Создание здоровьесберегающих условий для участников образовательного процесса

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Администрирование школы, Общепедагогические технологии


Ромен Роллан когда-то сказал: «здоровье – это так же заразительно, как и болезнь».

Быть здоровым – это естественное желание каждого. От здоровья зависит и самореализация человека, и его жизненный успех, начинается путь к саморазвитию и самосовершенствованию.

Много лет проработав в школе, применяя на практике различные образовательные технологии, добиваясь определённых положительных результатов, мы пришли к выводу, что и обучение не должно вредить здоровью. Для этого необходимо создать здоровьесберегающие и здоровьесозидающие условия для учеников. Современное образовательное учреждение может стать для них «Школой здоровья», домом радости, добра и успеха. Но это станет возможно только тогда, когда будет создано единое здоровьесберегающее пространство, обеспечивающее развитие личности с учетом физиологических и интеллектуальных особенностей, удовлетворение потребностей и возможностей. Для этого необходимо решитьследующие задачи:

  • создать каждому ученику необходимые и достаточные условия личностного развития;
  • предоставить учащимся многообразные знания и виды деятельности для использования своих сил и возможностей, проявления интересов и склонностей;
  • перейти от пассивных форм обучения к деятельному с вовлечением учащихся в самостоятельную познавательную деятельность;
  • формировать физически здоровую толерантную личность, способную свободно адаптироваться в современном мире.

Над проблемой здоровьесбережения участников образовательного процесса администрация и педагогический коллектив нашей школы работают с 2006 года. За это время накоплен интересный опыт по здоровьесбережению и здоровьесозиданию.

При школе был создан Центр Культуры здоровья. Его основной задачей является мониторинг состояния и поддержка здоровья учащихся. Деятельность Центра включает следующие направления: образовательное, профилактическое; физкультурно-оздоровительное.

Задачи Центра Культуры здоровья:

  • формирование базы данных о состоянии здоровья и резервных возможностей организма учащихся;
  • разработка и реализация индивидуальных и коллективных программ оздоровления учащихся, исходя из особенностей их
  • выявление потребностей детей, педагогов, родителей в получении знаний о здоровье, профилактической и коррекционной помощи;
  • консультирование детей, родителей, педагогов по вопросам сохранения и укрепления их здоровья;
  • формирование детских и взрослых групп здоровья.

Состав «Центра Культуры здоровья»:

Психологи, логопед, социальный педагог, тренеры по различным направлениям, педагоги.

Направление деятельности Центра культуры здоровья:

Образовательное

Обучение здоровому образу жизни

на уровне учителей:

  • валеологическая культура;
  • обучение учителей методикам снятия утомления с глаз, опорно-двигательного аппарата.

на уровне учащихся: воспитание потребности в здоровом образе жизни.

на уровне родителей: ознакомление родителей с направлениями деятельности Центра Культуры здоровья и путями их реализации (на родительских собраниях и индивидуальных консультациях).

Профилактическое

  • организация мониторинга состояния функциональных систем;
  • организма учащихся, анализ его результатов и планирование дальнейшей деятельности;
  • укрепление резистентности детского организма;
  • комплекс закаливающих процедур;
  • фитотерапия;
  • аромотерапия;
  • профилактика и коррекция снижения остроты зрения и нарушения осанки;
  • освоение методики точечного массажа для глаз и других методик снятия утомления с глаз;
  • освоение комплекса гимнастических упражнений для тела с целью снятия утомления с мышц.

Физкультурно-оздоровительное

  • создание групп здоровья для детей (согласно результатам мониторинга состояния функциональных систем организма);
  • организация работы спортивных секций.

В результате работы Центра Культуры здоровья в школе была создана здоровьесберегающая среда, составлена поэтапная программа формирования здорового образа жизни, накоплен методический материал по проведению часов здоровья, динамических пауз, различных видов физкультурных минуток, гимнастик и динамических пауз.

Поскольку цель современной школы, прежде всего, - подготовить детей к жизни, достижение этой цели может осуществляться с помощью особых технологий, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья.

Здоровьесберегающие технологии эффективно используются и на уроках с целью сохранения здоровья и его формирования.

Цель здоровьесберегающих технологий: обеспечить учащимся в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья за период обучения, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в жизни.

Задачи:

1. Образовательные

направлены на формирование устойчивых мотивов воспитания и самовоспитания, обучение знаниям, методическим умениям навыкам, двигательным умениям и навыкам, повышение функциональных возможностей, включение в активную двигательную деятельность.

2. Воспитательные

направлены на формирование нравственного сознания и поведения, волевых качеств, трудолюбия, творческого отношения к воспитанию и самовоспитанию, эстетическое и эмоциональное развитие личности.

3. Оздоровительные

направлены на укрепление физического здоровья и профилактику заболеваний, содействие правильному физическому развитию, повышение с помощью средств физической культуры умственной работоспособности, снижение отрицательного воздействия чрезмерной нагрузки на психику учащихся, обусловленного напряженным режимом обучения в условиях современной информатизации учебно-воспитательного процесса.

Принципы здоровьесберегающих технологий:

  • не навреди!
  • непрерывности здоровьесберегающего процесса;
  • принцип систематичности и последовательности;
  • доступности и индивидуализации;
  • комплексного междисциплинарного подхода к обучению.

Именно от учителя сегодня в наибольшей степени зависит, насколько здоровьесберегающей является вся внутришкольная среда. В связи с этим определяем ведущий результат педагогической деятельности в каждом классе при изучении любого предмета, на внеклассных мероприятиях: успешная самореализация участников образовательного процесса, содействующая становлению их здорового образа жизни и развитию образовательных компетентностей.

Как же можно этого добиться?

С целью предупреждения переутомления учащихся и профилактики заболеваний используем на уроках минутки релаксации, гимнастику для глаз, эмоциональные разрядки, разработанные учителями школы физкультминутки и динамические паузы.

  • Не допускаем перегрузки школьников, определяя оптимальный объём учебной информации и способы её предоставления.
  • Учитываем индивидуальные психологические и физиологические особенности детей на уроке и при подготовке домашнего задания.
  • На уроках русского языка и развития речи практикуем темы, пропагандирующие здоровый образ жизни.
  • Преподаём элективные курсы «Вопросы здоровьесбережения на занятиях…в 10-11 классах.

Используем на уроках и во внеурочной деятельности как здоровьесберегающие технологии:

    1. Личностно ориентированное развивающее обучение
    2. Технологию проектной деятельности.
    3. Технологию развития критического мышления
    4. Игровые технологии
    5. Технологию индивидуализации и дифференциации
    6. Перспективно-опережающее обучение
    7. Информационные технологии.

Для того чтобы названные технологии стали здоровьесберегающими и даже здоровьесозидающими, учитель должен выйти из привычных для себя в отечественной школе ролей лектора и инспектора усвоения знаний и реализовать свои возможности в первую очередь в качестве организатора работы класса и каждого ученика, мотиватора, консультанта, психолога.

Этого можно добиться, если будет осуществляться следующее:

  • творческий характер урока, определяемый ассоциативной активностью учащихся;
  • предоставление учащимся средств для самостоятельной работы и оказание помощи в их освоении;
  • оптимальное использование наглядных средств обучения, методов подключения всех органов чувств учащихся;
  • психологический настрой всего класса на урок и ситуацию успеха для всех учащихся, на каждом этапе важно поощрять даже небольшой успех, обязательно поддерживать при неудачах, вместе радоваться при достижениях, вместе открывать неизведанное;
  • включение в содержание урока советов, консультаций, алгоритмов, как надо учиться

Ведущим принципом моих взаимоотношений с учениками является доверие, что позволяет увлечь ребят новыми технологиями, методами и формами организации учебной деятельности, помогает каждому школьнику поверить в свои силы, свои возможности.

«Для того, чтобы совершенствовать ум, надо больше размышлять, чем заучивать». Это мудрое изречение древнего философа Декарта – побудительный мотив творческих поисков наших педагогов. Поэтому выбираем для своей деятельности технологии, методы, формы и приёмы, направленные на развитие познавательной активности школьника, способствующие формированию инициативности, самостоятельности мышления, умения анализировать, делать выводы и обобщения. Стараемся создать благоприятные условия для развития личностного потенциала учащихся, учитывая индивидуальные особенности, осуществляя межпредметные связи. Ученик будет чувствовать себя комфортно среди одноклассников и учителей, если на каждом уроке будет создана ситуация успеха. Поскольку учащиеся в ситуации успеха испытывают чувство радости, эмоционального подъёма, удовлетворение выполненной работой, мотивируем их дальнейшую деятельность, способствуя проявлению активной позиции в учении. Тогда и возникнет мотивация к обучению, к познанию, самосовершенствованию. Поэтому в основе нашей педагогической деятельности – личностно ориентированный и системно-деятельностный подходы, которые способствуют раскрытию в каждом школьнике творческого потенциала и развитию его способностей, делают его успешным. Систематическое создание ситуации успеха является одним из путей достижения успешности. На этапе мотивации формируем у учащихся же­лание, стремление выполнить учебное задание. На организационном этапе предоставляем ученикам такие задания, которые они в состоянии выполнить самостоятельно. Непосредственноперед выполнением задания поощряем, подбадриваем учащихся. На результативном этапе добиваемся, чтобы школьник испытал успех, радость от выполненного задания. Для этого он должен, прежде всего, узнать, что с заданием справился. Как пока­зывает наш опыт, подлинная радость переживается при публичной оценке значимости достигнутого учеником результата. Это ведёт и к самоутвер­ждению, и большему доверию учителя. Главное здесь дать понять школь­нику, что он способен справиться с заданием самостоятельно, создать уверенность в себе, поверить в возможность своего успеха. На личностно ориентиро­ванном уроке педагоги выступают ко­ординаторами, организаторами работы всего класса, гибко распределяя детей по груп­пам с учётом их личностных особенностей, в целях соз­дания максимально благо­приятных усло­вий для про­явления индивидуаль­ности, для актуализации личност­ного потенциала учащихся.

Большое внимание мы уделяем духовному здоровью. Его формирование происходит на уроках и внеклассных мероприятиях, на факультативных занятиях по изучению родного края и на олимпиадах по краеведению, во время работы над социальными и творческими интернет-проектами. В нашей школе не хотят быть «Иванами, не помнящими родства». Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и как начинали. Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи, любовь к Отечеству начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому, к своей школе.

Не случайно каждый ученик нашей школы знает свою родословную и чтит память о своих предках. Каждый год именно в нашей школе проводится районная олимпиада для знатоков истории, литературы и природы Поволжья. А наши дети не только активные участники, но и победители семейных конкурсов «Моя родословная», олимпиад по краеведению, конференций «Символы Великой России», конкурсов городских интернет-проектов: «История школы в истории города», «Памятники истории и культуры в наследство потомкам», «Самарский Левша», «Эхо войны». Учащиеся создали проекты «Имя ученика- в имени школы» (о М.И. Косыреве, чье имя носит наша школа), «Память сердца», «Судьбы, опаленные войной» (о бывшей малолетней узнице фашистских концлагерей Л.М. Голодяевской -выпускнице школы 38). Сейчас работают над страницами интернет-проекта «Родная навеки земля».

Это наша жизнь, это наша память. Нам еще предстоит сделать много открытий о Самарском крае, об известных земляках, о выдающихся выпускниках нашей школы, познакомиться с неизвестными страницами семейных родословных.

У школы есть положительный опыт по проведению здоровьесберегающих семинаров для руководителей учреждений и педагогов районного и городского уровней.

Таким образом, здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, и как совокупность приёмов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию её воздействия на здоровье учащихся и педагогов.