Цели:
- углубление представлений о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов;
- формирование умений ставить к слову вопрос;
- развивать умение сравнивать, анализировать;
- воспитывать любовь к родному языку.
- развивать умения сравнивать, анализировать;
- прививать любовь к русскому языку; родной природе; бережное отношение к своему здоровью
Оборудование:
- карточки со словами,
- таблица "Части речи".
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Постановка целей и задач урока
.Учитель: Сегодня, мы c вами, отправимся в увлекательное путешествии в Страну Слов. Богата и добра Страна Слов, она зовет к себе в гости познакомиться с ее богатствами и тайнами, узнать новое, интересное.
Давайте запишем в тетрадях дату нашего путешествия. (Оформление тетради.)
– А что вы знаете о словах? Из чего состоит слово?
Дети: Слова состоят из звуков, слогов. Слова имеют значение
Учитель: Молодцы! В дорогу мы возьмем с собой рюкзак, в котором понесем "багаж знаний" и этот багаж к концу урока должен пополниться новыми знаниями. Мы сегодня познакомимся с еще одной группой слов, а какой вы узнаете дальше.
3. Актуализация знаний. Постановка проблемы
Учитель: Ребята, пока мы собирались в дорогу, поступило срочное сообщение. Нас просят побыстрее прибыть в Страну Слов и помочь им. В одном городе слова-жители с разных улиц пошли на прогулку и заблудились, они просят помочь им каждому вернуться на свою улицу. Давайте используем наши знания, которые мы взяли с собой.
Слайд, см. Приложение 1
– На какие группы можно разделить слова: лес, алый, бежит, зеленый, заяц, стоит, деревья, сахарный, шумит, бархатный.? (Ответы детей.) Давайте проверим. А почему эти слова вы взяли в одну группу?
Дети: Слова: лес, заяц, деревья отвечают на вопрос кто? что? обозначают предметы и называются имена существительные. Они живут на отдельной улице.
Учитель: Молодцы. Дальше помогаем вернуться словам на свою улицу.
– Слова: бежит, стоит, шумит отвечают на вопрос что делает? обозначают действие предметов и они живут на улице Глаголы.
Учитель: Очень хорошо, умницы. Ребята, остались слова: алый, сахарный, зеленый, бархатный.
А что это за слова? Можно выделить их в одну группу? Что у них общего Что вы знаете об этих словах? Давайте познакомимся с этими незнакомцами? Что мы должны узнать о них?
Дети: Как они называются, на какие вопросы отвечают, что обозначают?
4. Изучение нового материала
Учитель: Слова: "Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный" заколдовали другое слово. Давайте поможем разгадать его. О чем идет речь?
Дети: Это арбуз. (Слайд)
Учитель: Как догадались? Давайте выясним на какой вопрос отвечают эти слова. Зададим вопрос. Арбуз …
Дети: Какой? Алый, сахарный, зеленый, бархатный ю (карточка- вопрос)
Учитель: Отгадайте еще загадку: "Круглое, румяное я расту на ветке любят меня взрослые и маленькие детки". Что это?
Дети: Яблоко (слайд)
Учитель: Как вы догадались? Какие слова вам помогли? Поставьте вопрос …яблоко…
Дети: Яблоко (какое?) …(карточка-вопрос)
Учитель: Угадайте еще загадку. "Круглая, а не месяц, желтая, а не масло, сладкая, а не сахар, с хвостом, а не мышь".
Дети: Репа (слайд)
Учитель: Как вы догадались? Какие слова вам помогли?
Дети: Желтая, круглая сладкая.
Учитель: Задайте к этим словам вопрос. Репа…
Дети: Репа (какая?) желтая, круглая, сладкая.
Учитель: Молодцы
(карточка с вопросом) А как другим словом назвать все это ? Слайд
Дети: Фрукты, овощи.
Учитель: Задайте к ним вопрос.
Дети: Фрукты, овощи (какие?) вкусные, полезные.
(карточка-вопрос)
Учитель: А значит, ребята, они для нас… (очень полезные, богаты разными витаминами). А на какие вопросы отвечают все слова, с которыми мы познакомились?
(карточки-вопросы)
Дети: Какой? Какое? Какая? Какие?
Учитель: Что они обозначают?
Дети. Признаки.
Карточка
Учитель: А называются эти слова “Имена прилагательные”
Карточка
– Давайте сделаем вывод. Что мы узнали об этих словах?
Дети: Имена прилагательные отвечают на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? Обозначают признаки предметов.
Физкультпауза
Давайте сделаем привал.
5. Закрепление
Учитель: Дальше нам предстоит отправиться в волшебный лес, где живут разные интересные слова. Но перед лесом раскинулась река. Нам нужно будет построить мост из слов и тогда мы сможем перейти ее. Нужно к каждому слову найти свою пару. Соедините эти существительные с подходящими существительными. Будем работать по парам.
ягоды
сорокарыжая
охотничья
лисица
собака
медведькосолапый
крикливый
вкусные
Проверяем.
6. Подготовка к осознанию роли имен прилагательных.
Учитель: А теперь давайте прочитаем тексты..
Слайд
Текст 1.
Вы входите в лес. Над головой шумят высокие,
стройные сосны. Приветливо кивают ветвями
молодые, пушистые ели. Посреди поляны
приветствует вас могучий дуб.
Текст 2.
Вы входите в лес. Над головой шумят сосны.
Приветливо кивают ветвями ели. Посреди поляны
приветствует вас дуб.
– Чем отличаются эти тексты? Что вы заметили?
Дети: Во втором тексте нет имен прилагательных.
Учитель: Какой вам текст больше нравится? Что говорится о соснах, елях, дубе? Какое описание помогает лучше представить лес?
Дети: В первом тексте дается полное описание. Сосны высокие, стройные. Ели молодые, пушистые. Дуб могучий. А во втором тексте этого нет.
Учитель: Какой сделаем вывод? Какова роль прилагательных в нашем языке?
Дети: Имена прилагательные делают язык ярче, богаче, выразительнее, красивее.
Учитель: А сейчас давайте попробуем сами сделать предложения красивее. Вставьте нужные по смыслу слова.
(Работа в тетрадях)
По деревьям прыгает ________________ белка.
В кустах прячется ___________________ еж.
По лесу рыщет _____________________ волк.
Проверка. Молодцы!
Учитель Итак, путешествие подходит к концу. Какие же знания мы положим в наш багаж. Что вы узнали нового?
Дети. Имена прилагательные. Признаки предметов.
7. Итог урока
Учитель: На какие вопросы отвечают эти слова? Что обозначают? Для чего служат в нашей речи? Вам было трудно? Где затруднялись? Сегодня вы были мне хорошими помощниками. Молодцы! С вами в любое путешествие не страшно будет отправиться!