В настоящее время образовательные организации используют следующие основные принципы известной системы тотального управления качеством (TQM):
– активное руководство качеством со стороны
администрации образовательной организации;
– организация деятельности образовательной
организации на основе запросов работодателей и
реакций общества;
– выбор стратегии и политики в области качества,
направленных на постоянное совершенствование и
достижение результатов, обеспечивающих
стабильную работу образовательной организации;
– создание систем качества с учетом
рекомендаций международных стандартов,
дополненных опытом лучших образовательных
организаций;
– непрерывное повышение квалификации персонала
и вовлечение его в работу по улучшению качества
предоставляемых образовательных услуг;
– обеспечение необходимыми ресурсами с
минимальными запасами и рациональное их
использование;
– информационно-аналитическое обеспечение
работ в области качества;
– эффективное управление всеми процессами,
происходящими в школе;
– внедрение сертификации образовательных услуг
и систем качества, отслеживание и выполнение
действующего законодательства в область
качества.
Главными ресурсами образования считаются дидактически организованное знание (компонент содержания образования), учебная и научная литература, лабораторное, компьютерное и другое материально-техническое оснащение, фонды, финансы, кадры. К потенциалу образовательной организации отнесены экономический, кадровый, учебно-методический (знаниево-информационный), технологический (материально-технический), научный, педагогический, образовательный, управленческий, метрологический (квалиметрический) и другие потенциалы.
В целом анализ различных моделей систем
управления качеством показал, что
технологические решения управления качеством в
образовательной организации необходимо
ориентировать на:
– разработку миссии и стратегии развития
образовательной организации;
– создание новой динамичной организационной
структуры управления, включающей определение
компонентов этой структуры и их положения
относительно друг друга, установление
взаимосвязи компонентов и обеспечение
реализации «развивающей» стратегии и
взаимодействия;
– переход от субординационного принципа
организации управления на доминирование
организации горизонтального координационного
типа, объединяющей равноправные и
равнозависимые компоненты на базе
самоорганизации и саморазвития;
– оптимальное сочетание функционально-линейных
структур управления качеством с ситуационным
подходом к управлению;
– обеспечение целостности функций управления в
рамках управленческого цикла;
– адресность управляющих воздействий,
определение объектов и субъектов управления,
четкое разграничение полномочий, прав,
обязанностей и ответственности субъектов
управления;
– усиление элементов мониторинга, анализа и
оценки результатов образовательного процесса,
построение обоснованных критериев и показателей
оценки;
– сочетание различных видов материальной и
социальной мотивации, а также и волевого
управления, организационного воздействия,
экономических, воспитательных,
организационно-распорядительных,
психолого-педагогических методов управления.
С точки зрения управления качеством в образовательной организации учебный процесс стал настолько многофакторным и многоплановым, что частными, автономными мерами существенно повысить его качество невозможно. Он представляет собой воплощение многих идей, в частности:
1) эффективность (качество) обучения и воспитания можно достичь при реализации стратегии оптимизации самого учебно-воспитательного процесса и его элементов;
2) стратегия оптимизации учебно-воспитательного процесса осуществляется по определенным педагогически ориентированным критериям (учет конкретных условий обучения и воспитания, уровень реальных учебных возможностей обучающихся, оптимальные нормы времен» и т.д.;
3) оптимизация учебного процесса возможна при управлении им как единством учения и преподавания, системой закономерностей, принципов, содержания, форм и методов, внутренних и внешних условий обучения и др.
Значимым для формирования системы управления качеством в образовательных организациях является положение о том, что эффективность реализации программ обеспечивается мобилизацией всего необходимого для этого потенциала, включающего в себя кадры, информационные массивы, технологии, материально-техническую базу, финансовые средства, организационные структуры и другие ресурсы.
Важнейшими методологическими принципами управления качеством следует считать:
1) ориентацию на конечные цели на всех
промежуточных этапах обучения;
2) организацию процесса обучения на основе
положений программно-целевого метода;
3) обеспечение на всех этапах реализации условий
для управляемой самостоятельной работы
гимназистов.
Управление качеством можно осуществлять с учетом следующих принципов:
1) ориентация всей деятельности учебного
заведения на удовлетворение потребителей
образовательных услуг;
2) непрерывное совершенствование учебного
процесса и деятельности в области качества
образования;
3) реализация стратегии непрерывного
совершенствования отношений и практики
управления образовательной организацией;
4) участие всего персонала учебного заведения в
решении проблем качества («качество - дело
каждого»);
5) смещение центра тяжести усилий в сфере
качества в сторону человеческих ресурсов;
6) обеспечение качества образования как
непрерывного процесса, когда качество конечного
объекта является следствием его достижения на
всех предшествующих этапах данного процесса;
7) принятие решений на основе объективной, точно
известной информации;
8) самооценка ответственности за оценку своей
деятельности;
9) выбор индивидуальных методов работы.
Формирование системы менеджмента качества в учебном заведении определяется следующими, характерными для нее, чертами:
– четко сформулированная цель образовательной
организации в области качества (стратегия и
политика организации в области качества);
– организационная структура управления
качеством в образовательной организации,
предполагающая создание специализированного
подразделения по управлению качеством,
уполномоченных и ответственных лиц;
– взаимодействие специализированного
подразделения с другими подразделениями
организации, степень этого взаимодействия;
– границы возможного влияния системы
менеджмента качества на качество
предоставляемой образовательной услуги (на всех
этапах жизненного цикла товара, услуги) и
развитие организации в целом.
Оценив методы, подходы и принципы управления качеством в образовательных организациях, можно сделать следующие выводы:
– Методы и подходы управления качеством
формируются на основе идей концепции управления
социальными системами вообще и управления
образовательными организациями в частности.
– В современных подходах к созданию систем
управления качеством образования проявляется
тенденция комплексной реализации идей
программно-целевого управления и методов,
ориентированных на управление процессуальной
стороной образовательного процесса.
– Значительное влияние в управлении
образовательными организациями приобретает
тотальное (всеобщее) управление качеством,
позволяющее системно и целостно охватывать
управление качеством всех сторон деятельности
таких организаций.
– При решении проблем управления
образовательными организациями вообще и в
частности управления в них качеством
целесообразно (в зависимости от вида и сложности
решаемых задач) использовать их комплексно.
– Применительно к образовательным организациям
базисная методология подходов к управлению
качеством, предлагаемая современными
российскими и зарубежными учеными и практиками,
в целом совпадает с общепринятыми принципами
управления качеством.
Целесообразно отметить, что управление качеством образования через управление качеством компонентов образовательного процесса имеет широкую перспективу развития. В частности, в этом направлении просматриваются следующие стратегии:
– выделение ведущих сторон образовательного
процесса, которые непосредственно влияют на
знания, умения и способности личности и
регулирование качества этих сторон;
– определение структурных элементов
образовательного процесса и обеспечение
качества каждого элемента;
– изменение структуры и стратегии учебного
процесса;
– применение в управлении современных
информационных средств и технологий и др.