Введение
Программа “Патриотическое воспитание учащихся младшего школьного возраста” разработана в соответствии: федеральные законы “Об образовании” от 10.12.2001 г., постановлением правительства Российской Федерации от 11.07.05 № 422 “О государственной программе “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы”, “Национальная доктрина образования в РФ”, “Концепция модернизации образования в РФ”, Программы развития МОУ СОШ №17 на 2008-2011 годы.
Краткое обоснование создания программы
В Концепции модернизации российскогo образования на период 2010-2020 гг. сформулированы важнейшие задачи воспитания: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерaнтности, способности к успешной социализации в обществе.
Программа призвана обеспечить ценностно-смысловую определенность нравственногo и гражданско-патриoтическогo воспитания. Программа позволяет всем, кто работает с детьми младшего школьного возраста, понять феномен “воспитательное пространство”, сконструировать и смоделировать воспитательное пространство личности, развернуть его в социальном пространстве школы.
Цель программы
Создание единого социально-образовательного и воспитательного пространства для формирования основ патриотизма младших школьников (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории родного края).
Задачи
1. Изучать природу, историю и культуру Отечества и родного края.
2. Формировать гордость за отечественную историю, народных героев, сохранять историческую память поколений в памяти потомков.
3. Воспитывать уважение к национальной культуре, своему народу, своему языку, традициям и обычаям своей страны.
4. Проявлять свою гражданскую позицию в самых непредвиденных ситуациях, бороться с безнравственными и противоправными поступками людей.
Область применения
Программа патриотического воспитания учащихся применима для учителей начальных классов, классных руководителей, для организации воспитательного процесса учащихся начальных классов, целях создания единого социально- образовательного и воспитательного пространства для формирования основ патриотизма младших школьников.
Основные формы и методы реализации программы
Учебная деятельность по предметам. Система классных часов, информационных часов.
Система мероприятий библиотеки. Мероприятия, посвящённые важным историческим датам. Месячник ГО, защитника Отечества. Традиционные общешкольные коллективно творческие дела. Участие в акциях. Шефство над инвалидами и ветеранами войны и труда. Встречи с ветеранами войны и труда, организация концертов. Создание выставок военных книг, уголков боевой славы, рисунков, творческих работ. Участие в военно-спортивных играх, смотрах.Исследовательская работа. Встречи с воинами - бывшими учениками школы. Проведение совместных с родителями и учителями развлекательных игр, фольклорных, театрализованных праздников.
В качестве объекта патриотического воспитания выступают: младшие школьники (учащиеся с 1 по 4 классы МОУ СОШ №17)
Ожидаемые результаты реализации программы (для учащихся)
Реализация данной программы предполагает: систему краеведческих знаний, устойчивый интерес к историческому прошлому своей малой родины и России, уважительное и бережное отношения к памятникам архитектуры и культуры; любовь и бережное отношение к родной природе; посильное служение Отечеству, активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда; честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.
Содержательная часть
Актуальность проблемы патриотического воспитания детей младшего школьного возраста
Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости.
Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.
В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры как важнейшего фактора формирования чувства патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.
Социально-экономические условия жизни на селе ограничили круг общения сельских школьников. Отсутствие многообразия учреждений культуры, специализированных объектов патриотического воспитания, таких как музей, мемориальные комплексы, культурно-этнографические центры учреждений и дополнительного образования на селе привели к ограничению средств развития сельского школьника. Кроме того, в результате урбанизации разрушаются вековые устои традиционной русской семьи. Отсутствие на селе перспективы социального и экономического развития накладывает свой отпечаток на мировоззрение сельчан, что в свою очередь оказало отрицательное воздействие на гражданско-патриотическое воспитание младшего поколения. По использованию же фольклора, с появлением телевидения и компьютеров, деревня практически сравнялась с городом, т.е. нарушился естественный способ сохранения и передачи основ народной культуры. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию патриотических качеств личности.
Младший школьный возраст — это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.
Программа является:
- социально-педагогической;
- организационно-педагогической.
Содержательные линии программы.
Образовательная – содержит идеи, идеи теории, законы и закономерности, характеризующие культурные, исторические, географические особенности Свердловской области.
Ценностная – предполагает формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на ценности региональной культуры, на её изучение, сохранение.
Деятельная – способствует становлению культуросообразного поведения с учетом особенностей Свердловской области в единстве разнообразных видов деятельности.
Творческая – предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами регионального компонента.
Основные принципы патриотического воспитания
*Принцип ценностно-смыслового равенства взрослого и ребёнка.
*Принцип культуросообразности. (Духовная наполненность содержания воспитания)
*Природосообразности воспитания.
*Принцип системности: обеспечение системы взаимодействия всех субъектов воспитания.
*Народность (идентификация себя с великим народом и великим государством).
*Опора на боевые, трудовые, культурно-исторические традиции (поселка, города, области, страны)
В основе принципов патриотического воспитания лежат основные признаки патриотизма:
- чувство Родины (ощущение связи с Родиной), преданность ей, ответственность перед ней;
- безграничная вера в будущее России, деятельная любовь к своим культурным генетическим корням;
- гордость за свою малую и большую Родину, чувство долга, выражающее в готовности к защите Отечества, осознание личной ответственности за страну;
- приверженность идеалам, ценностям и традициям своего народа.
Основные направления реализации программы
Гражданско-патриотическое – присвоение важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Это беззаветная любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, его свершениям, испытаниям и проблемам. Почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству.
Историко-краеведческое – познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, своей неразрывности с ней, гордость за сопричастность к деяниям предков и современников и историческая ответственность за происходящее в обществе и государстве; изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе, военной организации в развитии и укреплении государства, его защите от внешних угроз, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций нашего народа, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны.
Духовно-нравственное – осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности и поведении; повышение культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, усвоение высоконравственных норм поведения, формирование чести , ответственности и коллективизма.
* Разработка содержания учебных дисциплин в интересах привития любви к родине, гордости за ее героическое прошлое, стремление укрепить ее авторитет в мире.
* Организация классных часов, информационных часов, встреч с ветеранами войны, уроков мужества, акций, операций, викторин, конкурсов гражданско-патриотической направленности.
* Организация исследовательской деятельности.
*Укрепление связей с библиотекой, клубом, руководителями дополнительного образования.
Основные приоритеты:
- развитие общей культуры личности;
- формирование гражданственности;
- воспитание патриотизма;
- воспитание толерантности;
- воспитание отношения к семье как к основе жизни.
Сроки реализации программы
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Переход к систематическому обучению создаёт условия для развития новых познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями.
Поэтому в системе самосовершенствования личности субъект воспитания на данном этапе развития получил условное название “исследователь”.
Реализация программы рассчитана на весь курс начального образования (1-4 классы) и представляет собой четыре ступени развития, четыре содержательные линии.
Задачи классных и информационных часов.
1 класс “Мой дом – моя семья”
- Воспитывать в детях чувство самоуважения через добрые дела и поступки самого ребёнка, чувство уважения к взрослым, любви к членам своей семьи, своим друзьям.
- Воспитывать любовь к малой родине на основе развития интереса к истории семьи её традициям.
- Формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами.
2 класс “Моя школа. Мой поселок”
- Воспитание любви, уважения и бережного отношения к малой родине.
- Повышение авторитета школы и престижа хорошего образования на основе ознакомления с историей школы и биографиями почётных выпускников, уважаемых жителей поселка, села.
- Формирование качеств личности, способствующих успешному обучению и положительной мотивации учения.
- Усвоение учащимися этических норм и правил поведения в соответствии с социальным статусом учащегося школы, жителя поселка.
3 класс
“Город Алапаевск. Россия – родина моя”- Воспитание люби к родному краю – месту, где родился и живёшь, уважения к его историческому прошлому и настоящему, чувства ответственности за его будущее.
- Развитие творческой активности.
- Вырабатывать привычку вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, как в обществе, так и дома.
4 класс “ Свердловская область – частица России”
- Утверждение национально-патриотических ценностей, привитие чувств уважения и любви к культуре, природе, истории России, Ярославского края, традициям и обычаям народов России.
- Воспитание толерантности по отношению к людям других национальностей, политических взглядов и убеждений.
Технологии.
Знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества.
Знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором.
Организация экскурсий в музеи и места русской славы.
Проведение творческих конкурсов, демонстрирующих отношение учащихся к истории народа, знание истории.
Исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории края, села.
Проектная деятельность.
Основные субъекты патриотического воспитания, исполнения программы.
Классные руководители 1-4 классов.
Коллективы, в которых происходит социализация личности.
Родительские комитеты 1- 4 классов, семья.
Жизнеобеспечивающее пространство развития личности (кружки дополнительного образования, клуб, поселковая библиотека).
Непосредственное социальное окружение.
Социальные связи.
Поселковая библиотека. Совет ветеранов. Дом культуры “Горняк”. Предприятия поселка.
Краеведческие музеи.
Прогноз результатов реализации программы (для педагогов).
В результате совместной работы ожидается:
- создание системы патриотического воспитания на основе единства деятельности учителей начальных классов, школы, различных структур;
- активизация деятельности учащихся и родителей по воспитанию учащихся на духовно- нравственной, трудовой, культурной основе;
- совершенствование системы воспитательной работы в социальном пространстве класс – школа - поселок;
- оздоровление внутрисемейных отношений, формирование позитивного влияния на личность ребенка через общую культуру семейных отношений.
Приложение 1. “Циклограмма мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся начальной школы (1- 4 классы) в МОУ СОШ №17”
Библиографический список
1. “Воспитываем патриота и гражданина”
Н.Ю.Кадашникова. Волгоград: Учитель, 2009 г. – 221 с.
2. “Гражданско-патриотическое воспитание” И. А.
Тисленкова, Волгоград: Учитель 2006 г. –172 с.
3. “Из опыта работы заместителя директора по
воспитательной работе” В.В.Шумилова,
Н.П.Кузнецова. Волгоград: Учитель, 2007 г. –155 с.
4. “Мир школьных праздников” Е.В. Савченко, О.Е.
Жиренко. 2-е изд. Москва “5 за знание”, 2005 г. –183 с.
5. Научно-методический журнал “Воспитание
школьников” № 4, 2005 г. № 5, 2005 г., № 6, 2007 г.
6. “Современный подход к содержанию деятельности
классного руководителя и развитию его
педагогической культуры” А. В. Иванов. Москва
ЦГЛ. 2005 г. –224 с.
7. “Справочник завуча” Н.И.Дереклеева. Москва
“ВАКО”. 2006 г. –352 с.
8. “Справочник классного руководителя”
Н.И.Дереклеева. Москва: “ВАКО” 2002 г. –190 с.
9. “Я – гражданин России!” Классные часы по
гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4
классы. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В.
Москва: “ВАКО” 2008 г. –160 с.