Цель работы: определить роль цветовой символики и звукоцветовых совпадений в формировании поэтической картины мира А. Блока.
Для достижения поставленной цели мы обратились к решению ряда исследовательских задач:
- Определить характеристику цветовой символики как одного из способов создания предметного мира художественного произведения;
- Проанализировать звукоцветовые совпадения в лирических текстах А.Блока и их роль в создании поэтических образов.
- Исследовать взаимодействие символики цвета и звукоцветовых совпадений в художественной системе поэта.
В работе были использованы следующие методы:
- Описательный;
- Метод структурного анализа;
- Метод статистического анализа.
В основу исследования положена гипотеза о том, что цветовая символика и звукоцветовые совпадения являются взаимодополняющими компонентами в структуре поэтической системы лирики А.Блока.
Методической базой нашего исследования является работа А.П. Журавлёва [Журавлёв, 1991], в которой описана методика расчета цветовой палитры стихотворения.
I. История символа в русской литературе
В отечественном литературоведении попытки дать определение понятия “символ” предпринимались на протяжении достаточно длительного времени. Уже в издании 1821 года мы обнаруживаем следующее определение символа: “Символ, Девиз и Эмблема имеют большое между собою сходство, а различаются в некоторых только частях. Символ есть знак, относящийся к такому предмету, о котором хотят дать понятие. – Весы служат символом правосудия, символом невозможности может быть умывающийся Арап: Хотя реку воды на Ефиопа лей / Не будет он белей” [Цит. по: Шатин, 2003, с. 78].
Как художественное течение символизм возник в 80-е годы XIX века как течение французской литературы, позднее вышел за границы Франции и Европы и распространил свое влияние на живопись, театр, музыку, философскую мысль. В России Символизм достигает наивысшего творческого взлета в 90-е годы, когда в литературу вливается новая плеяда поэтов: А. Белый (В. Бугаев), А. Блок, С. Соловьев, М. Волошин и др.
Поэтому символисты второго поколения (соловьевы), в отличие от Символистов первого, выдвигали идею активного социального Творчества, где художник - творец образов, являются демиургом, Создающим миры. Цель этого теургического акта заключалась в сотворении Нового человека.
Основные положения Теории символизма этого периода разработал А. Белый. Он считал, что “всякое искусство начинается там, где человеческий дух, хотя бы и бессознательно, провозглашает примат Творчества над познанием, “поскольку Свободная воля есть воля творческая”.
Символам А. Белый считал Связь (“Соединение”) частей в “конкретном Синтезе”. Все в мире есть символ, так как “Несимволов нет”. Видимый мир - эта только подобие “подлинной” (Божественной) реальности, которая дается нам через символы. В этой системе любой предмет, цвет, слово, музыкальный звук - все есть символ, и через него мы постигаем реальность.
При этом выделяется в особую область цвет и рассматривается причина его феноменальности, которая может быть сведена до формулы “Бог есть Свет, а свет есть цвет”.
Таким образом, у символистов были все основания уделить внимание цвету и попытаться дать собственную картину цветовосприятия. Символическому осмыслению поддаются следующие цвета.
Чёрный - символ небытия и хаоса, являет собой противоположность Божественному (белому свету). Отсюда феномен черного цвета в том, что он определяет Зло как Начало, придает призрачность бытию. Символисты считали, что чернота - это всего лишь завеса, которую можно преодолеть, только войдя во мрак. Вступив же во мрак, человек может уже выйти из него к свету.
Серый есть воплощение небытия в бытие. Он создается отношением черного к белому и придает бытию характер призрачности. Сущность серого цвета, его природа, дают возможность постигнуть реальное действие зла. Мир, который начинает представляться ненужной картиной, бессмысленность существования и любых действий. “Серое марево” создает оптический обман, иллюзию присутствия у ног всепоглощающей бездны, Ничто, оно гасит свет, но это только иллюзия, “отношение”, а не сущность, обман неожиданности.
Желто-бурый - первый цвет, возникающий после проникновения во мрак и связанный прохождением сквозь него. Это “первое сияние”, намек на грядущее пробуждение после состояния отчаянья. Это цвет гибнущего старого мира, который, однако, содержит в себе потенцию преодоление хаоса. Тот, кто не сумеет разглядеть за зловещим желто-бурым маревом зарождающегося нового мира, погибнет.
Красный - символ адского огня, последний предел серой относительности, “призрак-призрака”. Впечатление красного создается отношением беглого света к серой среде. А. Белый проводит аналогию с физикой (оптикой), где белый луч окрашивается в красный цвет при прохождении сквозь пылевое облако. Красный в символизме несет в себе угрожающее, трагическое значение, ужас, скрытый в человеке, перед грядущей действительностью, представление себе еще хуже, чем есть в реальности. В красном сосредоточены ужас огня и тернии страданий. Отсюда земная любовь в символизме также окрашена огненным цветом, так как она являет собой “ всепожирающую страсть”, полную темных чар и злого (земного огня) (например, у А. Блока “огни заколдованной темной любви...”). Теософская двойственность красного заключает ад (красное), средоточие борьбы и ужаса, страдание, искупление собственной кровью (багряный).
Голубой (лазурный) - символ Неба, Божественных бездн мира это символ богочеловечества, двуединства; это белое сияние, которое на “внецветном фоне моровых бездн сквозит голубым”. Он дает ощущение радости, духовного соприкосновения человека с божественным.
Белый (Воздушно-белая прозрачность)- символ божественного, идеального человечества. Белый (прозрачный) рассматривается как синоним света, ибо “Бог есть Свет”, лишенный какой-либо тьмы. Это символ всепоглощающей полноты бытия. Белый цвет заключает в себе все цвета. Феномен же цвета заключается в том, что он “есть свет”, в различном отношении “ограниченный тьмой”, чем сильнее ограничен свет, т. е. больше приближается к темному, являющий собой полное его отсутствие, тем больше он противопоставлен божественному.
Белые розы, лилии, ленты и т. д. в искусстве символизма также ассоциировались с Христом, “воскресшей плотью”.
Розовый соединяет красный (страдание) и белый (божественное). Он дает преобладание “белого светоча Человекобожества”, выражает идею более Высокого уровня душевного переживания. Это символ скромности, целомудрия и добродетели, праведных побуждений.
2. Соотношение цвета и звукоцветовых совпадений в стихотворениях А.Блока
В последнее время литературоведы и языковеды стали обращать особое внимание на звукоцветовые соответствия в художественном произведении. Е. Замятин писал: “Всякий звук человеческого голоса, всякая буква сама по себе вызывает в человеке известные представления, создает звукообразы. Я далек от того, чтобы приписывать каждому звуку точно определенное смысловое или цветовое значение. Но Р - ясно говорит мне о чем-то громком, ярком, красном, горячем, быстром. Л - о чем-то бледном, голубом, холодном, плавном, легком. Звук Н - о чем-то нежном, о снеге, небе, ночи... Звуки Д и Т - о чем-то душном, тяжком, о тумане, о тьме, о затхлом. Звук М - о милом, мягком, о матери, о море. С А связывается широта, даль, океан, марево, размах. С О - высокое, глубокое, море, лоно. С И - близкое, низкое, стискивающее”. Действительно, звуки “окрашены” в восприятии всех носителей языка. Например, А ассоциируется с красным цветом, О – с желтым, И – с синим, Е – с зелёным и т.д. Особый подход к пониманию цветовой символики, цветозвуковых совпадений можно отметить в творчестве поэтов и писателей, поскольку используя тот или иной цвет в своем творчестве они не только создают какие-то внешние образы, символы, но и передают своё эмоциональное состояние, создают свою поэтическую картину мира.
Метод изучения эмоционального состояния личности автора на основе звукоцветового анализа письменных текстов был разработан А.П.Журавлёвым, который писал: “Главные слова и главные звуки заголовка пронизывают затем всё стихотворение, ведя в гармоничном единстве смысловую, звуко-смысловую и звукоцветовую линии произведения. Причём поэт резко выделяет, подчёркивает эти линии, контрастно, без переходов, сталкивая их, как цветные стёкла в витражах” [Журавлёв, 1991, с. 105]. В книге “Звук и смысл” А.П.Журавлёвым была определена методика расчёта цветовой палитры стихотворения, которая выполняется следующим образом:
1) Подсчитать частотность звуков в интересующем стихотворении, при этом Е считается вместе с Э, Ё с О, Ю с У, Я с А (ударные считаются за две).
2) Подсчитать общее количество букв в стихотворении;
3) Вычислить долю звукобукв (ЗБ) в стихотворении, для этого используется следующая формула:
количество ЗБ в тексте (Е + Э)
общее количество ЗБ в тексте
4) Определить отношение долей ЗБ в тексте к норме, для этого используются формула
доли ЗБ в тексте
нормальные доли для ЗБ
5) Нормальные доли для ЗБ были определены в результате многочисленных экспериментов автора методики и представляют собой средне-статистический результат.
6) Распределить места ЗБ по их преобладанию над нормой и, соответственно, определить цвет преобладающих ЗБ.
Результаты подсчётов сводятся в таблицу. Для каждого звука А.П. Журавлёв определяет соответствующие цвета: Э + Е – зелёный, О + Ё – жёлтый, Ы – тёмно-коричневый, У + Ю – сине-зелёный, И – синий, А + Я – красный.
Заключение.
Происхождение цветового символа, его содержание, отношение к тем или иным явлениям и событиям – вот один из главных вопросов проблемы цветового символизма. В результате нашего исследования мы пришли к следующим выводам:
- Понятие “символ” в литературе и искусстве принадлежит к числу наиболее неясных и запутанных, несмотря на то, что изучение его сущностных характеристик идет еще из античных времён.
- Цветовая гамма поэтических образов текстов Блока представлена, в основном, следующими красками: синим (в сочетании с голубым), зелёным, жёлтым, красным, что определено глубоким символическим значением цветов.
- Цветовая символика и звукоцветовые совпадения играют очень важную роль в формировании картины мира поэта, создавая яркие, зримые, почти осязаемые образы.