Родительское собрание на тему "Ребенок из Зазеркалья"

Разделы: Работа с родителями


Задачи:

  • Обсудить с родителями проблему обучения детей- левшей.
  • Показать возможности в учебной деятельности детей- левшей.
  • Настроить родителей на понимание трудностей, связанных с обучением леворукихдетей.

Форма проведения собрания: лекция.

Основные положения лекции:

  1. Проблемы семьи, имеющей ребёнка- левшу.
  2. Переучивание ребёнка и проблемы, связанные с этим.
  3. Особенности обучения леворуких детей.

Состав аудитории: родители учащихся 1 класса начальной школы.

Время проведения: 60 минут.

Оформление:

  • плакат: “Так и есть. Я всё делаю левой рукой. И это значительно удобнее, чем правой рукой” (Губарев В. Г. “Королевство кривых зеркал”).
  • рисунки, поделки, вышивки, награды детей-левшей за различные достижения.
  • памятка для родителей по проблеме собрания:

Уважаемые папы и мамы!

  • Ваш ребёнок нуждается во внимании, поддержке и терпении. Это и есть главное условие его победы в учебной деятельности, помните об этом!
  • Никогда не проявляйте негативного отношения к тому, что ваш ребёнок – левша.
  • Не демонстрируйте леворукость своего ребёнка с негативной позиции посторонним и незнакомым людям.
  • Не драматизируйте школьные неудачи своего ребёнка, связанные с тем, что он – левша.
  • Преодолевайте школьные неудачи с помощью дополнительных, интересных занятий, которые помогут ребёнку справиться с учебными проблемами.
  • Откройте для своего ребёнка мир лепки и рисования, вязания и плетения макраме.
  • Писать левой рукой непросто, поэтому помогите ребёнку избегать перегрузки и переутомления.
  • Не раздражайтесь, если ребёнок сделал что-то не так, лучше поддержите его и отметьте успехи.
  • Не пытайтесь что-то делать за ребёнка, в таком случае вы только усугубите его проблемы.
  • Закрепляйте достигнутые ребёнком умения, постоянно их тренируя.

Помните!

Леворукость ребёнка – не патология, а один из вариантов нормы! У леворукого ребёнка есть свои особенности в усвоении учебного материала, которые необходимо знать взрослым для того, чтобы помочь ему достичь успеха. Среди леворуких людей достаточно талантов и гениев. Возможно, ваш ребёнок – один из них?!

Ход собрания

1. Вступительное слово учителя

– Добрый вечер, дорогие друзья! Прошло несколько месяцев обучения детей в первом классе, и наступило время сказать о первоначальных неудачах и победах, поражениях и проблемах.

В работе с классом можно найти много тем для обсуждения с родителями, но тема обучения ребёнка- левши в первом классе является наиболее значимой и важной.

Это вовсе не связано с тем, что дети-левши не развиты интеллектуально или не способны справляться с учебными нагрузками. Это собрание необходимо в первую очередь и для родителей, у которых ребёнок- левша, и для родителей детей- правшей, в обществе которых ребёнок-левша учится.

В нашем классе 22 ученика. 7 из них – левши. Это составляет почти 32% от общего количества. Кто-то считает, что левши – это люди с патологией. Кто-то, наоборот, поддерживает идею о гениальности левшей.

Александр Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон, Чарли Чаплин, Льюис Кэрролл, Микеланджело, Альберт Эйнштейн – что объединяет этих людей, помимо гениальности? Все они левши. Процент одаренности среди леворуких людей необычайно высок. Трудно назвать область искусства, политики или спорта, где левши не застолбили бы первые места. В музыке это Моцарт и Бетховен, в живописи – Леонардо да Винчи, Рафаэль, Рубенс.

Неподражаемый Роберт де Ниро, обворожительная Джулия Роберте, “крепкий орешек” Брюс Уиллис, очаровашка Том Круз, непобедимый Сильвестр Сталлоне – тоже из категории левшей.

Все последние президенты США – и Рейган, и Буш, и Клинтон – сплошь леворукие. Даже Альберт Гор, один из лидеров президентской гонки, пишет левой рукой. Знаменитые теннисистки Моника Селеш и Мартина Навратилова отлично бьют левой. Компьютерный гений Билл Гейтс, которого не смогли разорить недавние миллионные потери, тоже левша.

Левши составляют 10–20 процентов населения нашей планеты. В России, соответственно, их порядка 15–18 миллионов человек. Причем отечественная армия леворуких увеличивается год от года – с тех пор как народное образование оставило наконец непохожих учеников в покое. Ведь вплоть до 1985 года левшей упрямо переучивали, заставляя писать и рисовать правой рукой.

На современном этапе педагоги отказались от этого. Следствиями переучивания могут стать нарушения темпа и ритма речи (согласно статистике, каждый третий ребенок с заиканием – это переученный левша), серьезные перемены в эмоциональном состоянии ребенка (он может стать вспыльчивым, капризным, раздражительным, беспокойно спать, плохо кушать). Позже появляются еще более серьезные нарушения: частые головные боли, постоянная вялость. В итоге развиваются невротические реакции, например, нервные тики, энурез или нарушается функциональное состояние нервно-психической сферы, т.е. развивается невроз.

Левше труднее адаптироваться к школьной жизни, к обучению. Особенно им трудно при обучении письма, чтению и счету. Дело в том, что отправной точкой для освоения этих умений является зрительное восприятие. Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации, нередко встречающиеся у левшей, ведут к возникновению следующих трудностей:

  • восприятия и запоминания сложных конфигураций букв при чтении и соответственно медленный темп;
  • формирования зрительного образа букв, цифр (нарушение соотношения элементов, ребенок путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр);
  • выделения и различения геометрических фигур, замена сходных по форме фигур (круг – овал, квадрат – ромб- прямоугольник);
  • копирования;
  • неустойчивый почерк (неровные штрихи, большие, растянутые, разнонаклонные буквы);
  • зеркальное написание букв, цифр, графических элементов;
  • очень медленный темп письма.

Необходимо также сказать о нарушениях чтения у некоторых левшей. У одних причины нарушения носят преимущественно зрительно-пространственный характер: дети испытывают затруднения в восприятии слова как целого. Другие не могут уловить связь между буквосочетаниями и теми понятиями, которые они отображают. Леворукие дети нередко теряют строку и делают попытки читать справа налево или из середины текста. Во избежание таких проявлений ребенку нужно напомнить, откуда началось чтение, а можно ориентировать его по “маркированной” руке. Если эти способы не дают эффекта, малыш может попробовать закрыть текст и открывать только читаемый слог. Причем, сначала это лучше сделать взрослому, а вскоре и юный читатель освоит эту хитрость. Так придется продолжать до тех пор, пока не автоматизируется нужное направление и темп слежения за строкой. Все занятия нужно проводить систематически, но их продолжительность не должна превышать 20 минут. Потом малышу нужен отдых. А, восстановив силы, можно продолжить занятие еще на 15–20 минут.

У неправоруких могут наблюдаться трудности списывания, т. к. такой вид работы предполагает одновременное решение нескольких задач: необходимо распределить внимание между нахождением нужного элемента текста предложенного для списывания, что требует быстрой и точной пространственной ориентировки, а также выстраивания ряда этих элементов на своем месте (опять же требуется быстрая и четкая микро-ориентировка). Такая работа у левши требует большего времени: и довольно часто сопровождается возрастанием количества ошибок.

При выполнении домашних заданий родители детей- левшей должны руководствоваться следующими правилами:

  • Ребёнок должен учиться писать прямо, не загораживая себе линию строки.
  • Нельзя требовать от леворукого ребёнка безотрывного письма.
  • При письме и рисовании леворукого ребёнка свет должен падать справа.
  • При выполнении домашнего задания по письму необходимо определить вместе с ребёнком траекторию движения руки. Это поможет ребёнку определить, где начинать написание элемента буквы, куда вести и где закончить. Эту инструкцию ребёнок должен ещё самостоятельно повторить и только потом приступать к письму.
  • Полезно сделать для ребёнка карточки с элементами написания каждой буквы и с самими буквами. Это позволит превратить обучение письму в увлекательную игру.
  • Важно помнить, что леворукие дети переживают адаптацию к школе гораздо тяжелее, чем их праворукие сверстники. Они боятся насмешек одноклассников, но ещё больше – негативной оценки взрослыми их деятельности.
  • Родители должны терпеливо относиться к грязным тетрадям, ошибкам и каракулям своего ребёнка, помня о том, что письмо даётся ему гораздо труднее, чем другим детям.
  • Леворукому ребёнку надо предлагать больше заданий на развитие двигательной активности руки, для развития группы мелких мышц. Очень хорошее упражнение- вырезание букв крупного формата из газет. Ребёнок быстрее запоминает буквы, видит их в зеркальном изображении, запоминает их контуры.
  • Ещё одно упражнение – лепка букв и цифр. Это тоже помогает ребёнку быстрее усвоить технику письма.

2. Знакомство со статистикой успеваемости левшей в школе

Демонстрация достижений леворуких детей класса. Выставка их работ. Комментарии.

3. Рефлексия собрания

Ответы на вопросы родителей. Работа с памяткой.
Свою лекцию я закончу стихотворением Сильвы Капутикян.

Сыну

Ты не отличник, мой мальчик, нет,
Домой не приносишь грамот-наград,
И другие матери мне в след
С доброй завистью не глядят.
Я в глубине твоей вижу, сынок,
Под шероховатой и грубой корой,
Чистое золото, ясный поток,
Душа твоя светлая бьётся порой.
Может, звездой тебе не блеснуть, –
Званий не будет, талантов нет,
Но сердцем раскройся, пускаясь в путь,
Сверкни и людям отдай свой свет, –
Будь человеком, мой мальчик, будь!..

Приятно было с вами встретиться, обсудить важную проблему, помочь вам. Спасибо до новых встреч!

Литература для подготовки родительского собрания

  1. Безруких М.М. Леворукий ребёнок в школе и дома. М.: Вентана-Граф, 2005.
  2. Безруких М.М. Как помочь первокласснику хорошо учиться. М., 2003.
  3. Минияров В.М. Психология семейного воспитания. М., 2000.