Цель урока: создание условий для осознания практической значимости и полезности приобретаемых знаний и умений; развитие познавательного интереса в вопросе изучения малых тел Солнечной системы через использование мультимедийных средств обучения.
Задачи:
- сформировать представления об астероидах, метеоритах, кометах и метеорных телах; изучить природу малых тел; рассмотреть их сходства и отличия;
- способствовать развитию творческих способностей, умений самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы.
- способствовать формированию коммуникативных качеств личности (умения работать в коллективе, выражать свое мнение, выслушивать мнение окружающих.
Тип урока: защита проекта с
использованием информационно-коммуникационных
технологий.
Виды деятельности: групповая, индивидуальная.
Подготовка к уроку. Классу заранее сообщается тема урока и вопросы для изучения. Ученики делятся на четыре группы по интересам. В каждой группе выбирается ответственный за подготовительную работу и эксперт. В ходе подготовки к уроку учащиеся изучают дополнительную литературу по выбранной теме, определяют круг вопросов для представления в проекте, составляют план. Эксперт изучает материал самостоятельно, готовит 3-4 вопроса по своей теме. За несколько дней до урока ученики обсуждают с учителем круг вопросов, которые будут раскрыты в презентации группы, готовят компьютерную презентацию.
ХОД УРОКА
I. Мотивация и целеполагание
– Сегодня урок по теме «Малые тела Солнечной системы» будет проходить в форме защиты проекта.
План урока:
- Астероиды – малые планеты Солнечной системы.
- Загадки метеоритов.
- Кометы крупным планом.
- Метеоры – падающие звезды. Так ли это?
– Предлагаю на уроке найти ответ на вопросы: «В чем сходство и различие малых тел Солнечной системы? Какое научное значение в астрономии имеет изучение малых тел Солнечной системы?».
После представления проекта эксперты задают вопросы группе, что позволит выяснить глубину знаний по данной теме. При оценивании проектов используем следующие критерии:
- содержание (полнота работы, раскрытие темы, ясность изложения);
- оформление (соответствие содержанию, единство стиля, наглядность);
- организация (творческий подход и оригинальность).
В конце урока назовем лучший проект в следующих номинациях: «Самый научный», «Самый интересный», «Самый оригинальный», «Самый иллюстрированный».
II. Презентация проекта по теме «Астероиды – малые планеты Солнечной системы».
Рассмотрены вопросы:
- Открытие первого астероида Цереры.
- Движение астероидов, их орбиты, пояс астероидов.
- Физические характеристики астероидов.
- Астероиды вблизи Земли.
- Связь между астероидами и метеоритами.
Эксперт предлагает ответить на следующие вопросы:
- Что означает слово астероид в переводе на русский язык? Соответствует ли это физическому смыслу понятия? (Звездоподобный)
- Где находится пояс астероидов? (Между орбитами Марса и Юпитера)
- Долгое время считали, что пояс астероидов образовался в результате разрушения ранее существовавшей еще одной планеты из-за сильного влияния близлежащего гиганта Юпитера. Как называли эту планету? (Фаэтон)
- Сколько астероидов известно в настоящее время? (Общее число астероидов с поперечником более 1 км превышает 1 млн.)
III. Презентация проекта по теме «Загадки метеоритов» включает в себя следующие вопросы:
- Происхождение метеоритов.
- Виды метеоритов. Химический состав.
- Самые известные метеориты (Аризонский, Сихотэ-Алинский и др.)
- Сбор метеоритов и их научное значение.
Вопросы для обсуждения.
- В чем заключается связь между астероидами и метеоритами?
- Какие метеориты преобладают среди падений? (Каменные) Среди находок? (Железные)
- Что является характерным признаком основного типа каменных метеоритов-хондритов? (Хондры)
- Что можно определить, изучая метеориты? (Возраст планет, первичное вещество Солнечной системы)
IV. Презентация проекта «Кометы крупным планом»:
- Открытие комет. Самые известные кометы.
- Строение комет.
- Природа комет.
- Движение комет. Орбиты комет. Облако Оорта.
- Современная гипотеза решения Тунгусской проблемы.
Вопросы эксперта для обсуждения:
- В чем сходство и отличие комет и других небесных тел Солнечной системы?
- Какие суеверия связаны с появлением кометы на небе в прошлом?
- Что происходит с веществом кометы при приближении ее к Солнцу? (Сублимация – переход вещества из твердого состояния в газообразное)
- Как направлен хвост кометы по отношению к Солнцу и почему?
V. Презентация проекта «Метеоры – падающие звезды. Так ли это?»:
- Метеорные тела. Метеоры.
- Физический смысл понятия «болид».
- Явления, связанные с движением метеорного тела в атмосфере Земли.
- Метеорные потоки. Радиант метеорного потока.
Вопросы эксперта:
- С чем связано название метеорного потока? Назовите известные вам метеорные потоки.
- Почему иногда происходят метеорные дожди?
- Какова связь метеоров с кометами?
VI. Итог урока
Учащиеся делают следующие выводы:
- Изучение малых тел Солнечной системы имеет большое научное значение.
- Все рассмотренные малые тела взаимосвязаны: метеориты – осколки астероидов, некоторые астероиды – ядра бывших короткопериодических комет, а явление метеора при некоторых условиях может закончиться выпадением метеорита.
- Метеориты являются образцами внеземного вещества. Некоторые метеориты (углистые хондриты) представляют собой слабоизмененное первичное вещество Солнечной системы. Исследование этого вещества позволяет определить возраст планет и условия в ранний период существования Солнечной системы.
- Кометы позволяют получить ценные сведения о свойствах космического пространства на различных расстояниях от Солнца.
- Изучая астрономию, мы учимся опровергать суеверия, существовавшие в прошлом, связанные с появлением комет, метеоров, падением метеоритов.
После просмотра всех презентаций проводится рейтинговое сравнивание, и выбирается лидер, набравший самое большое количество баллов (см. таблицу*).
Качество выполнения презентации | Макс. кол-во баллов |
Оценка |
Содержание |
|
|
Раскрытие темы | 15 |
|
Логика изложения | 10 |
|
Ясность изложения | 10 |
|
Оформление | ||
Соответствие содержанию | 10 |
|
Единство стиля | 10 |
|
Наглядность | 10 |
|
Использование графических изображений | 10 |
|
Организация | ||
Логическая последовательность слайдов | 5 |
|
Использование достоверных источников | 5 |
|
Творческий подход и оригинальность | 15 |
|
Общие баллы | 100 |
В заключении эксперты знакомят с результатами конкурса проектов по номинациям: самый научный, самый интересный, самый оригинальный, самый иллюстрированный.
VII. Рефлексия
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
- Что интересного запомнилось вам на уроке?
- Что оказалось для вас полезным?
- Как вы оцениваете свою деятельность на уроке?
- На какие вопросы вы не получили ответа?
* За основу взята таблица, разработанная учителем русского языка и литературы Давыдовой Е.В.