Имя прилагательное. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • углубление представлений о роли в нашем языке слов, обозначающих признаки предметов;
  • формирование умений ставить к слову вопрос;
  • развивать умение сравнивать, анализировать;
  • воспитывать любовь к родному языку.
  • развивать умения сравнивать, анализировать;
  • прививать любовь к русскому языку; родной природе; бережное отношение к своему здоровью

Оборудование:

  • карточки со словами,
  • таблица "Части речи".

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Постановка целей и задач урока.

Учитель: Сегодня, мы c вами, отправимся в увлекательное путешествии в Страну Слов. Богата и добра Страна Слов, она зовет к себе в гости познакомиться с ее богатствами и тайнами, узнать новое, интересное.

Давайте запишем в тетрадях дату нашего путешествия. (Оформление тетради.)

– А что вы знаете о словах? Из чего состоит слово?

Дети: Слова состоят из звуков, слогов. Слова имеют значение

Учитель: Молодцы! В дорогу мы возьмем с собой рюкзак, в котором понесем "багаж знаний" и этот багаж к концу урока должен пополниться новыми знаниями. Мы сегодня познакомимся с еще одной группой слов, а какой вы узнаете дальше.

3. Актуализация знаний. Постановка проблемы

Учитель: Ребята, пока мы собирались в дорогу, поступило срочное сообщение. Нас просят побыстрее прибыть в Страну Слов и помочь им. В одном городе слова-жители с разных улиц пошли на прогулку и заблудились, они просят помочь им каждому вернуться на свою улицу. Давайте используем наши знания, которые мы взяли с собой.

Слайд, см. Приложение 1

– На какие группы можно разделить слова: лес, алый, бежит, зеленый, заяц, стоит, деревья, сахарный, шумит, бархатный.? (Ответы детей.) Давайте проверим. А почему эти слова вы взяли в одну группу?

Дети: Слова: лес, заяц, деревья отвечают на вопрос кто? что? обозначают предметы и называются имена существительные. Они живут на отдельной улице.

Учитель: Молодцы. Дальше помогаем вернуться словам на свою улицу.

– Слова: бежит, стоит, шумит отвечают на вопрос что делает? обозначают действие предметов и они живут на улице Глаголы.

Учитель: Очень хорошо, умницы. Ребята, остались слова: алый, сахарный, зеленый, бархатный.

А что это за слова? Можно выделить их в одну группу? Что у них общего Что вы знаете об этих словах? Давайте познакомимся с этими незнакомцами? Что мы должны узнать о них?

Дети: Как они называются, на какие вопросы отвечают, что обозначают?

4. Изучение нового материала

Учитель: Слова: "Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный" заколдовали другое слово. Давайте поможем разгадать его. О чем идет речь?

Дети: Это арбуз. (Слайд)

Учитель: Как догадались? Давайте выясним на какой вопрос отвечают эти слова. Зададим вопрос. Арбуз …

Дети: Какой? Алый, сахарный, зеленый, бархатный ю (карточка- вопрос)

Учитель: Отгадайте еще загадку: "Круглое, румяное я расту на ветке любят меня взрослые и маленькие детки". Что это?

Дети: Яблоко (слайд)

Учитель: Как вы догадались? Какие слова вам помогли? Поставьте вопрос …яблоко…

Дети: Яблоко (какое?) …(карточка-вопрос)

Учитель: Угадайте еще загадку. "Круглая, а не месяц, желтая, а не масло, сладкая, а не сахар, с хвостом, а не мышь".

Дети: Репа (слайд)

Учитель: Как вы догадались? Какие слова вам помогли?

Дети: Желтая, круглая сладкая.

Учитель: Задайте к этим словам вопрос. Репа…

Дети: Репа (какая?) желтая, круглая, сладкая.

Учитель: Молодцы

(карточка с вопросом) А как другим словом назвать все это ? Слайд

Дети: Фрукты, овощи.

Учитель: Задайте к ним вопрос.

Дети: Фрукты, овощи (какие?) вкусные, полезные.

(карточка-вопрос)

Учитель: А значит, ребята, они для нас… (очень полезные, богаты разными витаминами). А на какие вопросы отвечают все слова, с которыми мы познакомились?

(карточки-вопросы)

Дети: Какой? Какое? Какая? Какие?

Учитель: Что они обозначают?

Дети. Признаки.

Карточка

Учитель: А называются эти слова “Имена прилагательные”

Карточка

– Давайте сделаем вывод. Что мы узнали об этих словах?

Дети: Имена прилагательные отвечают на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? Обозначают признаки предметов.

Физкультпауза

Давайте сделаем привал.

5. Закрепление

Учитель: Дальше нам предстоит отправиться в волшебный лес, где живут разные интересные слова. Но перед лесом раскинулась река. Нам нужно будет построить мост из слов и тогда мы сможем перейти ее. Нужно к каждому слову найти свою пару. Соедините эти существительные с подходящими существительными. Будем работать по парам.

ягоды
сорока
рыжая
охотничья
лисица
собака
медведь
косолапый
крикливый
вкусные

Проверяем.

6. Подготовка к осознанию роли имен прилагательных.

Учитель: А теперь давайте прочитаем тексты..

Слайд

Текст 1.
Вы входите в лес. Над головой шумят высокие, стройные сосны. Приветливо кивают ветвями молодые, пушистые ели. Посреди поляны приветствует вас могучий дуб.

Текст 2.
Вы входите в лес. Над головой шумят сосны. Приветливо кивают ветвями ели. Посреди поляны приветствует вас дуб.

– Чем отличаются эти тексты? Что вы заметили?

Дети: Во втором тексте нет имен прилагательных.

Учитель: Какой вам текст больше нравится? Что говорится о соснах, елях, дубе? Какое описание помогает лучше представить лес?

Дети: В первом тексте дается полное описание. Сосны высокие, стройные. Ели молодые, пушистые. Дуб могучий. А во втором тексте этого нет.

Учитель: Какой сделаем вывод? Какова роль прилагательных в нашем языке?

Дети: Имена прилагательные делают язык ярче, богаче, выразительнее, красивее.

Учитель: А сейчас давайте попробуем сами сделать предложения красивее. Вставьте нужные по смыслу слова.

(Работа в тетрадях)

По деревьям прыгает ________________ белка.
В кустах прячется ___________________ еж.
По лесу рыщет _____________________ волк.

Проверка. Молодцы!

Учитель Итак, путешествие подходит к концу. Какие же знания мы положим в наш багаж. Что вы узнали нового?

Дети. Имена прилагательные. Признаки предметов.

7. Итог урока

Учитель: На какие вопросы отвечают эти слова? Что обозначают? Для чего служат в нашей речи? Вам было трудно? Где затруднялись? Сегодня вы были мне хорошими помощниками. Молодцы! С вами в любое путешествие не страшно будет отправиться!