Цель урока: подготовка к контрольной работе
Задачи урока:
- Повторить признаки равенства треугольников
- Повторить определение равнобедренного треугольника и его свойства
- Применение изученного материала к решению задач
- Обучение коллективной работе в группах
Форма проведения урока: групповая (класс делится на 5 групп).
Предварительная подготовка:
- Ученики готовят устные вопросы по теме (вопросы и ответы)
- Карточки с задачами по готовым чертежам
- Карточки с задачами для письменного решения
Техническое обеспечение:
- ПК, проектор, экран.
- Презентация MSPP
ХОД УРОКА
1. Организационный (2-3 мин.)
Класс делится на группы по 5-6 человек.
Объявляется тема урока и особенности его
проведения.
Каждая группа по результатам совместной работы
получает определенное количество баллов, по
количеству которых в конце урока выставляются
оценки.
2. Опрос по теории (5 мин.)
Каждой команде по очереди задается вопрос. За правильный ответ команда получает 1 балл.
3. Решение задач по готовым чертежам
Каждая группа получает бланк задач с готовыми чертежами. За 7-10 минут надо выписать равные элементы в треугольниках, отметить их цветом на чертеже, записать равенство треугольников и указать, по какому признаку они равны. За каждую правильно выполненную задачу команда получает по 2 балла. Проверку можно осуществить с помощью проектора и экрана (Приложение 1), собрать листочки с задачами.
4. Решение задач (15-20 мин.)
Каждая команда выбирает 2 задачи. Им самим нужно сделать чертеж к задаче, оформить и решить ее. За каждую решенную задачу команда получает 3 балла. Решение задач можно продемонстрировать с помощью проектора, обсудить трудные моменты в решении. (Приложение 2).
5. Подведение итогов урока. Выставление оценок
Максимальная сумма баллов у группы – 2 + 6 * 2 + 2 * 3 = 18
Оценки:
«5» – 18-17 баллов.
«4» – 16-15 баллов.
«3» – 14-10 баллов
Дидактические материалы к уроку
Вопросы по теории:
- Сформулировать 1 признак равенства треугольников.
- Сформулировать 2 признак равенства треугольников.
- Сформулировать 3 признак равенства треугольников.
- Что называется медианой треугольника? Сколько медиан в треугольнике?
- Что называется высотой треугольника? Сколько высот в треугольнике?
- В каком треугольнике точка пересечения высот находиться вне треугольника, внутри треугольника, на стороне треугольника.
- Что называется биссектрисой треугольника? Сколько биссектрис в треугольнике?
- Дать определение равнобедренного треугольника. Назвать его стороны.
- Сформулировать свойство углов при основании в равнобедренном треугольнике.
- Свойство медианы, проведенной к основанию равнобедренного треугольника.
- Свойство высоты, проведенной к основанию равнобедренного треугольника.
- Свойство биссектрисы, проведенной к основанию равнобедренного треугольника.
Задачи по готовым чертежам
ОВ = ОД АО = СО АОВ = СОД – вертикальные АОВ = СОД – по 1 признаку |
ST – общая <PST = <QST <PTR = <QTS PST = QST – по 2 признаку |
||
KN = PK <N = < P <MKN = <EKP – вертикальные MKN = EPK – по 2 признаку |
MN = KP NP = KM MP – общая MNP = PKM – по 3 признаку |
||
RF = BM <FRM = <BMR RM – общая RFM = MBR – по 1 признаку |
DB – общая <ABD = <CDB <ADB = <CBD ADB = CDB – по 2 признаку |
Задачи
1. Отрезки МК и РН пересекаются в точке О, являющейся серединой отрезка МК. Докажите, что угол МРО равен углу КНО, если угол РМО равен углу НКО.
2. Треугольник АВС – равнобедренный с основанием АС, отрезок ВД – его медиана, точка О – точка на медиане. На стороне АВ взята точка К, на стороне ВС – точка М, причем ВК = ВМ. Докажите, что треугольник ОКВ равен треугольнику ОМВ.
3. Найдите стороны равнобедренного треугольника, если его периметр равен 10 см, а боковая сторона на 2 см больше основания.
4. В равнобедренном треугольнике АВС к основанию АС проведена медиана ВО. Найти углы треугольника АСО, если известно, что угол С = 20о, угол АВС = 140о.
5. Отрезок ВД – биссектриса угла АВС, причем АВ = ВС. Докажите, что треугольник АВД равен треугольнику СВД
Литература
1. Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов. Геометрия 7-9, М.:
Просвещение, 1994.
2. Н.Б.Мельникова и др. Геометрия.
Дидакт.материалы для 7-9 кл. – М.: Мнемозина, 1998.
3. Б.Г.Зив и др. Задачи по геометрии для 7-11
классов. – М.: Просвещение, 1991.