Цели урока:
- продолжить знакомство с историей письменности и алфавита Древней Руси;
- расширить представления обучающихся о школах в Древнерусском государстве.
Задачи:
- продолжить формирование представлений обучающихся о жизни русского народа в Древнерусском государстве;
- продолжить обучение умению наблюдать, строить предположения, высказывать собственную точку зрения;
- продолжить развитие познавательного интереса к урокам истории;
- воспитание патриотизма и любви к Отечеству;
- способствовать формированию гордости за принадлежность к своему народу; развивать воссоздающее воображение, логическое мышление, речь учащихся.
Оборудование:
- картина Б.М.Кустодиев «Школа в русском государстве»
- картон, верхний слой которого покрыт пластилином
- деревянные палочки, зубочистки
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Учитель: Пусть этот урок, проведенный совместными усилиями, позволит открыть много нового.
2. Актуализация полученных знаний
Учитель: История – процесс развития,
её можно сравнить с неудержимым движением
вперёд. Представьте, что мы с вами поднимаемся на
корабль, способный путешествовать по «реке
времени».Начнём мы наше путешествие с самых
истоков этой реки.
Как называют время, в которое началась история
нашей страны?
Какие века охватывает это время?
Почему именно с этим временем связано начало
нашей истории? (Потому что было образовано
первое государство. Признаки государства, как
механизм управления обществом: правительство,
законы, армия)
1 группа подготовила кроссворд «Повторение»
1. В 988 году великий князь Владимир Святославич
повелел всем жителям Руси принять новую веру в
единого Бога Иисуса Христа. Как называется
вероисповедание?
2. Языческий бог домашнего скота.
3. В 882 году этот князь объединил большинство
племён и возникло Древнерусское государство. Имя
этого князя ?
4. Языческий бог ветра.
Разгадав кроссворд, учащиеся прочитывают ключевое слово.
– Как слово «археолог» связано с историей?
1 группа учащихся: Археолог – специалист по археологии. Археология – наука, изучающая быт и культуру древних народов по сохранившимся вещественным памятникам (посуде, украшениям и т.д.)
3. Совместное открытие знаний с учащимися
1 группа учащихся:
Сегодня нам представилась возможность
«заглянуть» в древнерусскую школу. Но прежде
возникает вопрос : «А когда же впервые появляются
школы на Руси?» (Князь Владимир)
– Что вы знаете об этом князе? (Официальное
крещение Руси, приказал собрать детей и обучить
их школьной грамоте)
– Как вы думаете, что побудило пойти Владимира на
этот поступок? (Начало школьного дела напрямую
связано с распространением христианства на Руси,
т. к. процесс образования и воспитания в духе
православия мыслилось начинать с детских лет,
чтобы с раннего возраста русичи постигали
мудрость из святого писания)
Беседа с учащимися
– Чему же учили в древнерусских школах? («…грамоте
учитися, книгам учитися, азбукам и всякому
написанному святых книг слову»)
По всей видимости, с детьми учили только алфавит,
с помощью которого те читали «святые книги».
Гораздо позже к этому прибавились пение и
счисление (математика). Возможно, вы удивитесь:
«Зачем надо было учиться петь».
Ученые считают, что это связано с принятием
христианства и необходимостью петь в церкви во
время молитвы.
(Воспроизводится запись фрагмента церковного
песнопения)
– Итак, представим себе, что мы на несколько
минут оказались в древнерусской школе (картина
Б.М.Кустодиев «Школа в русском государстве»).
– Как вы думаете, с чего началось обучение в
школе? (С изучения азбуки)
Сл. азбука – глаголица и кириллица.
Выступление 2 группы учащихся:
Учёные обратили внимание на одну особенность
древнерусского алфавита: буквы в нём связаны
между собой по смыслу.
Например: Аз – я, Буки – буквы….
Продемонстрировать принцип разучивания (алфавит учили хором, нараспев).
4. Физминутка
5. Закрепление изученного материала
Практическая работа (письмо на досках). Письмо букв из глаголицы и кириллицы.
– Древнерусская школа учила детей быть послушными и покорными. Однако дети во все времена любят шалить. Однажды археологи, изучающие древности Великого Новгорода нашли кусочек бересты с написанными, вернее процарапанными в 2 ряда буквами. Это оказалась шутка-загадка, которую мы попробуем отгадать (работа парами).
Н В Ж П С Н Д М К З А Т С Ц Т
Е Е Я И А Е У А А А Х О Е И А
(Ключ к загадке: нужно читать по вертикали сначала букву первой строки, затем букву второй строки, и так до конца)
«..невежя писал, не думая сказал, а кто читает…»
– Напоминает известную детскую шутку «Кто писал не знаю, а я …читаю»
6. Подведение итогов. Рефлексия
– О чём же вы узнали в ходе нашего путешествия?
– Что вас удивило? Над чем вы задумались? Чему
научились?
7. Домашнее задание
1 вариант – продолжить расшифровку древнерусского алфавита.
2 вариант – с помощью древнерусского алфавита написать собственное имя, отчество, фамилию.