Методическая разработка урока-игры "В мире информационных процессов"

Разделы: Информатика, Внеклассная работа


Вводно-мотивационный этап

Цели урока:

Учащиеся должны знать:

  • понятия: информационный процесс, носитель информации, кодирование, источник информации, приемник информации, информационный канал;
  • виды носителей информации, основные информационные процессы: хранение, обработка, передача информации;

уметь:

  • приводить примеры различных носителей информации, алгоритмов обработки информации; процессов передачи информации;
  • определять источник, приемник, используемые каналы передачи информации;

понимать:

  • общую схему обработки информации.

Задачи урока:

образовательная:

  • повторить основные понятия по теме “Информационные процессы”;

развивающая:

  • развитие логического мышления и сообразительности;

воспитательная:

  • воспитание аккуратности, внимательности, умения работать в коллективе.

Ядро содержания обучения:

  • понятия “информационный процесс”, “носитель информации”, “кодирование”, “источник информации”, “приемник информации”, “информационный канал”.

Предварительная подготовка учащихся:

  • знание основных понятий темы “Информационные процессы”;
  • приводить примеры различных носителей информации, алгоритмов обработки информации; процессов передачи информации;
  • определять источник, приемник, используемые каналы передачи информации.

Предварительная подготовка учителя:

  • в программе SMART Notebook для интерактивной доски разработать ребусы, в которых зашифрованы носители информации;
  • разработать кроссворд по основным понятиям темы “Информационные процессы”.

Дидактические основания урока

Методы обучения:

  • репродуктивный,
  • игровой.

Тип урока: урок закрепления знаний.

Формы учебной работы учащихся:

  • фронтальная;
  • групповая.

Средства обучения:

информационные:

  • Семакин, И.Г. Информатика и ИКТ 8 [2];
  • Угринович, Н.Д. Информатика и ИКТ 8 [3].

технические:

  • интерактивная доска,
  • компьютеры учителя и учеников.

программные:

  • MS Excel;
  • SMART Notebook.

План урока (45 мин):

  1. Установочный момент (5 мин.)
  2. Повторение. Блиц-опрос (12 мин.)
  3. Игра (23 мин.)
  4. Задание 1 (8 мин.)
  5. Задание 2 (15 мин.)
  6. Подведение итогов. Рефлексия (5 мин.)

Ход урока

I. Установочный момент

Учитель здоровается с учениками, сообщает тему и цели урока.

Учитель:

- Сегодня мы с вами повторим основные положения темы “Информационные процессы”, а также проведем игру.

II. Повторение

Блиц-опрос.

Учитель задает вопросы. Ученики по одному отвечают.

- Что такое информационный процесс?

- Информационный процесс - процесс получения, создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и использования информации.

- Что такое носитель информации? Приведите примеры.

- Носитель информации - любой объект, содержащий информацию, способный достаточно длительное время сохранять в своей структуре занесённую в него информацию. Камень, дерево, бумага, металл, пластмассы.

- Что такое источник, приемник информации и информационный канал?

- Источник информации - устройство, отправляющее информацию.

- Приемник информации - устройство, получающее информацию.

- Информационный канал – то, по чему передается информация.

- Что такое кодирование?

- Кодирование - процесс преобразования информации из одной символьной информации в другую.

- Назовите основные информационные процессы.

- Хранение, обработка, передача информации.

Учитель:

- Теперь разделитесь на три группы.

Ребята делятся на группы по желанию, но учитель следит за тем, что бы в одной группе не оказались все сильные или все слабые ученики. Ученики рассаживаются так, чтобы все члены одной команды находились рядом друг с другом.

После этого участники каждой группы выбирают капитана и придумывают название команды.

III. Игра

Учитель:

- Итак, приступим к игре.

“В мире информационных процессов”

Учитель включает интерактивную доску и поочередно демонстрирует ребусы. Участники групп могут советоваться между собой, когда решение принято, капитан команды поднимает руку, говорит ответ и объясняет решение. Если ответ неверный, то отвечают капитаны других команд.

Задание 1. Какие носители информации зашифрованы в ребусах? (Приложение 1)

Критерии оценки: за каждый верный ответ команда получает 2 балла. Максимально возможное число баллов за конкурс – 8.

Учитель заносит результаты в таблицу Excel у себя на компьютере (Приложение 3).

Далее учитель предлагает каждой группе занять по одному компьютеру, открыть файл “Кроссворд.xls” на рабочем столе, и приступить к разгадыванию кроссворда. По мере вписывания правильных слов, в строке “Вы получили _ баллов” отображается количество набранных баллов, что равно количеству угаданных слов.

Задание 2. Кроссворд “Основные понятия темы “Информационные процессы” (Приложение 2).

Критерии оценки: за каждое угаданное слово команда получает 1 балл. Максимальное количество баллов – 10. Выполнение задания прекращается, как только одна из команд набирает 10 баллов.

Учитель заносит результаты в таблицу Excel у себя на компьютере (Приложение 3).

IV. Подведение итогов. Рефлексия

С помощью таблицы подсчитывается общее количество баллов (Приложение 3).

Участники команды, набравшей наибольшее количество баллов, получают оценки 5. Участники команды, оказавшейся на втором месте, по желанию получают оценки 4.

Учитель с учащимися обсуждают проведенную игру. Учитель спрашивает у ребят, какое из заданий им больше понравилось, какое вызвало трудности.

Ответы

Задание 1: Какие носители информации зашифрованы в ребусах?

  1. папирус
  2. глина
  3. дискета
  4. блокнот

Задание 2. Кроссворд “Основные понятия темы “Информационные процессы”.

  1. источник
  2. носитель
  3. структурирование
  4. хранилище
  5. канал
  6. сортировка
  7. обработка
  8. кодирование
  9. оперативная
  10. приемник

Список литературы

1. Зубрилин, А.А. Игровой компонент в обучении информатике: Практикум. Ч. 1 [Текст] / А.А. Зубрилин. - Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2005. – 150 с.

2. Семакин, И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 176 с.

3. Угринович, Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Учебник для 8 класса. / Н.Д. Угринович. – 3-е изд., исправ. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 205 с.