Программа элективного курса "Совершенствуй свой английский"

Разделы: Иностранные языки


Пояснительная записка

Данный курс рассчитан на тех учащихся, которые проявляют интерес к английскому языку и желают углубить и расширить свои знания по этому предмету.

Цель элективного курса – обеспечить школьникам более высокий уровень владения устной речью, повысить уровень коммуникативной компетенции учащихся.

Задачи:

  1. Формировать устойчивую мотивацию изучения английского языка.
  2. Научить обучаемых использовать определенные речевые образцы в соответствующей ситуации общения.
  3. Формировать и развивать навыки диалогической и монологической речи.

Курс предполагает систематическое использование речевых ситуаций по темам, включенным в базовый курс и подтемам их углубляющим, а также серию упражнений по формированию навыков монологической и диалогической речи.

Курс ориентирован на формирование и развитие навыков устной речи. В рамках курса широко применяются коммуникативные (речевые) ситуации. Коммуникативные ситуации в разных сферах и видах общения далеко не одинаковы по своей текстовой «производительности», степени влияния на выбор темы, по глубине и характеру ее раскрытия, по другим параметрам речевого произведения.

В рамках данного курса широко используются УРС, а также элементы Европейского языкового портфеля для отслеживания развития коммуникативной компетенции обучаемых.

Предполагаемая программа предназначена для учащихся среднего звена общеобразовательной школы и рассчитана на 1 год обучения. Она рассчитана на 34 часа в год. Из них 10 часов по каждому разделу; 3 часа – зачетные; 1 час – резервный. (см. П1)

В рамках курса широко применяются коммуникативные (речевые) ситуации. Коммуникативные ситуации в разных сферах и видах общения далеко не одинаковы по своей текстовой «производительности», степени влияния на выбор темы, по глубине и характеру ее раскрытия, по другим параметрам речевого произведения.

В ходе обучения иностранному языку мы должны подготовить учащихся к общению на этом языке в различных жизненных обстоятельствах.

Ориентиром в организации обучения служат естественно-речевые ситуации (ЕРС). Эффективность обучения устной речи зависит от того, насколько велик удельный вес естественно-мотивированных высказываний учащихся, т.е. высказываний, в которых говорящий внутренне заинтересован. Такие выказывания характеризуются эмоциональным состоянием, качественно отличным от того, которым сопровождаются высказывания, «навязанные» преподавателем. Проблема заключается в том, как создать условия для естественно-мотивированных высказываний.

Основным средством обучения устной речи являются упражнения, закрепляющие необходимый языковой материал (конструкции, слова, выражения), и учебно-речевые ситуации (УРС), т.е. задания, моделирующие жизненные обстоятельства.

В нашей программе мы использовали ситуации, составленные согласно требованиям к УРС Г.В. Роговой:

  1. УРС по возможности должна быть адекватной реальной ситуации общения, в которой употребляется осваиваемое языковое явление.
  2. УРС должна быть предельно ясна учащимся. Это значит:
    - четко определена речевая задача (о чем спросить, что узнать у собеседника, о чем рассказать, что нужно доказать, уточнить, опровергнуть и т.п.);
    - учащиеся знают: то, что от них требуется они могут сделать, т.е. выполнение задания обеспечено конкретным языковым и речевым материалом, усваиваемым или усвоенным;
    - они знают, как нужно выполнить задание, какие средства нужны для его выполнения;
    - они знают, что общение будет проходить в благоприятных условиях при доброжелательном отношении партнеров друг к другу;
    - они знают, чему научатся, выполнив задание.
  3. УРС должна помогать воспитывать у школьников внимательное отношение к одноклассникам, «собеседникам в общении», чувство коллективизма.
  4. УРС должна стимулировать мотивацию учения, вызывать у школьника интерес к заданию и желание хорошо выполнить его.

Существует целый ряд способов создания УРС, которые можно свести к группам, где УРС создаются при помощи:

  1. словесного описания + коммуникативное задание;
  2. средств зрительной изобразительной наглядности + коммуникативное задание;
  3. средств слуховой наглядности + коммуникативное задание;
  4. средств зрительно-слуховой наглядности + коммуникативное задание.

Чтобы максимально приблизить УРС к условиям реального общения и, таким путем, наилучшим образом подготовить учащихся к возможным в их последующей жизни ЕРС, по-нашему мнению, необходимо определить основные черты реального общения. Анализ показывает, что таких черт три. Это:

  1. реальные жизненные обстоятельства;
  2. заинтересованность говорящих в содержании разговора (в получении информации);
  3. необходимость вести разговор на иностранном языке – иначе информация не может быть получена.

Итак, мы рассмотрели возможности создания на уроках ЕРС или приближающихся к ним УРС.

Основным средством развития устной речи служит система УРС. Реальные ситуации только дополняют их, составляя своего рода вкрапления. Но без них процесс обучения будет обеднен, лишен жизненной проверки достигнутых результатов.

Серия уроков из разработанного элективного курса с применением УРС приводится в приложении. (см. П 2)

Методические рекомендации по программе элективного курса «Совершенствуй свой английский»

  1. Основная задача вводного урока состоит в том, чтобы помочь учащимся поверить в свои силы и раскрыть перед ними широкие возможности методики. Следует обсудить с учащимися трудности овладения устной речью по иностранному языку и объяснить им, что атмосфера, приближенная к иноязычной потребует от них сконцентрированности, внимания, старания.
  2. Обучение устной речи происходит на базе специально подобранных текстов, диалогов, УРС.
  3. УРС должны формулироваться с акцентом на их смысловое содержание. Чтобы учебный процесс напоминал естественное общение, следует помнить о необходимости коммуникативной связанности заданий: переход от одного задания к другому должен быть логичным, плавным, незаметным.
  4. Учащимся, испытывающим личностные трудности при общении, следует предлагать УРС, в которых они ощущают наименьший дискомфорт.
  5. При распределении ролей УРС следует учитывать индивидуальные особенности учащихся, т.е. направленность их личности (экстравертированность, интровертированность). Экстравертам можно предлагать роли неторопливых персонажей. Интровертам – роли, имеющие яркие черты, роли активных в общении персонажей.
  6. При необходимости к заданиям речевых ситуаций можно добавить ключевые слова, которые послужат опорой для слабых учеников.
  7. Целесообразно при составлении диалогов, монологических высказываний, разыгрывании речевых ситуаций использовать необходимые атрибуты, создающие атмосферу естественности.
  8. В ходе диалога учащиеся закрепляют и лексический материал. Этапу закрепления материала должен предшествовать этап объяснения нового материала. Он может быть осуществлен в процессе простого чтения и повторения новых слов и речевых оборотов или в процессе прослушивания записанного на пленку диалога.

Приложение 1

Приложение 2