательно, что можно сказать о химическом
строении этих веществ? (химическое строение
веществ различно).
– А давайте дадим названия этим веществам.
– Что вы можете сказать о названиях этих веществ?
– А какими же физическими свойствами обладают
эти вещества?
– Следовательно, что можно сказать о
физических свойствах этих веществ? (физические
свойства веществ различны).
– А как вы думаете, ребята, каковы будут
химические свойства этих веществ? (химические
свойства веществ различны).
– Итак, какую же закономерность мы увидели?
Давайте попробуем дать определение этой
закономерности.
Запись определения веществ-изомеров в тетрадях.
– Следовательно, вещества, формулы которых
записаны на доске являются …….. изомерами.
– А как называется это явление? Давайте
посмотрим, что об этом говорит учебник.
Работа с учебником
Задание:
1. Найдите в тексте учебника, как называется это явление?
2. Прочитайте определение вслух.
3. Запишите данное определение в тетради.
2.Самостоятельное выполнение заданий под контролем и с помощью учителя.
Учитель: Ребята, изомерия – это явление, характерное для многих органических веществ и убедиться в этом можно, поработав со справочными материалами, которые находятся у вас на столах.
– Все вещества, формулы которых помещены в
таблице, к какому классу органических веществ
относятся?
– Какое из веществ имеет наибольшее число
изомеров?
– А как вы думаете, от чего зависит число
изомеров?
– Следовательно, какая закономерность,
характерная для изомерии, здесь проявляется? (чем
больше атомов углерода в веществе, тем больше у
него изомеров).
Выполнение задания. Смотри Приложение 3
Задание: Найдите из предложенных формул изомеры. Какую молекулярную формулу они имеют?
– Итак, какие же виды изомерии органических веществ существуют?
Составление схемы “Дерево изомерии”.
3. Обобщение и систематизация учащимися результатов работы.
Учитель: Как вы думаете, ребята, какое же значение имеет изомерия?
– Сколько органических веществ известно в настоящее время?
3 этап – заключительный
1. Работа и отчет учащихся по дифференцированным заданиям.
Смотри Приложение 5, Приложение 6, Приложение 7 – дифференцированные программы “Проверь себя”.
2. Подведение учителем и учащимися итогов работы на уроке.
Фронтальная беседа по основным понятиям темы
“Изомерия”.
Выполнение учащимися контрольного теста –
смотри Приложение 7.
3. Рефлексия урока.
4. Сообщение домашнего задания.