Применение здоровьесберегающих технологий на индивидуальных занятиях по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи в школе-интернате I, II и IV видов

Разделы: Коррекционная педагогика


Для того, чтобы сформировать у ребенка желание заниматься, необходимо создание доброжелательной обстановки на занятии, благоприятного психологического климата в процессе обучения, отношений взаимного доверия и уважения между учителем и учеником. А учителю важно поддерживать положительное эмоциональное состояние ученика в течение всего занятия. Положительные эмоции активизируют деятельность головного мозга, улучшают память и работоспособность учащегося, являются необходимым условием психического здоровья.

Для создания позитивного психологического настроя в начале занятия я использую фразы:

- «Улыбнись!»

- «Как ты себя чувствуешь?»

- «У тебя хорошее настроение?»

- «Я рада тебя видеть !» и т.д.

Повышению физической и умственной работоспособности способствует динамизация рабочей позы ученика в процессе занятия. Ведь большую часть урока ученик проводит сидя за столом, в условиях обездвиженности и статического напряжения. А воздействие статически напряженных состояний является фактором, угнетающим нейродинамику и регуляцию вегетативных функций организма. Поэтому особую актуальность приобретает расширение на уроке двигательной активности ученика.

Я планирую построение занятия с таким расчетом, чтобы ученик несколько раз переходил из положения «сидя» в положение «стоя». Рекомендуется менять рабочую позу 2-3 раза за урок с учетом сезона года, характера предшествующего урока, состояния здоровья ученика в настоящий момент, индивидуальных особенностей. Важна не столько продолжительность пребывания в положении «стоя», сколько сам фактор смены поз.

Большое значение в предупреждении утомления у ученика на занятии принадлежит физкультминуткам. Я стараюсь проводить физкультминутки при первых признаках утомления ученика. Выполняем упражнения, стимулирующие кровообращение головы : различные наклоны, повороты, вращения головой. Упражнение «Ленивые восьмерки», повышающие устойчивость внимания. Нарисовать в воздухе восьмерки 3 раза: глазами, руками, руками вместе.

Упражнения, тренирующие дыхательную систему, сердце, координацию движения, развивают слух и зрение.

  1. Скрестить руки на груди. Помассировать точки вдоль ключицы, заканчивая на точках, находящихся на плечах.
  2. Перекрестить руки над головой, сжимая пальцы, надавить на плечи. Отдохнуть, глубоко дышать, смотреть вдаль.
  3. Носом рисовать горизонтальные, вертикальные, диагональные восьмерки вокруг предмета, на который смотрите.

Упражнения с движением рук в сочетании с речью стимулируют действия речевых зон коры головного мозга, что развивает речь.

Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем,
А потом их разведем,
И скорей к груди прижмем.

Периодическая смена поз ученика во время занятия занимает важное место в профилактике близорукости. Нарушение слуха оказывает отрицательное влияние на зрительное внимание, приводит к снижению его устойчивости. Поэтому я постоянно контролирую зрительные нагрузки и состояние зрения учеников. Провожу обучение в режиме зрительных горизонтов (удаление дидактического материала соразмерно остроте зрения). Оптимальной нагрузкой для детского глаза является рассматривание удаленных в пространстве объектов. А работа с учебником на близких от глаз дистанциях приводит к возникновению зрительных расстройств, усугубляет уже имеющийся дефект слуха. Стараюсь, чтобы каждый ученик работал на своей зрительной рабочей дистанции. Она определяется тем расстоянием, с которого ребенок может различать буквы, равные по высоте 1 сантиметр. Соблюдаю размер предъявленного дидактического материала (сюжетные и предметные картинки, карточки с буквенным текстом, цифровой материал). Самые мелкие детали по высоте не менее 1 сантиметра, размер самых крупных изображений не должен превышать 2-3 сантиметра.

Для глухого ребенка очень важно состояние зрения поэтому необходимо чередовать занятия в режиме зрительных горизонтов (наблюдения у окна, зрительные метки) с занятиями на близких дистанциях.

Я в процессе занятия выполняю с учениками упражнения со зрительными метками. В различных участках кабинета фиксируются или подвешиваются привлекающие внимание объекты – яркие зрительные метки. Ими могут быть небольшие предметы, игрушки, разноцветные шарики. Располагать их рекомендуется в разноудаленных участках комнаты : например, две подвесить к потолку, две- зафиксировать по углам у фронтальной стены. Игрушки можно подобрать с таким расчетом, чтобы они вместе составили единый зрительно-игровой сюжет из известных сказок или басен. Сюжеты рекомендуется менять один раз в две недели. Упражнение выполняется в положении «стоя». Под счет «один, два, три, четыре» ученик быстро фиксирует на указанных зрительных участках комнаты. Или по команде : «Посмотри налево, посмотри направо, посмотри наверх, посмотри в окно» ученик смотрит на разноцветные шарики (или небольшие предметы). При этом играть глазами, не двигая головой, туловищем.

Упражнения с меткой на стекле. Ученик подходит к окну и выполняет команды : «Посмотри глазами на дорогу, по которой движутся машины, а теперь – на цветочек на окне». Повторить упражнение 2-3 раза.

Выполняем гимнастику для глаз.

  1. Сидя, крепко зажмурить глаза на 5 секунд, открыть, повторить 8-10 раз.
  2. Сидя, быстро моргать глазами (1-2 минуты).

Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Потирание кончиков пальцев успокаивает нервную систему. Современные исследования подтвердили, что нервные окончания пальцев рук и всей ладони связаны с корой больших полушарий. Поэтому при утомлении необходимо давить со средней силой по 3-4 секунды попеременно на переднюю, заднюю и боковые поверхности каждого пальца. Регулярный массаж одного большого пальца способен повышать функциональную деятельность головного мозга. Работу в этом направлении я осуществляю на физкультминутках и на разных этапах всего занятия.

Провожу пальчиковую гимнастику в виде движений пальцев рук в сочетании их с речью. Это служит развитию не только мелкой моторики, но и развитию речи, развитию речевого слуха. Эта деятельность вызывает интерес у детей, вызывает эмоциональный настрой.

Систематическая работа по тренировке легких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга – у детей улучшаются внимание, память, слух, зрение.

На развитие концентрации внимания провожу такое упражнение: раскрыть пальцы левой руки, слегка нажать точку в середине ладони большим пальцем правой руки – 5 раз, при нажатии выдох, при ослаблении вдох. То же самое повторить на правой руке.

На своих занятиях я использую приемы самомассажа : это массаж выполняемый самим ребенком, страдающим речевой патологией. В основе механизма воздействия массажа лежат сложные взаимообусловленные рефлекторные процессы, регулируемые высшими отделами центральной нервной системы. В результате массажа в организме возникают различные реакции. Они не являются самостоятельными, а представляют собой генерализованную реакцию рефлекторного характера, благодаря которой происходит мобилизация защитных и приспособительных сил организма, приводящих к нормализации его функции при самых различных нарушениях, в том числе и речевых. Целью самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализации мышечного тонуса данных мышц.

Процедуру самомассажа провожу в игровой форме по схеме : массаж головы и шеи, мимических мышц лица, губ, языка. Все движения должны приносить ученику удовольствие. В холодное время года провожу во время физминутки точечный массаж для профилактики ОРЗ. Массируем «волшебные точки» в определенной последовательности надавливанием и вращением по часовой стрелке и против нее кончиком указательного пальца.

Провожу такое упражнение. Левая рука на животе, указательный палец правой руки находится над верхней губой, средний палец – под нижней губой. Открыть рот, растирать область губ. Это упражнение развивает наглядно-образное мышление - правое полушарие. В результате стабилизируется психика, развивается интуиция, активизируются творческие способности.

На своих занятиях применяю ароматерапию. Неблагоприятные экологические условия отрицательно влияют на физические функции человеческого организма и способствуют распространению заболеваний (грипп, ОРВИ и др.). А эфирные масла кроме приятного аромата, имеют и оздоровительные свойства. Ароматы могут влиять на силу мышц, ритм дыхания, пульс, на зрение и слух. Можно нанести масло мяты на мизинец и помассировать его (снимает напряжение).

При помощи ароматерапии можно устранить или уменьшить нервозность, рассеянность, раздражительность, утомляемость, улучшить память, восприятие нового материала. Например, растирание висков маслом мяты улучшает мыслительную деятельность. Масло мяты также применяют в аромакулонах. Аромат мяты оптимизирует мозговое кровообращение, уменьшает усталость, нервозность.

Перед тем как приступить к процессу ароматерапии, провожу пробу на аллергическую реакцию. Одну каплю нанести на носовой платок и дать понюхать ребенку, если реакция положительная, то наблюдается слезотечение, резь в глазах.

Во время эпидемий гриппа орошаю кабинет маслами сосны, имеющий бодрящий аромат, обладающий противовирусными свойствами.

После работы кабинет проветриваю и орошаю смесью масел сосны, мяты, кедра (противовирусная и антибактериальная активность при простуде).

Таким образом использование здоровьесберегающих технологий при обучении в коррекционной школе позволяет сохранить уровень здоровья детей с нарушениями слуха и повысить эффективность учебного процесса.