Семейное воспитание и школа: поиск взаимопонимания и сотрудничества по проблеме сохранения и укрепления здоровья детей

Разделы: Внеклассная работа


Как сделать так, чтобы как можно большее количество семей были счастливы, чтобы ребенок гордился своей семьей, а семья радовалась успехам ребенка и гордилась им?

Вот вопросы, которые всегда волновали и волнуют педагогов нашей школы.

Для каждого родителя счастье – это здоровый ребенок. Такой ребенок счастлив сам и его легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему требования. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований и природных способностей.

Культуру отношения к своему здоровью ребенок формирует в семье. С рождения ребенка мамы и папы, бабушки и дедушки окружают его вниманием и заботой. И важно не только научить детей доброте и честности, преподать им уроки нравственности, но и привить интерес к физкультуре, сформировать привычку к здоровому образу жизни. Прежде всего – собственным примером. Сохранение здоровья требует от человека напряженной работы. И если ребенок в семье ее наблюдает, то постепенно присоединяется к взрослым членам семьи. Не только утренняя зарядка, не часовая физкультура и бег трусцой, а культура труда, отдыха, сна, питания, физической и духовной жизни – все это в целом и есть основа здоровья.

Учитывая, что приоритетную роль в воспитании здорового ребенка играет семья, необходимо обеспечить валеологическое просвещение родителей, активно вовлекать семью в процесс оздоровления ребенка. И там, где учителя и родители действуют согласованно, можно воспитать счастливого ребенка, укрепляя его здоровье и расширяя его познания.

В нашем поселке в настоящее время сложилась довольно сложная экономическая ситуация. Высок уровень безработицы, и в связи с этим ухудшается социальное положение семей. Достаточно высок процент неблагополучных семей, не уделяющих должного внимания воспитанию и развитию ребенка. Необеспеченность детей полноценным питанием в этих семьях ведет к заболеваемости школьников. Успешным решением проблемы сохранения здоровья детей в сложившихся условиях явилась реализация с 2006 года программы “Школа здоровья”. Одна из задач данной программы – системная совместная работа педагогов, учащихся и родителей по формированию ответственного отношения к здоровью, осознанной потребности в здоровом образе жизни, подготовка ребенка к самостоятельной деятельности, воспитание его нравственно и физически здоровым.

Не все родители проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Поэтому педагоги используют в своей работе индивидуальный подход, определенные принципы и традиции.

Особое значение в формировании успешного взаимодействия семьи и школы играют следующие принципы, используемые педагогами:

  • Защита интересов родителей;
  • доброжелательность;
  • учет эмоционального состояния друг друга;
  • активность;
  • конкретность;
  • доступность и конфиденциальность информации;
  • отказ от поучений, нотаций, высокомерия;
  • исключение таких ошибок как:
  • жесткие ожидания по отношению к родителям;
  • равнодушие;
  • оценивание родителей;
  • излишняя эмоциональность;
  • агрессивность и напористость;
  • директивное отношение к родителям.

Соблюдение данных принципов способствует тому, что родители чувствуют заботу о себе, верят, что их заботы и тревоги не безразличны нашему педагогическому коллективу. Тщательно подготовленное, содержательное, нестандартное по форме и актуальное по значимости общение с родителями может совершить переворот в сознании мам и пап, разбудить в них огромный воспитательный потенциал и желание помочь своему ребенку стать счастливым.

Сотрудничество с родителями осуществляется в трех направлениях:

  • организация валеологического просвещения родителей;
  • приобщение родителей к участию в совместных мероприятиях;
  • участие родителей в управлении воспитательно-образовательным процессом.

Практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Для решения данной проблемы используем следующие формы сотрудничества: родительские лектории, конференции, индивидуальные консультации, родительские собрания, деловые игры, анкетирование, беседы, родительские тренинги, презентации семейного опыта воспитания. Практикуем встречи с врачами, психологами.

Проводимые мероприятия позволяют родителям получить знания о психологии взросления и физическом развитии, о возможностях современной медицины, досуге и здоровом образе жизни, а также практические советы, касающиеся поведенческих, учебных и эмоциональных проблем.

Всем известно, что во многих семьях детская потребность в движении удовлетворяется далеко не полностью: родители предпочитают активным формам досуга сидение перед телевизором или наоборот разрешают много и бесконтрольно находиться на улице. Все эти неблагоприятные факторы семейного воспитания во многом являются причиной заболеваемости детей. В результате поисков решения этой проблемы педагоги с родителями пришли к выводу о необходимости проведения совместных мероприятий. Доброй традицией стало проведение туристических походов, экскурсий, дней здоровья, участие в молодецких играх, строительство снежного городка. В этом вопросе есть определенный прогресс. Совместная деятельность и общие интересы сплачивают семьи, помогают им преодолевать трудности и невзгоды. Все это сопровождается положительными эмоциями, что служит снятию конфликтов, улучшению эмоциональных отношений в семье.

Третье направление деятельности – активное привлечение родителей к участию в работе Совета школы и работа родительского комитета. Вовлекая родителей в процесс принятия решений, мы показываем, что уважаем их мнение, кроме того, увеличиваем их обязательства перед другими родителями. Через заседание Совета школы проходят такие актуальные вопросы как:

  • оказание помощи малообеспеченным семьям;
  • организация бесплатного питания;
  • проведение рейда по проверке соблюдения режима дня
  • организация летней оздоровительной кампании и др.

Принятие решений по этим и другим вопросам являются для членов Совета очень ответственными, ведь на ежегодной общешкольной родительской конференции Совет школы держит отчет об их выполнении.

Огромную роль в сотрудничестве родителей учеников и классного руководителя играет родительский комитет класса. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в классном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей. Работа родительского комитета приносит свои плоды. С каждым годом растет число родителей -активистов. Их не надо звать в школу, они приходят сами и предлагают свою помощь.

В школе стало традицией поощрение родителей, активно участвующих в жизни класса по вопросам воспитания здорового образа жизни. Оно осуществляется в различной форме, которую мы постоянно совершенствуем. Это и награждение грамотами, дипломами, сувенирами, сделанными руками учащихся.

Огромное значение придаем благодарственным письмам, которые отправляются не только в семьи обучающихся, но и на предприятия, где работают родители. В честь таких родителей готовим в конце года большую концертную программу, выпускаем именные поздравительные газеты, медали. Это выливается у нас в большой общешкольный праздник. Такая форма работы способствует привлечению большего числа родителей, особенно отцов, занимающихся как здоровьем своих детей, так и своим собственным. В связи с этим следует заметить, что количество родителей, ведущих здоровый образ жизни, из года в год увеличивается.

Каковы же результаты нашей совместной работы с родителями? Отвечая на вопрос анкеты “Хотел бы ты, чтобы твоя будущая семья была чем-то похожа на ту семью, в которой ты растешь?”, 83 % опрошенных детей ответили утвердительно. Таким образом, сложившаяся система организации сотрудничества с родителями позволяет включить семью и ребенка в активную жизнь школы, результативно решить такие проблемы, как мотивация учения и выявление причин отставания, предупреждение асоциального поведения детей, формирование у них ценностного отношения к здоровью.

Литература

  1. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания [Текст]: учеб. пособие для классных руководителей / Н. И. Дереклеева. – М.: ВАКО, 2006. – 336 с.
  2. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя [Текст]: метод. руководство для классных руководителей / Н. И. Дереклеева. – М.: ВАКО, 2007. – 267 с.
  3. Ивлева Э.И. Формы взаимодействия учителя и семьи [Текст] / Э. И. Ивлева / Профессиональная компетентность педагога начальных классов как условие успешной реализации национального проекта в сфере образования [Текст]: материалы региональной научно-практической конференции, г. Кемерово, 8-9 июня 2006 г.: в 2 т. / ред. коллегия:Т. Н. Семенкова, Н. А. Заруба, В. В. Курчуганова М. В. Корнилова, Н. И. Приходько, Е. Ю. Командирова – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2006. – Т. – 1. – 281 с.
  4. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе [Текст]: учебно-метод. пособие / М. И. Рожков. – М.: ВЛАДОС, 2001 – 216 с.
  5. Саляхова Л.И. Родительские собрания 1-4 классы [Текст]: учеб. пособие для классных руководителей / Л. И. Саляхова – М.: Глобус, 2007-315 с.
  6. Стружко В.А. Сотрудничество с семьёй – важное направление деятельности школы [Текст]/ В. А. Стружко // Образование в современной школе. – 2005. – № 5. – С. 14.
  7. Филиппова Г. Ребёнок для родителей и родители для ребёнка [Текст] /Г. Филиппова // Семья и школа. – 2001. – № 7,8. – С. 30-35.