Открытый урок по теме "Правописание парных согласных в середине слова"

Разделы: Начальная школа


Цели:

1. Развивать навыки правописания слов с парными звонкими и глухими согласными.

2. Развивать речь, мышление, орфографическую зоркость.

Оборудование: учебник А. Поляковой “Русский язык”, таблица “Парные согласные”, сигнальные карточки, иллюстрация “Беседка”, тренажеры Ф.В. Межуевой, плакаты со словами.

I. Сообщение темы урока

- Мы продолжим работу над темой “Правописание парных согласных в середине слова”. Будем тренироваться в написании слов со звонкими и глухими согласными, будем учиться подбирать проверочные слова. Как обычно начинаем с чистописания и словарной работы.

II. Чистописание

Бб

Напишем заглавную и строчную букву “Б”. Какой звук обозначает буква “Б”?

III. Словарная работа.

- Сегодня познакомимся с новым словарным словом “беседка”.

- Что такое беседка? Обратимся к толковому словарю.

- Беседка – крытая легкая постройка для отдыха в саду, парке.

- От какого слова образовалось слово “беседка”?

- Слово “беседка” образовалось от слова “беседа”, а слово “беседа” образовалось из слов “без” и “сида”- скамейка. Изначально беседа – сидение вне дома, затем разговор во время такого сидения. Соответственно, беседка – постройка для разговора со скамейками внутри. Запишем “бе-сед-ка”.

- Какую заметили орфограмму?

- Образуйте однокоренные слова. (Беседочка, беседовать, собеседник, побеседовать, беседочный)

- Сейчас мы повторим написание ранее изученных словарных слов, а некоторые ученики выполнят индивидуальные задания:

1) Фонетический разбор “ягодка”.

2) Подобрать проверочные слова, вставить пропущенную букву:

игру-ка-

стри-ка

вере-ка

тру-ка

3) Прочитать транскрипцию, записать слова:

загатка

афс анка

вар эшка

р эткий

в ир офка

р этк ий

(Все задания ученики выполняют на доске, задания записаны на доске заранее)

- А сейчас запишем на доске ранее изученные словарные слова: лестница, вагон, горячий, пирог, город, волшебник, береза, жонглер, желтый, интересный, рассказ.

- Последнее слово разберите по составу.

Рассказ.

- На какие группы можно разделить словарные слова? (По частям речи)

- Назовите существительные.

- Назовите прилагательные.

- А на какие группы можно разделить имена существительные? (По родам)

- Назовите существительные мужского рода.

- Назовите существительные женского рода.

- Составьте со словарными словами красивые предложения.

- Запишем одно предложение и выполним синтаксический разбор. (Один ученик запишет предложение у доски, выполняет синтаксический разбор)

Ученики прочитали интересный рассказ о космосе.

Теперь проверим индивидуальные задания, которые выполняли три ученика. (Всех заслушать, оценить)

IV. Физкультминутка (танец “Зарядка”)

V. Упражнения в написании слов с парными согласными.

1) Повторение знаний о парных согласных.

- Мы сегодня тренируемся в написании слов с парными согласными в середине слова.

- Назовите буквы, которые обозначают звонкие парные звуки.

- Глухие звуки.

- Звонкие звуки произносятся с голосом, глухие - с шумом.

- Давайте прочитаем рассуждения Феликса Кривина о парных согласных на стр.111 (упр.218).

Буква Б стоит в начале алфавита. Она обозначает звонкий согласный звук. Но не всегда она так звучит. Звучание зависит от соседних звуков. Когда рядом с Б вдруг окажется тихий, глуховатый звук, Б сразу меняется. Куда девается бодрость, звонкая радость?! В этих случаях при написании слова букву Б часто путают с ее дальней родственницей – буквой П. У звука, который она обозначает, со звуком Б одинаковое губное происхождение.

- Когда звонкие звуки стоят в неудачном соседстве, мы их слышим с искажением. Происходит оглушение звонких звуков, поэтому нужно подбирать проверочные слова.

Как проверить правописание парных согласных? (Надо изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный)

Хором:

“Парные согласные -
Самые опасные
В корне ты их проверяй,
Рядом гласный подставляй!”.

2) Работа с сигнальными карточками.

- Сначала потренируемся устно в подборе проверочных слов, потом будем работать в тетрадях.

- Отвечайте хором, показывайте сигнальную карточку с буквой.

- Свекла где растет? (На грядке)

- Буквы пишут где? (В тетрадке)

- Что мы утром чистим? (Зубки)

- Одеваем в холод? (Шубки)

- Любим мы играть? (В снежки)

- Есть на праздник? (Пирожки)

- Сливки, бумажка, повозка, близкий, мягкий, легкий, коробка, папка. (Иногда учитель спрашивает у отдельных учащихся проверочные слова).

3) Упражнение 213.

4) Образовать слова, которые обозначают тот же предмет, но маленького размера.

Береза, голова, лошадь, морковь, дорога, гряда, труба.

Ученик на доске запишет:

Березка, головка, лошадка, морковка, дорожка, грядка, трубка.

- Что общего в словах?

- Какой суффикс использовали для образования новых слов?

5) Игра. Не подведи свой род!

От каждого ряда выходит к доске представитель, вставляет маркером пропущенную букву на плакате

пиро-ки коро-ка оши-ка
зама-ка заря-ка соси-ка
но-ки пры-ки завя-ка
ры-ка подру-ка игру-ка
погру-ка ду-ки ча-ка

Теперь прочитайте свой столбик, запомните слова, запишите через запятую, а я сниму плакаты.

6) Работа по тренажерам Ю.В. Межуевой “Парные согласные в корне слова”.

Выполнить задание на стр.8, вставить пропущенную букву, каждый ученик получит оценку за эту самостоятельную работу.

VI. Домашнее задание – упр. 214

VII. Итог урока

- Над какой темой работали?

- Чему учились на уроке?

- Найдите лишнее слово: доро-ка, кры-ка, варе-ка, но-ка.