Объём знаний в мире стремительно увеличивается. С каждым годом возрастает количество учебного материала, которое должны усвоить школьники. Объём знаний в мире удваивается каждые 2–3 года: пока сегодняшние первоклашки доучатся до последнего класса, знаний станет в 16–32 раза больше. И это объективный процесс. Решение данной проблемы следует искать не в увеличении продолжительности обучения, а в обучении за то же время осваивать больший объём знаний за счет умения устанавливать причинно-следственные связи, умения анализировать, классифицировать, обобщать. То есть изучение основ логики, выработка умения систематизировать информацию, быстро и креативно решать стандартные и нестандартные задачи.
Л. С. Выготский и А. Р. Лурия указывают на то, что мышление ребенка отличается от мышления взрослого другой логикой – логикой “примитива”. Ребенок 7–8 лет обычно мыслит конкретными категориями, воспринимает мир, не заботясь о связи отдельных воспринимаемых картин мира и его явлений. Понимание переносного значения употребляемых в художественных текстах слов и словосочетаний, аллегории, пословицы, метафоры оказывается сначала совершенно недоступным для первоклассника. Он оперирует конкретными цельными образами, не умея выделить заключенную в них мысль, идею. “Каменное сердце” – значит, сердце у него из камня. “Золотые руки” – которые покрыты золотом. “Море улыбалось солнцу тысячью серебряных улыбок” – “это неправильно написано, как это море может улыбаться, когда у него и рта даже нету”.
Словесно-логическое мышление ребенка, которое начинает развиваться еще в конце дошкольного возраста, предполагает уже умение оперировать словами и понимать логику рассуждений. Нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов – свидетельствует о том, что даже к концу дошкольного детства, т.е. к возрасту около 6 лет, многие дети еще совершенно не владеют логикой, что связано с недостатком жизненного опыта.
Развитие словесно-логического мышления у детей проходит несколько этапов.
На первом ребенок усваивает значения слов, относящихся к предметам и действиям, знакомится с признаками понятий.
На втором этапе формируется умение оперировать существенными признаками понятий, опуская признаки несущественные, т. е. формирование такой операции логического мышления, как абстрагирование.
На третьем этапе ребенок учится сравнивать, опираясь на существенные и несущественные признаки предметов и явлений. При формировании операции логического мышления особое внимание уделяется поиску общих и отличительных признаков понятий, предметов, явлений (Если мы спросим ребенка с речевой патологией: “Можно ли сравнить мяч и арбуз?” – то можем услышать в ответ: “Нельзя, арбуз едят, а мяч катится”. Если задать вопрос иначе, чем похожи предметы или чем они отличаются, то получим правильный ответ.
Четвертый этап развития логического мышления формирует умение вычленять более широкие и более узкие понятия. На этом этапе формируется умение давать определение понятиям на основе умения находить более общее родовое понятие и видовые отличительные признаки. Например: Скворечник – это дом, в котором живут скворцы. (“Дом” – это родовое понятие. Отличительный видовой признак понятия “скворечник” то, что в нем живут скворцы.) Если мы спросим ребенка с речевой патологией: “Что такое скворечник?”, в лучшем случае получим: “Потому что там живут скворцы”.
Умение давать определение имеет огромное значение, оно требуется школьнику при изучении любых школьных предметов, не только начального, но и среднего звена.
Пятый этап предполагает развитие аналитической деятельности, которая вначале (1–2 класс) заключается в анализе отдельного предмета (поиск признаков), а к 3–4-му классу – умение анализировать связи между предметами и явлениями (части и целое, противоположность, причина и следствие, наличие тех или иных функциональных отношений).
Младший школьник в развитии логики идет от анализа отдельного предмета, отдельного явления к анализу связей и отношений между предметами и явлениями. Особые трудности возникают у учащихся при установлении и понимании причинно-следственных связей. Младшему школьнику легче установить связь от причины к следствию (“Что произойдет, если растение не поливать?”), чем от следствия к причине (“Почему засохло дерево?”). Это и понятно: при умозаключении от причины к следствию устанавливается прямая связь, а при умозаключении от факта к вызвавшей его причине такая связь непосредственно не дана, т. к. указанный факт может быть следствием различных причин, которые надо специально анализировать.
К окончанию младшей школы у ребенка должны быть сформированы такие операции логического мышления, как обобщение, классификация, анализ и синтез.
У детей с речевой патологией логическое мышление начинает формироваться значительно позже, чем у их сверстников. Это связано с тем, что и наглядно-действенное мышление развивается с задержкой. У детей с общим недоразвитием речи на процесс и результаты мышления влияют пробелы в знаниях и нарушения самоорганизации. У них обнаруживается недостаточный объем сведений об окружающем мире, о свойствах и функциях предметов действительности, возникают трудности в установлении причинно-следственных связей явлений.
Логика и речь – процессы тесно взаимосвязанные. В отличие от практического (наглядно-действенного) логическое мышление осуществляется только словесным путем. Школьник должен рассуждать, анализировать и устанавливать нужные связи мысленно, отбирать и применять к данной ему конкретной задаче известные ему подходящие правила, приемы, действия. Он должен сравнивать и устанавливать искомые связи, группировать разные предметы и различать сходные, и все это выполнять лишь посредством умственных действий. Ребенку же с речевой патологией требуется “оречевление” каждой мыслительной операции. И в этом крайне необходима помощь учителя и логопеда.
Систематическая тренировка учащихся в связывании суждений на уровне слова, фразы, текста, в словесном выражении причинно-следственных зависимостей учит быстрее и качественнее передавать содержание текста, объединять в логической последовательности несколько предложений, рассуждать.
Работа над выделением признаков.
- Расскажи о форме, цвете, вкусе яблока, лимона, арбуза.
- Сколько букв в словах снег, морж, карандаш, парта? Сколько в них слогов?
- Назови несколько признаков слов стол, телевизор, пенал, кнопка.
Узнавание предметов по заданным признакам.
- Назови предмет, про который можно сказать:
белый сладкий твёрдый,
желтый продолговатый кислый. - Какой предмет одновременно пушистый ходит мяукает.
- Кто или что может быть:
Высоким и низким,
Большим и маленьким,
Холодным и горячим. - Назови время года по заданным признакам. (Предложения предъявляются
по одному. Дети выдвигают гипотезу и обосновывают.)
Было холодно.
– Это зима, потому что зимой бывает холодно…
Ярко светило солнце.
– Это зима, потому что зимой иногда светит солнце…
Или – Это весна, потому что весной часто светит солнце, но еще холодно …
На яблоне было много яблок.
– Это – осень, потому что только осенью на деревьях много яблок …
Было холодно. Ярко светило солнце. Подул ветер, и полетели желтые, красные
листья.
Было холодно. Ярко светило солнце. На деревьях зеленели первые листья. Вдруг
пошел снег.
Было холодно. Ярко светило солнце. Дети лепили снежную бабу. Вдруг пошел сильный
снег.
Было холодно. Ярко светило солнце. Вдруг на небе появилась большая черная туча.
Пошел снег.
- Отгадай загадку “Сидит девица в темнице, а коса на улице”.
Составь свою загадку-описание об этом предметею.
Сравнение предметов.
- Назови и подробно опиши общие признаки.
Вилки и ложки.
Книги и тетради.
Стола и стула.
Самолета и птицы. - Чем отличаются.
Ручка и карандаш.
Книга и тетрадь.
Мяч и арбуз.
Подробно объясни. - Сравни.
Дерево и кустарник.
Рассказ и стихотворение. - Найди и подробно объясни ошибку в сравнении.
Зебра полосатая, а леопард злой.
У зайца длинные уши, медведь коричневый.
Классификация предметов и явлений.
- Подбери обобщающее понятие для каждой группы слов. Объясни свой выбор.
Кисель, кефир, сок, чай –
Муравейник, нора, логово, берлога –
Храбрость, доброта, трудолюбие – - Продолжи ряд слов, относящихся к одному обобщению. Назови обобщающее
понятие.
Земляника, клюква, малина – это …
Сыроежка, подберезовик, лисичка – это …
Творог, сыр, масло – это … - Найди логическую связь между тремя предметами. Выбери лишний, объясни –
почему.
Петух, гусь, воробей
Брюки, шорты, юбка
Сковорода, чашка, кастрюля
Формирование умения давать определения понятиям.
- Продолжи предложение.
Кастрюля – это посуда для…
Чашка – это посуда для…
Сахарница – это посуда для… - Вставь пропущенные слова.
Художник – это человек, который ____________.
Учитель – это _____________, который учит детей.
Пекарь – это_____________, который ________________. - Расскажи о представлениях, которые вызывает слово.
Праздник, открытка, бассейн, гроза.
В случае затруднения учитель задает наводящие вопросы. - Найди и подробно опиши хорошее и плохое в событиях и явлениях.
Дождь, снег, купание в реке, гроза - Найди и подробно объясни, в чем ошибочность высказывания.
Муравейник выше дома.
Тигр слабее кошки.
У зайца ушей больше, чем у медведя.
Все эти упражнения готовят ребенка к самостоятельному связному высказыванию.
Важную роль в развитии умения логически обоснованно, связно выражать свою мысль, рассуждать играет подготовительная работа с текстом: анализ текста по вопросам, составление плана, построение алгоритма сообщения. Алгоритмы могут быть разными. Например, можно пользоваться следующим:
Факт → Причины → Сопутствующее событие → Последствие
Можно пользоваться и алгоритмом, предложенным еще Цицероном:
Кто → Что → Где → Чем → Зачем → Как → Когда
Изучение логики способствует становлению самосознания, интеллектуальному развитию личности. Овладение логическими знаниями и умелое их использование на практике помогает разбираться в закономерностях и взаимосвязях явлений общественной жизни, вести аргументированную полемику, доказывать и отстаивать истинные суждения.
Литература:
- Трошина О. В., Жулина Е. В. Логопсихология, М. 2005 г.
- Тихомирова Л. Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка, М. 2000 г.