Вводно-мотивационный этап
Цели урока:
Учащиеся должны знать:
понятия: информационный процесс, носитель
информации, кодирование, источник информации,
приемник информации, информационный канал;
уметь:
- приводить примеры различных носителей информации, алгоритмов обработки информации; процессов передачи информации;
- определять источник, приемник, используемые каналы передачи информации;
понимать:
- общую схему обработки информации.
Задачи урока:
образовательная:
- повторить основные понятия по теме “Информационные процессы”;
развивающая:
- развитие логического мышления и сообразительности;
воспитательная:
- воспитание аккуратности, внимательности, умения работать в коллективе.
Ядро содержания обучения:
- понятия “информационный процесс”, “носитель информации”, “кодирование”, “источник информации”, “приемник информации”, “информационный канал”.
Предварительная подготовка учащихся:
- знание основных понятий темы “Информационные процессы”;
- приводить примеры различных носителей информации, алгоритмов обработки информации; процессов передачи информации;
- определять источник, приемник, используемые каналы передачи информации.
Предварительная подготовка учителя:
- в программе SMART Notebook для интерактивной доски разработать ребусы, в которых зашифрованы носители информации;
- разработать кроссворд по основным понятиям темы “Информационные процессы”.
Дидактические основания урока
Методы обучения:
- репродуктивный,
- игровой.
Тип урока: урок закрепления знаний.
Формы учебной работы учащихся:
- фронтальная;
- групповая.
Средства обучения:
информационные:
- Семакин, И.Г. Информатика и ИКТ 8 [2];
- Угринович, Н.Д. Информатика и ИКТ 8 [3].
технические:
- интерактивная доска,
- компьютеры учителя и учеников.
программные:
- MS Excel;
- SMART Notebook.
План урока (45 мин):
- Установочный момент (5 мин.)
- Повторение. Блиц-опрос (12 мин.)
- Игра (23 мин.)
- Задание 1 (8 мин.)
- Задание 2 (15 мин.)
- Подведение итогов. Рефлексия (5 мин.)
Ход урока
I. Установочный момент
Учитель здоровается с учениками, сообщает тему и цели урока.
Учитель:
- Сегодня мы с вами повторим основные положения темы “Информационные процессы”, а также проведем игру.
II. Повторение
Блиц-опрос.
Учитель задает вопросы. Ученики по одному отвечают.
- Что такое информационный процесс?
- Информационный процесс - процесс получения, создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и использования информации.
- Что такое носитель информации? Приведите примеры.
- Носитель информации - любой объект, содержащий информацию, способный достаточно длительное время сохранять в своей структуре занесённую в него информацию. Камень, дерево, бумага, металл, пластмассы.
- Что такое источник, приемник информации и информационный канал?
- Источник информации - устройство, отправляющее информацию.
- Приемник информации - устройство, получающее информацию.
- Информационный канал – то, по чему передается информация.
- Что такое кодирование?
- Кодирование - процесс преобразования информации из одной символьной информации в другую.
- Назовите основные информационные процессы.
- Хранение, обработка, передача информации.
Учитель:
- Теперь разделитесь на три группы.
Ребята делятся на группы по желанию, но учитель следит за тем, что бы в одной группе не оказались все сильные или все слабые ученики. Ученики рассаживаются так, чтобы все члены одной команды находились рядом друг с другом.
После этого участники каждой группы выбирают капитана и придумывают название команды.
III. Игра
Учитель:
- Итак, приступим к игре.
“В мире информационных процессов”
Учитель включает интерактивную доску и поочередно демонстрирует ребусы. Участники групп могут советоваться между собой, когда решение принято, капитан команды поднимает руку, говорит ответ и объясняет решение. Если ответ неверный, то отвечают капитаны других команд.
Задание 1. Какие носители информации зашифрованы в ребусах? (Приложение 1)
Критерии оценки: за каждый верный ответ команда получает 2 балла. Максимально возможное число баллов за конкурс – 8.
Учитель заносит результаты в таблицу Excel у себя на компьютере (Приложение 3).
Далее учитель предлагает каждой группе занять по одному компьютеру, открыть файл “Кроссворд.xls” на рабочем столе, и приступить к разгадыванию кроссворда. По мере вписывания правильных слов, в строке “Вы получили _ баллов” отображается количество набранных баллов, что равно количеству угаданных слов.
Задание 2. Кроссворд “Основные понятия темы “Информационные процессы” (Приложение 2).
Критерии оценки: за каждое угаданное слово команда получает 1 балл. Максимальное количество баллов – 10. Выполнение задания прекращается, как только одна из команд набирает 10 баллов.
Учитель заносит результаты в таблицу Excel у себя на компьютере (Приложение 3).
IV. Подведение итогов. Рефлексия
С помощью таблицы подсчитывается общее количество баллов (Приложение 3).
Участники команды, набравшей наибольшее количество баллов, получают оценки 5. Участники команды, оказавшейся на втором месте, по желанию получают оценки 4.
Учитель с учащимися обсуждают проведенную игру. Учитель спрашивает у ребят, какое из заданий им больше понравилось, какое вызвало трудности.
Ответы
Задание 1: Какие носители информации зашифрованы в ребусах?
- папирус
- глина
- дискета
- блокнот
Задание 2. Кроссворд “Основные понятия темы “Информационные процессы”.
- источник
- носитель
- структурирование
- хранилище
- канал
- сортировка
- обработка
- кодирование
- оперативная
- приемник
Список литературы
1. Зубрилин, А.А. Игровой компонент в обучении информатике: Практикум. Ч. 1 [Текст] / А.А. Зубрилин. - Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2005. – 150 с.
2. Семакин, И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 176 с.
3. Угринович, Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Учебник для 8 класса. / Н.Д. Угринович. – 3-е изд., исправ. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 205 с.