Цели:
- Обучающие: приобщать детей к миру природы, к пониманию ее универсальной ценности в жизни каждого человека, своей причастности к сбережению и защите.
- Развивающие: развивать познавательные умения, умения наблюдать, сравнивать, анализировать и обобщать.
- Воспитательные: вызвать у детей чувство протеста против всех нарушений природной гармонии и стремление ее защитить, развивать нравственные чувства.
Оборудование: Мультемедийная презентация, задание для групп, таблицы.
ХОД УРОКА
I. Психологический настрой. Подготовка к восприятию нового материала
Приложение 1. Слайды 2, 3, 4, 5.
Учитель: Как прекрасны эти творения природы, ими только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа! Если бы не одно обстоятельство. Как вы думаете, о каком обстоятельстве пойдет речь, что может испортить эти творения природы?
Ответы детей: Загрязнение окружающей среды.
Приложение 1. Слайды 6, 7, 8.
Учитель: Какое настроение вызывает просмотр этих слайдов?
Ответы детей.
Приложение 1. Слайд 9.
Учитель: Часто человек не задумывается над своими поступками, загрязняя окружающую среду бытовыми отходами.
II. Побуждающий диалог
– Сейчас в России проживает 145 000 000 человек, по
прогнозам специалистов через 40 лет может
остаться 102 000 000 человек. Из десяти россиян,
здоровых только два.
– В чем причина такого массового нездоровья?
Ответы детей.
Учитель: 2008 году ученики школ города Сургута получили необычное домашнее задание принести отпечаток ступни для исследования здоровья школьников. При осмотре было выявлено:
Приложение 1. Слайд 10.
Учитель: Среди причин такого ухудшения здоровья, учеников города Сургута медики называют:
Приложение 1. Слайд 11.
– Сегодня мы на уроке поговорим об экологии.
III. Актуализация базовых знании
Учитель: Что такое экология?
Ответы детей.
Приложение 1. Слайд 12.
Учитель: Кто является живыми существами?
Ответы детей.
Учитель: Что такое среда обитания?
Ответы детей.
Учитель: Кто загрязняет окружающую среду?
Ответ детей.
Учитель: Кто страдает?
Ответы детей.
Учитель: Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
IV. Совместное формулирование темы урока
Ответы детей о загрязнении окружающей среды, об экологии, об отношение человека к природе.
V. Формирование новых знаний
Учитель: Поднимите руки, кто желает принять участие в этом разговоре?
Учитель: Люди не всегда понимают, как отражаются их поступки на экологию. Для начала, давайте оценим действие человека к природе. Зеленый цвет – положительное отношение, красный цвет – отрицательное.
Дети используют сигнальные карточки.
Приложение 1. Слайд 13.
Учитель: Какого цвета больше, что вы можете сказать?
Ответы детей: Человек не правильно относится к природе, необдуманно, безжалостно, не эффективно.
Учитель: Послушайте древнюю китайскую историю и оцените действие этого человека.
Приложение 1. Слайд 14.
Учитель: Один император очень любил
птиц. Однажды он узнал, что мальчишки обижают их.
Тогда издал император указ о том, что бы
мальчишки приносили птиц во дворец за
вознаграждение. Вскоре весь дворец наполнился
птицами. Пришел мудрец и сказал: «Ты – император,
спасая сотни птиц, не подумал о том, что тысячи
птенцов погибли в лесу.»
– Что же мне делать? Как уберечь птиц от
мальчишек?
Учитель: Как оцените поступок императора?
Ответы детей.
Учитель: Как уберечь птиц от мальчишек?
Ответы детей: наказать, посадить в тюрьму, убедить в пользе птиц для человека.
Учитель: Кто может наказать?
Ответы детей: родители, учитель, государственная власть.
Учитель: Одно из самых строгих наказаний – уголовная ответственность. Субъектом уголовного наказания за экологические преступления могут быть только физические лица, достигшие 16 летнего возраста.
Учитель: Давайте еще раз убедимся сами и научимся убеждать других в пользе живой и неживой природы.
Работа в группах.
Учитель: Выберите правильные высказывания, добавляете свои.
I – польза животных.
II – польза растений.
III – польза воды.
IV – почва, недра Земли.
Отчеты групп.
Учитель: Выступления были убедительны. Какой вывод можно сделать?
Ответы детей: Человек не может жить без растении, животных, среды обитания. Если погибнет природа – погибнет человек.
Учитель: Кем же мы должны быть природе? Ответ на этот вопрос получим, выполнив тест.
Работа в парах (детям раздается таблица).
1 | 2 | 3 | 4 |
Приложение 1. Слайды 15, 16, 17, 18.
Учитель: Какое слово получили? (Друг)
Учитель: Что мы можем сделать как друзья для природы?
Ответы детей (составление таблицы).
Учитель: Самое главное из всего сказанного – это выполнение правил поведения в природе.
Дети читают стихотворение о правилах поведения в природе.
Учитель: Теперь давайте посмотрим, что делают в нашей школе.
Приложение 1. Слайд 19.
Участие в операциях: «Посади дерево», «Огород на окне», «Кормушка», «Дом для птиц».
Учитель: Зачем сажаем деревья на школьном участке?
Ответы детей.
VI. Защита проекта «Экологическое состояние пришкольного участка»
Приложение 1. Слайды 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27.
VII. Рефлексия
Учитель: С помощью смайлика, отметьте ваше отношение к природе:
- «Я буду другом природе».
- «Я смогу убедить других в бережном отношение к природе».
- «Мне все равно».
Приложение 1. Слайд 28.