Цели:
- образовательная: повторить и обобщить знания о линейной функции;
- развивающая: развитие навыков построения графиков функции у = kx+b, логического мышления;
- воспитательная: воспитание самостоятельности, формирование активности, формирование познавательного интереса к предмету.
Оборудование:
- копирка;
- лист №1, лист №2 для игры.
Ход урока
I. Организационный момент.
В течение ряда уроков мы изучали линейную функцию и её свойства. Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в мир функций. Решая различные задачи, вы можете проверить свои знания.
II. Разминка.
(пока идёт разминка, один ученик делает №371 из домашнего задания на доске за створкой) Начнём наше путешествие с математической разминки. Ваша задача разгадать зашифрованное слово. Для этого в квадратиках впишите букву, соответствующую графику заданной функции. В оставшийся квадратик впишите букву Ц. Дополните чертёж графиком, соответствующим этой букве функции. Получите фамилию известного математика.
у = х | Л |
у = -х | Е |
у = 2х | Й |
у = -2х | Б |
у = 2 | Н |
у = -2 | И |
у = 1/2 х | Ц |
Спрашивать по очереди.
III. Историческая справка.
Готфрид Лейбниц – немецкий математик, впервые употребил термин «функция» сначала в рукописи (1673 г.), а затем и в печати (1692 г.).
Латинское слово function переводится как «свершение, исполнение». Лейбниц ввёл это понятие для названия различных параметров, связанных с положением точки на плоскости. Под функцией он понимал отрезок, длина которого меняется по определённому закону.
Ученик заранее готовит доклад про Лейбница, после рассказа получает любой дополнительный вопрос по теме и получает оценку в журнал.
IV. Проверка домашнего задания.
Открываем створку и проверяем.
№371
у = -7,5х
если х = -12, то у = -7,5*(-12) = 90
если х = 20, то у = 7,5*20 = -150
если х = 44, то у = -7,5*44 = -330
если у = -1500, то -1500 = -7,5х
х = -1500/( -7,5)
х = -15000/(-7,5) = 200
если у = 1200, то 1200 = -7,5х
х = 1200/( -7,5)
х = -160
Дополнительный вопрос. В каких координатных четвертях будет находиться график этой функции и почему?
V. Работа по теме урока в рабочих тетрадях.
Устный опрос.
Вопросы классу.
- График какой функции лишний на рисунках? Почему?
- На каком рисунке изображён график прямой пропорциональности? Почему?
- На каком рисунке график прямой пропорциональности имеет отрицательный угловой коэффициент? Почему?
- Найдите на рисунке линейную функцию, где k = 0.
- На каком рисунке изображены две линейные функции, у которых угловые коэффициенты равны?
VI. Игра.
(взята игра из приложения 1 сентября) Сейчас мы с вами перенесёмся из обычной школы в центр управления полётами. Каждый из вас сейчас научный работник ЦУПА. Наш отдел называется аналитическим. С почтой пришли оперативные задания из других отделов нашего центра. Найти правильное решение и отправить отчёт как можно быстрее, чтобы предотвратить неприятности – наша ответственная работа.
1 письмо из отдела безопасности.
Задание:
- Координаты Земли (-3;6)
- Координаты астероида (3;6)
- Астероид летит по прямой. Опишите уравнение этой прямой, чтобы мы могли сбить астероид.
Берём листок №1, кладём под него копирку и выполняем задание.
Учитель за створкой сам рисует, а затем сам проверяет, открыв створку. Дети проверяют на месте.
Листочки, на которых писали, собрать. Вторые листочки остаются у ребят.
Все отчёты отправили в центр, ребята проверяют и оценивают себя.
Кто правильно построил график функции, верно написал уравнение прямой – 5.
Кто построил верно график функции, но не смог написать уравнение прямой – 4.
Кто нашёл координаты точек, но не смог определить , что является графиком функции – 3.
Остальные – 2.
2 письмо из отдела международных отношений.
Берём листок №2.
(Вызвать 2 учеников за створки; 1 ученик – решает одним способом, второй – другим). (на листочках решают любым способом)
Задание: Две космические станции: российская и американская. Одна движется по пути, описываемому функцией у = 6х-3, а другая у = -3х+6. Необходимо определить координаты стыковки.
I способ | II способ |
6х-3 = -3х+6 6х+3х = 6+9 9х = 9 Х = 1 У = 6-3 = 3 |
У = 6х-3 У = -3х+6 |
Ответ: (1;3) |
Ответ: т. А(1;3) |
Проверяем.
Кто всё сделал – 5.
1 ошибка – 4
2 ошибки – 3
Не сделал – 2
Отчёты сдали, себе поставили оценку. Кто работал за створкой, получают по дополнительному вопросу.
VII. Работа с учебником.
(одного к доске)
№380
т.М (50; -19)
х = 50 у = -19
-19 = -0,4*50+1
-19 = -20+1
-19 = -19 верно, значит т. М принадлежит графику функции
Ученик получает дополнительный вопрос.
VIII. Кодовая самостоятельная работа.
(первым трём ученикам, сделавшим работу, ставится оценка в журнал)
Задание: Постройте графики функций определите, в каких точках они пересекаются с осью ординат. Впишите в кружки буквы, соответствующие найденным ответам. У Вас получится фамилия французского математика, в честь которого была названа прямоугольная система координат.
IX. Тест.
(тест сдаётся, ответы записываются в рабочую тетрадь)
1. Какая из перечисленных функций не является линейной |
|
1) у = 3х 2) у = -5 3) у = (3-х)/5 4) у = 2/х |
1) у = 8 2) у = 1+3/х 3) у = 0,5х 4) у = (2х-4)/3 |
2. Сколько точек достаточно найти для построения графика линейной функции 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4 |
2. Сколько точек, кроме начала координат достаточно для построения графика прямой пропорциональности 1) 1 2) 2 3) 3 4) 4 |
3. График какой из перечисленных линейных функций параллелен графику функции | |
У = 35х-42 1) у = -35х+42 2) у = 35х+8 3) у = 5х-6 4) у = х-42 |
У = -24х + 8 1) у = 24х + 8 2) у = -3х + 1 3) у = -24х – 8 4) у = -х + 8 |
4. Найдите координаты точки пересечения графика линейной функции |
|
у = 0,5х-3 и оси абсцисс 1) (0;3) 2) (6;0) 3) (0;-3) 4) (-6;0) |
у = 1/3х-2 и оси ординат 1) (0;2) 2) (0;-2) 3) (6;0) 4) (-6;0) |
5. Дана функция, графиком которой является прямая, параллельная оси абсцисс и проходит |
|
Через т. А (3;2) | через т. В (-7;2). |
Задайте эту функцию формулой |
На доске вывешиваются таблица с ответами и ставим оценку
|
|
Х. Итог.
Давайте подведём итог и расскажем, что же мы знаем про линейную функцию.
Дети говорят, учитель пишет на таблице, которая висит на доске.
Теперь поставим себе среднюю оценку, а я к следующему уроку проверю ваши отчёты и тест и посмотрю, правильно ли вы себя оценили.
ХI. Д/з:
№371, №383(а)
Учебник: Алгебра под ред. С.А.Теплякова, 7 класс.