Научно-исследовательская работа "Рюрик – первый русский князь"

Разделы: История и обществознание


Введение

“Стоит жить, чтоб в землю врезать след поглубже, позаметней...”

Мусса Джалиль

Что такое человек? Какое место он занимает в истории? История — движение времени. Мне кажется, что все мы, простые и выдающиеся, пишем историю своей страны.

Я хочу рассказать о интересном человеке, который оставил свой след в древнейшей истории. Волею судьбы он становится первым русским князем, основателем государства русского, хоть и сам не был русского происхождения. В своей работе я систематизировал знания о происхождение Рюрика, о его деятельности.

Цель: познакомить участников фестиваля с жизнью первого русского князя.

Задачи исследования:

  1. Изучить биографию Рюрика.
  2. Рассказать о деятельности русского князя.
  3. Доказать что Рюрик действительно является исторической личностью.

Начало летописи

Согласно древнерусскому летописному своду XII века “Повесть временных лет” в 862 году варяг Рюрик с братьями по приглашению таких племён как чудь, ильменьские словене был призван княжить в Новгород. Это событие, с которого традиционно отсчитывается начало государственности восточных славян, в историографии получило условное название “Призвание варяг”. Летописец назвал причиной приглашения междоусобицу, охватившую жившие на новгородских землях славянские и финно-угорские племена. Рюрик пришёл со всем своим родом, называемым Русь этническая принадлежность которого прод олжает дискутироваться. Летопись сообщает, как после смерти братьев власть сосредоточилась в руках старшего из них, Рюрика:

“…И пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, – на Белоозере, а третий, Трувор, – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же – те люди от варяжского рода, а прежде были словене. Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах – находники, а коренное население в Новгороде – словене, в Полоцке – кривичи, в Ростове – меря, в Белоозере – весь, в Муроме – мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик.”

По летописи можно заметить расширение подвластных Рюрику земель. Его власть простиралась на Новгород, а также на западно-двинских кривичей (город Полоцк) на западе, финно-угорские племена мери (город Ростов) и мурома (город Муром) на востоке. В поздней Никоновской летописи (1-я половина XVI века) сообщается о смуте в Новгороде, жители которого были недовольны правлением Рюрика. Событие отнесено к 864 году, то есть когда по Ипатьевской летописи Рюрик основал Новгород. Чтобы подавить смуту, Рюрик убил некого Вадима Храброго, о котором известно только то, что сказано в Никоновской летописи:

“В лето 6372 … оскорбишася Новгородци, глаголюще: „яко быти нам рабом, и много зла всячески пострадати от Рюрика и от рода его“. Того же лета убил Рюрик Вадима Храброго, и иных многих изби Новгородцев съветников его”

Историки связывают сообщение Никоновской летописи о восстании новгородцев с более поздними событиями XI века при Ярославе Мудром. Более ранние, чем Никоновская, летописи ничего не говорят о Вадиме Храбром и смуте новгородцев против Рюрика, тем более, что и сам Новгород был построен, согласно археологической датировке, уже после смерти Рюрика вблизи его укреплённой резиденции (городища). В 879 году, согласно летописи, Рюрик умирает, оставив малолетнего сына Игоря под опекой своего военачальника и, возможно, родственника Олега. Автор <<Задонщины>>, поэтического творения конца XIV века, прославляет Рюрика как первого русского князя:

“Той бо вещий Боян, воскладая свои златыя персты на живыя струны, пояше славу русскыим князем: первому князю Рюрику, Игорю Рюриковичу и Святославу Ярославичу, Ярославу Володимеровичу…”

Древнерусские летописи начали составляться 150—200 лет спустя после смерти Рюрика на основе каких-то устных преданий, византийских хроник и немногих существующих документов. Поэтому в историографии сложились разные точки зрения на летописную версию призвания варягов. В XVIII — первой половине XIX преобладало мнение о скандинавском или финском происхождении князя Рюрика, позднее предлагалась гипотеза о его Помарянском происхождении.

Происхождение Рюрика

Вокруг родоначальника первой княжеской династии Руси существует много версий, вплоть до попыток доказать его легендарность. Легендарность Рюрика порождается отсутствием сведений о его происхождении: откуда он пришёл на княжение и к какому народу-племени принадлежал. Тема родины Рюрика тесно связана с этимологией слов Русь и русы. Существуют несколько версий происхождения Рюрика, из которых основными являются норманнская и западно-славянская.

Норманнская версия

Имя ruRikr на фрагменте рунического камня U413, использованного для постройки церкви Норрсунде (Norrsunda), Уппланд, Швеция. Исходя из того, что в русских летописях Рюрик назван варягом, а варяги-русь по различным источникам ассоциируются с норманнами или шведами, сторонники норманской концепции считают Рюрика, как и всю его дружину, варягами-викингами, из Скандинавии.

Западнославянская версия

Альтернативой норманской версии является версия о происхождении Рюрика из среды поморских западных славян. “Повесть временных лет” прямо говорит о том, что Рюрик, будучи варягом, не являлся при этом ни норманном, ни шведом, ни англом, ни готландцем.

Продолжение статьи