Князь Александр Невский (Приложение 1. Слайд 2).
Цель: создание условий для формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся, способствующих их успешной интеграции в культурное пространство своей Родины – России.
Задачи:
- Дополнить знания обучающихся о великом князе Александре Невском и его роли в истории России.
- Совершенствовать умение осмысления жизни знаменитых людей, значения исторических событий; устную речь.
- Воспитывать чувство уважения и благодарности нашим великим предкам; способствовать формированию духовно-нравственных идеалов.
Эпиграф: История есть в некотором смысле священная книга народов: главная, необходимая, зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего.(Н. М. Карамзин.)
(Приложение 1. Слайд 3).
Эпиграф и все изображения святого благоверного князя Александра Невского показываются на экране.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Беседа с обучающимися
Учитель: Ребята, прошу вас внимательно
прочитать эпиграф нашего сегодняшнего занятия. К
нему мы вернёмся при подведении итогов
сегодняшней беседы.
Вы знаете, что по итогам рейтингового
голосования в проекте «Имя России» главным
персонажем российской истории объявлен… Кто?!
Ответ: Князь Александр Невский (Приложение 1. Слайд 4).
Учитель: Кто помнит, в каком веке жил князь?!
Ответ: В XIII веке.
Учитель: Охарактеризуйте, пожалуйста, историческую обстановку Руси в то время.
Ответ: Это было едва ли не самое трудное время в истории России: с востока шли, уничтожая всё на своём пути, монгольские орды, с запада надвигались германские рыцарские полчища.
Учитель: А в самой Руси, какая была обстановка?
Ответ: Русские князья вели братоубийственную войну за власть.
2. Слово учителя
– Да, ребята, самым страшным для православной Руси было то, что столь жестокий урок гнева господня не вразумлял многих русских правителей: и под властью Орды князья продолжали битву за власть. Одним из первых, кто начал прозревать смысл уроков Промысла Божия в судьбах России, явился святой благоверный князь Александр Невский – великий воин и дипломат, молитвенник и строитель земли Русской; истинно христианский правитель, печальник о народных судьбах, наделённый от Господа государственной мудростью.
Святой благоверный князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года в Переяславле (ныне г. Переяславль-Залесский), был вторым сыном княжеской четы, отличавшейся христианскими добродетелями.
С 16 лет Александр самостоятельно княжил в Новгороде. Несладким было это княжение среди постоянных раздоров и смут. По обычаям князь не имел права вмешиваться во внутренние дела города. Будучи благочестивым, князь Александр пытался кротким словом умирить бурление страстей. Он славился своим милосердием. Во время голода опустошал княжескую сокровищницу, чтобы прокормить нуждающихся. Князь был очень красив – телом и духом. Загрубевшие новгородцы говорили: «Князь наш – святой». Но однажды новгородская вольница прогнала от себя святого благоверного князя Александра, правда вскоре, устрашившись нашествия врагов, упросила вернуться. Князь вернулся, не вспоминая былых обид.
В 1239 году святой князь женился на полоцкой княжне. Их брак благословили при венчании чудотворной иконой Божией Матери «Феодоровская», которая всю жизнь была с князем. Сейчас эта икона находится в Костроме. Младший из четырёх сыновей святого благоверного князя Александра Невского, получив после смерти отца московское княжество, стал великим угодником Божиим – святым благоверным князем Даниилом Московским. Ревнитель благочестия, молитвенник и постник, благоверный князь Александр не забывал и о своём долге правителя – готовился защищать Церковь и народ силою меча. С ранних лет сопровождал в походах своего отца. В ратном искусстве он превосходил своих опытнейших витязей.
В 1240 году шведы пришли к Неве. Командующий князь Биргер отправил послов, говоря князю Александру: «Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою».
Услышав это, князь, упав на колени в церкви святой Софии, горячо молился Богу о помощи в защите Святой Церкви, православной веры и народа. Архиепископ Спиридон благословил князя. Князь, выйдя из церкви, ободрил свою дружину, говоря: «Не в силе Бог, но в правде». Новгороду неоткуда было ждать земной помощи, но князь-молитвенник уповал на помощь Небесную.
Князь Александр Ярославович Невский (Приложение 1. Слайд 5).
И было чудное предзнаменование: стоявший в морском дозоре воин Пелгуй (в святом крещении Филипп) видел на рассвете 15 июля ладью, плывущую по морю, и на ней святых мучеников Бориса и Глеба в одеждах багряных. И сказал Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему Александру». То был день памяти святого равноапостольного князя Владимира.
Русские витязи являли чудеса доблести. Как написано в книге «Симфония» схиархимандрита Иоанна (Маслова): «Ничто так людям неприятно и не желательно, как свобода. …Вси свободу почитают паче всякого мира сего сокровища. Не приятно нам ни богатство, ни честь, ни пища сладкая, как свободы не имеем». Но были явлены и чудеса Божии, потому как были перебиты враги там, куда не могли попасть воины князя Александра. За эту победу князь был назван Невским. Ему было всего 20 лет!!!
Князь Александр наносит рану в лицо Биргеру (Приложение 1. Слайд 6).
Зимой 1242 года началась война с немецкими рыцарями, гордо заявлявшими, что «подчинят себе весь славянский народ». Главной задачей врагов было уничтожение православной веры, обращение русского народа в католическую веру. Святой Александр, выступив в поход, освободил Псков, а весной 1242 дал Тевтонскому ордену решительное сражение. Накануне битвы на Чудском озере святой Александр снова горячо просил Бога о помощи. По его молитве, помощью Божией и ратным подвигом русских воинов крестоносцы были полностью разгромлены. Была страшная сеча, стоял громкий треск от ломающихся копий и мечей. Не было видно льда озера, ибо он покрылся кровью.
Современники ясно понимали всемирное историческое значение Ледового побоища: прославилось имя святого Александра по всей святой Руси, «по всем странам, до моря Египетского и гор Араратских, по обе стороны Варяжского моря и до великого Рима». Именем непобедимого князя Александра посланцы русских княжеств пытались напугать даже хана Батыя. На что Батый, усмехнувшись, послал сказать русскому герою, о том, что Бог покорил ему, великому хану, многие народы. Лишь один князь ему не покорился, но, если Александр хочет сохранить свои земли, то должен прийти к Батыю и увидеть славу царства его.
Не затуманила разум благоверного князя Александра полководческая слава. Чуждый тщеславия, он понимал, что не может сопротивляться полумиллионному войску монголов, и если не подчинится требованию властелина Золотой Орды, то погубит свой народ.
По благословению митрополита Кирилла благоверный Александр направился в Орду, зная, что до него в Орде уже были казнены князья-мученики, отказавшиеся поклониться языческим кумирам. Святой Александр готовился также принять смерть в Орде, ибо верный Христу не мог поклоняться идолам. Отказ же от поездки грозил новым нашествием Орды на Русскую землю.
Прибыв в ханскую ставку, благоверный князь со спокойной твёрдостью отказался «проходить через огонь». Но вместо казни, его отвели к хану, пожелавшему взглянуть на знаменитого русича.
Войдя к хану, святой князь Александр, преклонил колена перед Батыем со словами: «Тебе поклонюся, о царь, ибо тебя почтил царством Господь Бог; идолам же не поклонюсь, поелику Богу Единому поклоняюся, Которому служу».
Князь Александр перед ханом Батыем (Приложение 1. Слайд 7).
Прекрасный, кроткий облик русского князя, его мудрые речи смягчили сердце владыки Золотой Орды.
«Истину мне сказали, что нет князя, подобного ему» – заявил он своим вельможам. Батый принял русича как дорого гостя и обещал мир его народу (Приложение 1. Слайд 8).
Продолжалась война с католическим Западом. Не
добившись своих целей обманом, западные
христиане снова взялись за оружие.
После смерти Батыя благоверному князю снова
пришлось налаживать отношения с новым ханом –
сыном Батыя Сартаком. Конфликт, который дерзко
спровоцировал легкомысленный брат князя
Александра, святому князю удалось не только
остановить новое кровопролитие, но и изменить
отношения между Ордой и Русью. Сердечная дружба
правителей стала приобретать черты союза. С той
поры в ханских ярлыках, которые выдавались
русским митрополитам, монголам запрещалось
хулить православную веру и чинить обиды
духовенству под страхом смертной казни.
Получив от Сартака ярлык на великокняжеский престол, святой князь Александр вернулся в отечество – возрождать Русь из развалин. Он стал единовластным великим князем всей Руси. Не прельщаясь ни властью, ни богатством, благочестивый князь управлял страной мудро и справедливо, одинаково заботясь обо всех подданных.
Князю ещё дважды пришлось побывать в Орде, предотвращая новые набеги. Несмотря на тяжкую дань татарам, начали восстанавливаться силы отечества. Более того, при хане Берке в столице Золотой Орды была учреждена епархия Русской Православной Церкви. Впоследствии немало ордынцев приняли веру Христову; подвигами благочестия просиял и прославлен Русской Церковью потомок Чингисхана преподобный царевич Петр Ордынский.
Возвращаясь из последней поездки, святой князь заболел. Будущее Руси было спасено, долг его пред Богом был выполнен. Но и силы были отданы все, жизнь была положена на служение русскому народу и Русской Церкви. Не доехав до Владимира, в Городце, князь-подвижник завершил многотрудный земной путь в монастыре принятием святой иноческой схимы с именем Алексий и 14 ноября 1263 года предал свой дух Господу. Митрополит Кирилл, его духовный отец и сподвижник сказал народу: «Чада мои милые, закатилось солнце Земли Русской!»
Но не оставил благоверный князь Александр народ свой, не позабыл он земную родину и в Небесном Отечестве. Много знамений и чудес было явлено от его честных мощей.
Иконы святого благоверного великого князь Александр Невский (Приложение 1. Слайды 9-10).
30 августа 1724 года мощи его были перенесены в Александро-Невскую лавру в Санкт-Петербурге. В 1725 году императрица Екатерина I учредила орден святого благоверного князя Александра Невского – одну из высших наград Российской империи (Приложение 1. Слайд 11). Сейчас при Московской педагогической академии создано и успешно работает много лет общество «Наследники Александра Невского», которое ведёт огромнейшую просветительскую работу по изучению культурного наследия нашей великой Родины. Учреждена общественная награда для дипломатов – премия святого благоверного князя Александра Невского, Литературная премия им. Александра Невского (Приложение 1. Слайд 12). и др.
Твёрдым щитом Церкви и всего русского народа является Небесный представитель наш – святой благоверный великий князь Александр Невский.
3. Беседа с обучающимися
Учитель: Ребята, сегодня мы ещё раз поговорили о замечательном нашем предке, великой исторической личности, русском святом. Давайте вместе вспомним самое важное из его жизни. Как вы думаете, почему князь Александр Невский был так удачлив в войнах, битвах?!
Ответ: Ему помогал Бог, Его Ангелы.
Учитель: Почему Бог помогал ему?! На Руси было много князей.
Ответ: Князь вёл благочестивую жизнь, просил в молитвах помощи у Бога, был верен Православию, не принимал католическую веру. Всегда носил с собой икону Божией Матери Феодоровскую.
Учитель: ребята, какой факт из жизнеописания великого князя больше всего поразил вас?
Ответ 1: С 16 лет Александр самостоятельно княжил в Новгороде.
Ответ 2: В 20 лет выиграл Невскую битву.
Ответ 3: Особенно поразил факт смиренного преклонения князя – героя Невской битвы перед ханом Батыем: «Тебе поклонюсь, о царь…»
Ответ 4: Князь стал монахом.
Ответ 5: Князь был необыкновенно мудрым и скромным.
Ответ 6: Видение воину Пелгую.
Учитель: Какова роль великого князя Александра Невского в истории России?
Ответ: Если бы ни его мудрое управление государством, то Россия могла перестать существовать уже в XIII веке.
Учитель: Как вы думаете, наш народ сделал правильный выбор, определяя символ нации – имя России – святой благоверный князь Александр Невский?
Ответ: Князь Александр Невский причислен к лику святых, потому что вёл святую праведную жизнь, В нём воплотились лучшие черты русского человека. Он является достойным представителем нашей нации и служит примером для подражания.
Учитель: А теперь вернёмся к эпиграфу нашего занятия. Подтверждено ли это высказывание сегодняшней нашей беседой?!
Ответ: Да, сегодня мы это доказали однозначно.