Развитие письменности в Древнерусском государстве

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • продолжить знакомство с историей письменности и алфавита Древней Руси;
  • расширить представления обучающихся о школах в Древнерусском государстве.

Задачи:

  • продолжить формирование представлений обучающихся о жизни русского народа в Древнерусском государстве;
  • продолжить обучение умению наблюдать, строить предположения, высказывать собственную точку зрения;
  • продолжить развитие познавательного интереса к урокам истории;
  • воспитание патриотизма и любви к Отечеству;
  • способствовать формированию гордости за принадлежность к своему народу; развивать воссоздающее воображение, логическое мышление, речь учащихся.

Оборудование:

  • картина Б.М.Кустодиев «Школа в русском государстве»
  • картон, верхний слой которого покрыт пластилином
  • деревянные палочки, зубочистки

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Учитель: Пусть этот урок, проведенный совместными усилиями, позволит открыть много нового.

2. Актуализация полученных знаний

Учитель: История – процесс развития, её можно сравнить с неудержимым движением вперёд. Представьте, что мы с вами поднимаемся на корабль, способный путешествовать по «реке времени».Начнём мы наше путешествие с самых истоков этой реки.
Как называют время, в которое началась история нашей страны?
Какие века охватывает это время?
Почему именно с этим временем связано начало нашей истории? (Потому что было образовано первое государство. Признаки государства, как механизм управления обществом: правительство, законы, армия)

1 группа подготовила кроссворд «Повторение»

1. В 988 году великий князь Владимир Святославич повелел всем жителям Руси принять новую веру в единого Бога Иисуса Христа. Как называется вероисповедание?
2. Языческий бог домашнего скота.
3. В 882 году этот князь объединил большинство племён и возникло Древнерусское государство. Имя этого князя ?
4. Языческий бог ветра.

Разгадав кроссворд, учащиеся прочитывают ключевое слово.

– Как слово «археолог» связано с историей?

1 группа учащихся: Археолог – специалист по археологии. Археология – наука, изучающая быт и культуру древних народов по сохранившимся вещественным памятникам (посуде, украшениям и т.д.)

3. Совместное открытие знаний с учащимися

1 группа учащихся:

Сегодня нам представилась возможность «заглянуть» в древнерусскую школу. Но прежде возникает вопрос : «А когда же впервые появляются школы на Руси?» (Князь Владимир)
– Что вы знаете об этом князе? (Официальное крещение Руси, приказал собрать детей и обучить их школьной грамоте)
– Как вы думаете, что побудило пойти Владимира на этот поступок? (Начало школьного дела напрямую связано с распространением христианства на Руси, т. к. процесс образования и воспитания в духе православия мыслилось начинать с детских лет, чтобы с раннего возраста русичи постигали мудрость из святого писания)

Беседа с учащимися

– Чему же учили в древнерусских школах? («…грамоте учитися, книгам учитися, азбукам и всякому написанному святых книг слову»)
По всей видимости, с детьми учили только алфавит, с помощью которого те читали «святые книги». Гораздо позже к этому прибавились пение и счисление (математика). Возможно, вы удивитесь: «Зачем надо было учиться петь».
Ученые считают, что это связано с принятием христианства и необходимостью петь в церкви во время молитвы.
(Воспроизводится запись фрагмента церковного песнопения)
– Итак, представим себе, что мы на несколько минут оказались в древнерусской школе (картина Б.М.Кустодиев «Школа в русском государстве»).
– Как вы думаете, с чего началось обучение в школе? (С изучения азбуки)
Сл. азбука – глаголица и кириллица.

Выступление 2 группы учащихся:

Учёные обратили внимание на одну особенность древнерусского алфавита: буквы в нём связаны между собой по смыслу.
Например: Аз – я, Буки – буквы….

Продемонстрировать принцип разучивания (алфавит учили хором, нараспев).

4. Физминутка

5. Закрепление изученного материала

Практическая работа (письмо на досках). Письмо букв из глаголицы и кириллицы.

– Древнерусская школа учила детей быть послушными и покорными. Однако дети во все времена любят шалить. Однажды археологи, изучающие древности Великого Новгорода нашли кусочек бересты с написанными, вернее процарапанными в 2 ряда буквами. Это оказалась шутка-загадка, которую мы попробуем отгадать (работа парами).

Н В Ж П С Н Д М К З А Т С Ц Т
Е Е Я И А Е У А А А Х О Е И А

(Ключ к загадке: нужно читать по вертикали сначала букву первой строки, затем букву второй строки, и так до конца)

«..невежя писал, не думая сказал, а кто читает…»

– Напоминает известную детскую шутку «Кто писал не знаю, а я …читаю»

6. Подведение итогов. Рефлексия

– О чём же вы узнали в ходе нашего путешествия?
– Что вас удивило? Над чем вы задумались? Чему научились?

7. Домашнее задание

1 вариант – продолжить расшифровку древнерусского алфавита.

2 вариант – с помощью древнерусского алфавита написать собственное имя, отчество, фамилию.