Цели:
1. Развивать навыки правописания слов с парными звонкими и глухими согласными.
2. Развивать речь, мышление, орфографическую зоркость.
Оборудование: учебник А. Поляковой “Русский язык”, таблица “Парные согласные”, сигнальные карточки, иллюстрация “Беседка”, тренажеры Ф.В. Межуевой, плакаты со словами.
I. Сообщение темы урока
- Мы продолжим работу над темой “Правописание парных согласных в середине слова”. Будем тренироваться в написании слов со звонкими и глухими согласными, будем учиться подбирать проверочные слова. Как обычно начинаем с чистописания и словарной работы.
II. Чистописание
Бб
Напишем заглавную и строчную букву “Б”. Какой звук обозначает буква “Б”?
III. Словарная работа.
- Сегодня познакомимся с новым словарным словом “беседка”.
- Что такое беседка? Обратимся к толковому словарю.
- Беседка – крытая легкая постройка для отдыха в саду, парке.
- От какого слова образовалось слово “беседка”?
- Слово “беседка” образовалось от слова “беседа”, а слово “беседа” образовалось из слов “без” и “сида”- скамейка. Изначально беседа – сидение вне дома, затем разговор во время такого сидения. Соответственно, беседка – постройка для разговора со скамейками внутри. Запишем “бе-сед-ка”.
- Какую заметили орфограмму?
- Образуйте однокоренные слова. (Беседочка, беседовать, собеседник, побеседовать, беседочный)
- Сейчас мы повторим написание ранее изученных словарных слов, а некоторые ученики выполнят индивидуальные задания:
1) Фонетический разбор “ягодка”.
2) Подобрать проверочные слова, вставить пропущенную букву:
игру-ка-
стри-ка
вере-ка
тру-ка
3) Прочитать транскрипцию, записать слова:
загатка
афс анка
вар эшка
р эткий
в ир офка
р этк ий
(Все задания ученики выполняют на доске, задания записаны на доске заранее)
- А сейчас запишем на доске ранее изученные словарные слова: лестница, вагон, горячий, пирог, город, волшебник, береза, жонглер, желтый, интересный, рассказ.
- Последнее слово разберите по составу.
Рассказ.
- На какие группы можно разделить словарные слова? (По частям речи)
- Назовите существительные.
- Назовите прилагательные.
- А на какие группы можно разделить имена существительные? (По родам)
- Назовите существительные мужского рода.
- Назовите существительные женского рода.
- Составьте со словарными словами красивые предложения.
- Запишем одно предложение и выполним синтаксический разбор. (Один ученик запишет предложение у доски, выполняет синтаксический разбор)
Ученики прочитали интересный рассказ о космосе.
Теперь проверим индивидуальные задания, которые выполняли три ученика. (Всех заслушать, оценить)
IV. Физкультминутка (танец “Зарядка”)
V. Упражнения в написании слов с парными согласными.
1) Повторение знаний о парных согласных.
- Мы сегодня тренируемся в написании слов с парными согласными в середине слова.
- Назовите буквы, которые обозначают звонкие парные звуки.
- Глухие звуки.
- Звонкие звуки произносятся с голосом, глухие - с шумом.
- Давайте прочитаем рассуждения Феликса Кривина о парных согласных на стр.111 (упр.218).
Буква Б стоит в начале алфавита. Она обозначает звонкий согласный звук. Но не всегда она так звучит. Звучание зависит от соседних звуков. Когда рядом с Б вдруг окажется тихий, глуховатый звук, Б сразу меняется. Куда девается бодрость, звонкая радость?! В этих случаях при написании слова букву Б часто путают с ее дальней родственницей – буквой П. У звука, который она обозначает, со звуком Б одинаковое губное происхождение.
- Когда звонкие звуки стоят в неудачном соседстве, мы их слышим с искажением. Происходит оглушение звонких звуков, поэтому нужно подбирать проверочные слова.
Как проверить правописание парных согласных? (Надо изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный)
Хором:
“Парные согласные -
Самые опасные
В корне ты их проверяй,
Рядом гласный подставляй!”.
2) Работа с сигнальными карточками.
- Сначала потренируемся устно в подборе проверочных слов, потом будем работать в тетрадях.
- Отвечайте хором, показывайте сигнальную карточку с буквой.
- Свекла где растет? (На грядке)
- Буквы пишут где? (В тетрадке)
- Что мы утром чистим? (Зубки)
- Одеваем в холод? (Шубки)
- Любим мы играть? (В снежки)
- Есть на праздник? (Пирожки)
- Сливки, бумажка, повозка, близкий, мягкий, легкий, коробка, папка. (Иногда учитель спрашивает у отдельных учащихся проверочные слова).
3) Упражнение 213.
4) Образовать слова, которые обозначают тот же предмет, но маленького размера.
Береза, голова, лошадь, морковь, дорога, гряда, труба.
Ученик на доске запишет:
Березка, головка, лошадка, морковка, дорожка, грядка, трубка.
- Что общего в словах?
- Какой суффикс использовали для образования новых слов?
5) Игра. Не подведи свой род!
От каждого ряда выходит к доске представитель, вставляет маркером пропущенную букву на плакате
пиро-ки | коро-ка | оши-ка |
зама-ка | заря-ка | соси-ка |
но-ки | пры-ки | завя-ка |
ры-ка | подру-ка | игру-ка |
погру-ка | ду-ки | ча-ка |
Теперь прочитайте свой столбик, запомните слова, запишите через запятую, а я сниму плакаты.
6) Работа по тренажерам Ю.В. Межуевой “Парные согласные в корне слова”.
Выполнить задание на стр.8, вставить пропущенную букву, каждый ученик получит оценку за эту самостоятельную работу.
VI. Домашнее задание – упр. 214
VII. Итог урока
- Над какой темой работали?
- Чему учились на уроке?
- Найдите лишнее слово: доро-ка, кры-ка, варе-ка, но-ка.