Урок в 8-м классе "Электролитическая диссоциация"

Разделы: Химия


Цели урока.

Образовательная: Учащиеся должны повторить известные сведения о растворении и растворах; актуализация знаний учащихся о различных типах связи; дать понятие об: электролитах и неэлектролитах; рассмотреть механизм диссоциации веществ с различным типом связи; характеризовать общие и единичные свойства.

Развивающая: Создать условия для формирования умения анализировать информацию, выделять в ней главное, существенное; продолжить развитие навыков самостоятельности умственного труда; сравнивать вещества между собой.

Воспитательная: Продолжить работу по формированию у учащихся чувства взаимопомощи, коммуникативности в процессе коллективной работы.

Методы обучения:

методы организации учебной деятельности: словесные (диалогическое изложение, эвристическая беседа, межпредметная беседа, объяснение); наглядные (демонстрационный эксперимент, демонстрация символико-графических средств наглядности).

методы стимулирования интереса к учению: учебная дискуссия, актуализация имеющихся знаний и применение полученных знаний на практике.

методы контроля: устный, предварительный, текущий.

Оборудование к уроку:

  • мультимедийные пособия, оборудование и реактивы для опытов, прибор для демонстрации электропроводимости веществ, шаростержневая модель молекулы воды, карточки с заданиями для учащихся.

Ход урока

Организационный момент: отметить отсутствующих, объяснить цели урока

Актуализация опорных знаний в ходе фронтального опроса.

1) Какие существовали теории, объясняющие процесс растворения?

2) Кто были авторами, и в чём сущность физической теории?

3) Дайте определение растворов, исходя из химической теории.

4) К каким процессам относит растворение современная наука?

Учитель: Изучение процесса растворения, продолжалось. Особенно большое внимание этому вопросу уделял шведский химик С. Аррениус. Он установил, что физическим процессом при растворении является не диффузия, а диссоциация. С этим процессом, его причиной и механизмом, мы познакомимся на сегодняшнем уроке.

План изучения данной темы: (записан на доске)

1. Электролиты и неэлектролиты.

2. Электролитическая диссоциация.

3. Причины электролитической диссоциации.

4. Механизм диссоциации веществ.

Учитель: Ученые решили выяснить, а проводят ли ток сложные вещества: оксиды, кислоты, соли, основания? Они провели целую серию опытов, которые помогли ответить на этот вопрос. Мы будем исследовать следующие вещества: воздух, дистиллированную воду, кристаллическую поваренную соль, раствор поваренной соли в воде, раствор хлороводорода в воде (соляная кислота), сахар кристаллический, раствор сахара в воде. Ваши предположения об их электропроводности подтвердит или опровергнет горящая или не горящая лампочка. Проведем эксперимент:

Демонстрационный эксперимент №1 “электропроводность твёрдых сухих веществ” (NaCl, KOH, сахар). Какой вывод можно сделать?

Демонстрационный эксперимент №2 “электропроводность растворов этих веществ”, электропроводность HСl , дистиллированной воды.

Вопрос: Растворы всех ли веществ проводят электрический ток?

Вопрос: На какие группы можно разделить растворы по электропроводности?

Учитель: Вещества по электропроводности делятся на две группы:

1) Электролиты – это вещества, растворы и расплавы, которых проводят электрический ток (соли, щёлочи, кислоты).

2) Неэлектролиты – это вещества, растворы и расплавы, которых не проводят электрический ток (дистиллированная вода, оксиды, газы, сахар и другие органические вещества).

Первичное обобщение введение новых знаний в систему знаний учащихся в ходе фронтального опроса:

Вопросы:

1) Можно ли по формулам веществ: CaCO3, O2, NaOH, K2CO3, H2SiO3, CO2, Na2O, H2, Al(OH)3, HNO3, HCl определить является ли вещество электролитом или нет?

2) Какие из веществ, формулы которых вы видите, не являются неэлектролитами? Почему?

3) О каких веществах не можем точно сказать? Почему?

Ученик: Чтобы быть уверенными в определении электролитов и неэлектролитов, нужно посмотреть таблицу растворимости.

4) Какие вещества не являются электролитами? Почему?

Учитель: Вопрос 2. Электролитическая диссоциация.

Проблема №1: Почему растворы электролитов проводят электрический ток?

Давайте вспомним, из курса физики, что такое электрический ток?

Ученик: Электрический ток - это направленное движение заряженных частиц.

Учитель: Очевидно, чтобы вещество проводило электрический ток, нужны заряженные частицы, и они в кристалле соли есть. В кристалле NaCl есть заряженные частицы, а эксперимент показал, что твёрдый NaCl электрический ток не проводит. Почему?

Ученик: нет движения заряженных частиц.

Учитель: А почему раствор NaCl проводит электрический ток?

Ученик: есть движение заряженных частиц.

Учитель: При растворении происходит освобождение заряженных частиц - ионов. Этот процесс С. Аррениус назвал электролитической диссоциацией. (Дается определение)

Учитель: Проблема №2: Экспериментально было установлено, что:

NaCl + H2O – проводит электрический ток.

NaCl + бензин – не проводит электрический ток.

Почему? Что является причиной?

Ученик: Думаю, что распад электролитов на ионы вызывает растворение в воде.

Учитель: Вода – самое удивительное, загадочное и хорошо всем известное, вещество:

1) Вода существует в трёх агрегатных состояниях. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть в окно.

2) Плотность льда меньше плотности жидкой воды, благодаря этому, зимой в водоёмах сохраняется жизнь.

3) Вода – это универсальный растворитель в живой и неживой природе.

В молекуле воды атомы водорода расположены под углом 104,5 градусов, благодаря чему, молекула имеет угловую форму. Атомы водорода располагаются по одну сторону от атомов кислорода. Атом кислорода, как более электроотрицательный элемент, смещает электрон на себя. В результате этого на атоме кислорода образуется отрицательный заряд, а на атоме водорода - положительный заряд. Итак, причиной диссоциации водных растворов является особое строение молекулы воды.

Учитель: Рассмотрим, как происходит диссоциация веществ с ионной связью (на примере NaCl).

1) Вначале хаотически движущиеся молекулы воды располагаются у ионов кристалла противоположно заряженными полюсами - происходит ориентация.

2) Затем диполи воды притягиваются, взаимодействуют с ионами поверхностного слоя кристалла – происходит гидратация.

3) Молекулы воды, перемещаясь в раствор, захватывают с собой гидратированные ионы - происходит диссоциация. Упрощённо этот процесс можно отразить с помощью уравнения: NaCl = Na+ + Cl-

Учитель: Рассмотрим, как происходит диссоциация веществ с ковалентной полярной связью (на примере HCl).

1) Ориентация.

2) Гидратация.

3) Ионизация (т.е. превращение ковалентной полярной связи в ионную).

4) Диссоциация.

Упрощённо этот процесс можно отразить с помощью уравнения: HCl = H+ + Cl-

Вопрос: В чём различие диссоциации веществ с ионной и ковалентной полярной связью? (Ученики сравнивают)

Закрепление нового материала при выполнении задания на соотнесение: схемы диссоциации и формулы веществ:

формулы веществ:

  1. HBr,.
  2. CuCl2,
  3. Ba(OH)2,
  4. K2SO4

Схемы диссоциации:

Подведение итогов урока ходе фронтальной беседы:

Учитель: Сегодня мы познакомились с новыми понятиями:

1) Электролитическая диссоциация.

2) Электролиты.

3) Неэлектролиты.

Мы рассмотрели причины и механизм диссоциации веществ с ионной и ковалентной полярной связью.

Учитель: (информирует о домашнем задании)

Прочитать параграф №35, выучить определения, устно ответить на вопросы №1, 2, 5, 7.