Основные подходы к управлению качеством в образовательной организации

Разделы: Администрирование школы


В настоящее время образовательные организации используют следующие основные принципы известной системы тотального управления качеством (TQM):

– активное руководство качеством со стороны администрации образовательной организации;
– организация деятельности образовательной организации на основе запросов работодателей и реакций общества;
– выбор стратегии и политики в области качества, направленных на постоянное совершенствование и достижение результатов, обеспечивающих стабильную работу образовательной организации;
– создание систем качества с учетом рекомендаций международных стандартов, дополненных опытом лучших образовательных организаций;
– непрерывное повышение квалификации персонала и вовлечение его в работу по улучшению качества предоставляемых образовательных услуг;
– обеспечение необходимыми ресурсами с минимальными запасами и рациональное их использование;
– информационно-аналитическое обеспечение работ в области качества;
– эффективное управление всеми процессами, происходящими в школе;
– внедрение сертификации образовательных услуг и систем качества, отслеживание и выполнение действующего законодательства в область качества.

Главными ресурсами образования считаются дидактически организованное знание (компонент содержания образования), учебная и научная литература, лабораторное, компьютерное и другое материально-техническое оснащение, фонды, финансы, кадры. К потенциалу образовательной организации отнесены экономический, кадровый, учебно-методический (знаниево-информационный), технологический (материально-технический), научный, педагогический, образовательный, управленческий, метрологический (квалиметрический) и другие потенциалы.

В целом анализ различных моделей систем управления качеством показал, что технологические решения управления качеством в образовательной организации необходимо ориентировать на:
– разработку миссии и стратегии развития образовательной организации;
– создание новой динамичной организационной структуры управления, включающей определение компонентов этой структуры и их положения относительно друг друга, установление взаимосвязи компонентов и обеспечение реализации «развивающей» стратегии и взаимодействия;
– переход от субординационного принципа организации управления на доминирование организации горизонтального координационного типа, объединяющей равноправные и равнозависимые компоненты на базе самоорганизации и саморазвития;
– оптимальное сочетание функционально-линейных структур управления качеством с ситуационным подходом к управлению;
– обеспечение целостности функций управления в рамках управленческого цикла;
– адресность управляющих воздействий, определение объектов и субъектов управления, четкое разграничение полномочий, прав, обязанностей и ответственности субъектов управления;
– усиление элементов мониторинга, анализа и оценки результатов образовательного процесса, построение обоснованных критериев и показателей оценки;
– сочетание различных видов материальной и социальной мотивации, а также и волевого управления, организационного воздействия, экономических, воспитательных, организационно-распорядительных, психолого-педагогических методов управления.

С точки зрения управления качеством в образовательной организации учебный процесс стал настолько многофакторным и многоплановым, что частными, автономными мерами существенно повысить его качество невозможно. Он представляет собой воплощение многих идей, в частности:

1) эффективность (качество) обучения и воспитания можно достичь при реализации стратегии оптимизации самого учебно-воспитательного процесса и его элементов;

2) стратегия оптимизации учебно-воспитательного процесса осуществляется по определенным педагогически ориентированным критериям (учет конкретных условий обучения и воспитания, уровень реальных учебных возможностей обучающихся, оптимальные нормы времен» и т.д.;

3) оптимизация учебного процесса возможна при управлении им как единством учения и преподавания, системой закономерностей, принципов, содержания, форм и методов, внутренних и внешних условий обучения и др.

Значимым для формирования системы управления качеством в образовательных организациях является положение о том, что эффективность реализации программ обеспечивается мобилизацией всего необходимого для этого потенциала, включающего в себя кадры, информационные массивы, технологии, материально-техническую базу, финансовые средства, организационные структуры и другие ресурсы.

Важнейшими методологическими принципами управления качеством следует считать:

1) ориентацию на конечные цели на всех промежуточных этапах обучения;
2) организацию процесса обучения на основе положений программно-целевого метода;
3) обеспечение на всех этапах реализации условий для управляемой самостоятельной работы гимназистов.

Управление качеством можно осуществлять с учетом следующих принципов:

1) ориентация всей деятельности учебного заведения на удовлетворение потребителей образовательных услуг;
2) непрерывное совершенствование учебного процесса и деятельности в области качества образования;
3) реализация стратегии непрерывного совершенствования отношений и практики управления образовательной организацией;
4) участие всего персонала учебного заведения в решении проблем качества («качество - дело каждого»);
5) смещение центра тяжести усилий в сфере качества в сторону человеческих ресурсов;
6) обеспечение качества образования как непрерывного процесса, когда качество конечного объекта является следствием его достижения на всех предшествующих этапах данного процесса;
7) принятие решений на основе объективной, точно известной информации;
8) самооценка ответственности за оценку своей деятельности;
9) выбор индивидуальных методов работы.

Формирование системы менеджмента качества в учебном заведении определяется следующими, характерными для нее, чертами:

– четко сформулированная цель образовательной организации в области качества (стратегия и политика организации в области качества);
– организационная структура управления качеством в образовательной организации, предполагающая создание специализированного подразделения по управлению качеством, уполномоченных и ответственных лиц;
– взаимодействие специализированного подразделения с другими подразделениями организации, степень этого взаимодействия;
– границы возможного влияния системы менеджмента качества на качество предоставляемой образовательной услуги (на всех этапах жизненного цикла товара, услуги) и развитие организации в целом.

Оценив методы, подходы и принципы управления качеством в образовательных организациях, можно сделать следующие выводы:

– Методы и подходы управления качеством формируются на основе идей концепции управления социальными системами вообще и управления образовательными организациями в частности.
– В современных подходах к созданию систем управления качеством образования проявляется тенденция комплексной реализации идей программно-целевого управления и методов, ориентированных на управление процессуальной стороной образовательного процесса.
– Значительное влияние в управлении образовательными организациями приобретает тотальное (всеобщее) управление качеством, позволяющее системно и целостно охватывать управление качеством всех сторон деятельности таких организаций.
– При решении проблем управления образовательными организациями вообще и в частности управления в них качеством целесообразно (в зависимости от вида и сложности решаемых задач) использовать их комплексно.
– Применительно к образовательным организациям базисная методология подходов к управлению качеством, предлагаемая современными российскими и зарубежными учеными и практиками, в целом совпадает с общепринятыми принципами управления качеством.

Целесообразно отметить, что управление качеством образования через управление качеством компонентов образовательного процесса имеет широкую перспективу развития. В частности, в этом направлении просматриваются следующие стратегии:

– выделение ведущих сторон образовательного процесса, которые непосредственно влияют на знания, умения и способности личности и регулирование качества этих сторон;
– определение структурных элементов образовательного процесса и обеспечение качества каждого элемента;
– изменение структуры и стратегии учебного процесса;
– применение в управлении современных информационных средств и технологий и др.