Урок развития речи "Рисуем словесные картины". 5-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 5


Количество часов: 2 урока (80 мин.).

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: интегрированный урок-исследование с элементами игры

Компоненты интеграции: русский язык, литература, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка.

Используемые технологии и методы: здоровьесберегающие (игровые, личностно ориентированные: дифференциация и индивидуализация, педагогика сотрудничества); информационно-коммуникационные, исследовательский и поисковый методы.

Цель урока: формировать универсальные учебные действия (личностные, регулятивные, общепознавательные, коммуникативные), умение составлять художественное описание

Задачи урока:

  • Образовательные: исследовать роль прилагательных в тексте, познакомить с изобразительными средствами создания образа в стихотворении – описанием природы,
  • Воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, формировать умение определять авторскую позицию и отстаивать собственное мнение.
  • Развивающие: развивать умение составлять художественное описание, применять знания, полученные ранее на уроках русского языка, литературы, изобразительного искусства, музыки, навыки анализа стихотворений о природе.

Оснащение урока

Доска: репродукции картин И.И. Левитана «Золотая осень» и В.Д. Поленова «Золотая осень», слова, которые помогут передать настроение; текст с пропущенными прилагательными, индивидуальное задание, зрительный диктант.

ТСО: медиапроектор, аудиозапись П.И. Чайковского «Осенняя песня» и песни «Танец осенних листочков» (слова Е. Макшанцевой, музыка П. Филиппенко)

Дидактический и раздаточный материал: раздаточный материал по русскому языку, рисунки учащихся, выполненные в цвете и графике, букетики из осенних листьев, поделки «Чудо-осень» (из природных материалов).

Ход урока

Содержание взаимодействия с учащимися СОТ
I. Организационный момент. Мотивация (2 мин.)
Учитель: Сегодня у нас не совсем обычный урок. Вы, наверное, это почувствовали, когда вошли в кабинет?
Ученики: В классе стало красиво. Похоже на праздник.
Учитель: Есть праздники у людей, есть праздники у природы. Есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды. О какой это поре?
Личностно-ориентированный подход
II. Актуализация опорных знаний, полученных ранее на уроках русского языка и литературы (7 мин.)
Ученики: Конечно, об осени! К нам в гости пришла Осень!
Учитель: Какие поговорки вы знаете об осени?
Дети: «Осень дождлива да сытна». «Осенью кисель да блины». «Осень – перемен восемь» и т.д.
Учитель: Продолжите, пожалуйста, предложение: «Осень бывает…
Дети: «…ранней, золотой, поздней. Осень приносит новую одежду деревьям, кустарникам. Красив и печален русский лес осенью.»
Учитель: – Почему красив? Почему печален? Сегодня на уроке вы найдете ответ на эти вопросы. Изменилось ли ваше настроение от встречи с осенью? Какое оно? Охарактеризуйте его. Помогут вам это сделать слова, которые записаны на доске.
Словарная работа
Учитель обращает внимание детей на доску, где среди репродукций и рисунков записаны слова, которые помогут передать настроение):
радость -
грусть -
нежность -
спокойно
весело – .
Образуйте от этих слов прилагательные и запишите.
Вы справитесь с этим заданием, ответив на вопросы «Лингвистической викторины».
Что называется прилагательным?
Какие грамматические признаки есть у прилагательных?
Каким членом предложения могут являться прилагательные
?
Учитель: Молодцы! Именно прилагательные «радостное», «грустное», «спокойное», «веселое» помогли вам передать ваше настроение от встречи с осенью.
Выполнив следующие задания, вы увидите, какова роль прилагательных в нашей речи.
Создание ситуации успеха


Частично-поисковый метод







Фронтальный опрос по материалу, изученному ранее
III. Подготовка к комментированному творческому списыванию (определение роли прилагательных) (2 мин.)
1. Текст с пропущенными прилагательными проецируется через медиапроектор. Задание для всего класса
Редко светит ____ со . нце. Стоят ненас . ные дни. Грус . но в эту пору в лесу. Но вот из-за_____ тучки выглянуло солнышко, и под его лучами заулыбалась _____ картина осени. (Устно)
Педагогика сотрудничества
IV. Формулировка темы урока. Постановка цели (5 мин.)
(Учащиеся высказывают предположения, учитель корректирует их)
Учитель: –
Чем этот текст напоминает вам ваши картины в графике? (Картины не имеют цвета, и в предложениях не хватает краски, здесь лишь перечисляются картины осени)
Учитель: – Сейчас мы вместе с вами найдём такие слова – волшебники, которые способны рисовать. Какие это части речи?
Учитель: – Теперь вы сможете, я уверена, выполнить творческое задание.
Творческое задание
выполняется коллективно письменно. (Смотри выше).
Физкультминутка (1 мин.) проводится под запись песни «Танец осенних листочков» (слова Е. Макшанцевой, музыка П. Филиппенко)
Формулировка темы урока и постановка цели осуществляется совместно с учениками в процессе деятельности
Мы листики осенние,
На веточках сидели. (Дети приседают.)
Дунул ветер – полетели. (Кружатся на носочках.)
И на землю тихо сели. (Приседают.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил (Кружатся на месте.)
И на землю опустил. (Приседают.)
V. Актуализация знаний, умений, навыков. Проверка лексико-орфографических навыков. (7 мин.)
Лексико-орфографическая работа (Индивидуальное задание на доске – 4 ученика)
Спишите, выделяя окончания и дополняя список прилагательных, которые сочетаются с данными существительными. Укажите, в каком падеже стоят прилагательные. От чего это зависит?
Воздух: свеж…(ученики дополняют морозный, прохладный, сухой, влажный)
Тучу: черн…(ученики дополняют сизую, лохматую, низкую, снежную)
Облаками: перисты …(ученики дополняют кучевыми, белыми, красивыми, густыми)
О погоде: великолепн …(ученики дополняют безветренной, чудесной, холодной.
Учитель: – Мы выполнили с вами очень интересную работу (зад. №1,2). Осмыслим её.
Подведем итог: выполняя эти 2 задания, мы определили роль прилагательных в нашей речи. Какова она?
Учитель
выступает в роли координатора, помогающего найти ответ.
Прилагательные, сливаясь с существительными, образуют целые понятия и рисуют картины. Не случайно прилагательные можно назвать словесной живописью, красками существительных. Советую обратить на это внимание, когда приступите к выполнению следующего задания.
Учитель: – Читая разные произведения, вы не раз встречались с описанием природы. Вспомним, какие замечательные авторы (писатели и поэты) являются мастерами словесного пейзажа. (Ученики отвечают)
Учитель: –
Я предлагаю уточнить, что такое словесный пейзаж. Откройте свой «Словарик читателя».
(Пейзаж – описание природы, т.е. словесное изображение, какого – либо явления действительности путём перечисления его характерных признаков.)
Индивидуализация и дифференциация






Допускается право на ошибку
VI. Мотивация на восприятие новых понятий, формирование умений (обеспечение осознанности формируемых знаний) (7 мин.)
1. Словарно-орфографическая работа с проверкой
Зрительный диктант
познакомит вас с пейзажем из стихотворения С.А. Есенина:
Закруж . лась листва з . лотая
(В) розоватой в . де на пруду,
Словно бабочек легкая стая
(С) замираньем летит на зв . зду.
2.Учитель:
– Вспомните, какие поэты и художники посвящали свои стихи этому замечательному времени года.
– Сегодня мы познакомимся с одним из стихотворений Ивана Алексеевича Бунина (на каждом столе лежит текст стихотворения).
– С каким настроением рассказывает автор об осени? Как вы думаете, часто ли меняется настроение?
Учитель: – Найдите в стихотворении прилагательные. Каким членом предложения они являются в этом тексте. (Определением). Подчеркните их.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пёстрою
стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой
Дети
отмечают прилагательные во всём стихотворении.
Использование ИКТ

Проверка правильности выполнения задания с помощью медиапроектора

Создание комфортной рабочей обстановки в процессе всего занятия
VII. Усвоение содержания нового материала (формирование навыков анализа текста, умения находить яркие определения-признаки (эпитеты) (25 мин.)
Учитель: – А теперь найдите в первой строфе самые яркие определения – признаки, с помощью которых автор описывает осенний лес.
Укажите их в тексте:
Дети:Слова расписной, лиловый, золотой, багряный являются признаками, которые создают яркий образ осеннего леса.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пёстрою
стеной
Стоит над светлою поляной.
Учитель: – Помните: лес сравнивается автором с теремом? Загляните в словарик, прочитайте значение этого слова. Ученик обращается к словарику, чтобы прочитать значение слов.
Словарик читателя (работа со словариком читателя):
Терем –
верхний жилой ярус хором (древнерусских больших жилых домов), сооружавшийся над сенями.
Учитель: – А почему терем расписной? Запишите свой ответ в тетради. (Ученик пишет ответ в тетради.)
Учитель: – Прочитайте ответ на этот вопрос, данный другим учеником. Прав ли он?
Учитель: – В начале стихотворения автор рисует лес. И он сравнивает его с теремом. Его расписала осень разными цветами красок: желто – золотыми, лиловыми, багряными.
Словарик читателя:
Расписной
расписной кистью, живописью, красками; пестрый.
Лиловый
светло-фиолетовый, сиреневый; смесь цветов розового и голубого, голубоватый, ало-голубой.
Багряныйбагровый, красный.
Учитель: А почему терем лиловый? Почему терем багряный? А теперь скажите, на какой вопрос отвечают все три слова: расписной, лиловый, багряный. Какой частью речи они являются? Каким членом предложения?
Учитель обобщает ответы детей, вводя новые понятия. В этом стихотворении Иван Бунин использовал особое изобразительное средство – художественное определение – эпитет. Запишите это определение.
Работа со словариком читателя
Эпитет –
художественное определение.
Учитель: Эпитет помогает автору выделить предмет, сделать его не похожим на другие. Устно укажите, где простое определение, а где эпитет в стихотворении И.А. Бунина
Учитель: Теперь вы знаете новое изобразительное средство – эпитет. Оно помогает авторам создавать образы природы. Теперь и вы сможете создавать свои тексты, в которых расскажите о природе, своем отношении к ней. И в этом вам поможет знание слов-художников: прилагательное как часть речи; определение как член предложения и эпитет как художественное определение.
Игра «Редакторы». Формирование речевой грамотности
Учитель:
Сейчас вы побываете в роли редакторов и художников.
Задание №1 (индивидуальное задание для сильного учащегося у доски)
Дорисуйте картину прилагательными.
Признак по цвет форма или оценка времени года размер
небо …цвета соблаками окутывало нассветом.
(Осеннее небо серебристого цвета с громадными облаками окутывало нас волшебным таинственным светом) Какие из этих прилагательных являются художественными определениями – эпитетами (еще раз повторить сведения о том, что не всякое определение – эпитет).
Задание №2 (для сильных учащихся)

По карточкам. Ученик заполняет пустоты и читает работу.
Учитель: А теперь почитай, пожалуйста, свою работу в классе. Спроси у ребят о том, верно ли выполнено задание.
Задание №3 (для менее сильных учащихся)
«Раскрасьте» ваш рисунок «Дождь в лесу» (выполнен в графике)
Детям предлагается нераспространенное предложение. Каждый из вышедших к доске учеников, может добавить только одно слово – определение
1. Идет дождь.
2. Идет мелкий дождь.
3. Идет мелкий, холодный дождь.
4. Идет мелкий, холодный, осенний дождь.
5. Осенью идет мелкий, осенний, холодный дождь.
Какие части речи вы добавили?
Какими членами предложения являются эти слова?
Какой недочет вы заметили в последнем предложении?
Задание №4 индивидуальное у доски – 1 ученик)
Вставьте пропущенные определения, выразив свое отношение к осени; продолжите текст (2 предложения); сделайте синтаксический разбор второго предложения.
1) Щедра ... осень!
2) Шуршат под ногами … монетки из … листьев. Учитель проверяет вместе с учащимися все задания.
Здоровьесберегающая зарядка для глаз (2мин.).
1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6 (повтор. 4-5р)
2. Посмотреть на переносицу и задержать взгляд на счёт 1-4. до усталости глаза не доводить, посмотреть вдаль на счет 5-6 (повт. 4-5 раз)
3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль, прямо на счет 1-6. (повтор. Влево, вправо, вниз, вверх) 4-5 раз.
4. Перенести взгляд на диагональ: направо – вверх, налево-вниз и наоборот – 4-5 раз.
Полное усвоение понятий












Дифференцированное задание



















Элементы игровой технологии









Дифференци-рованные задания












Релаксация.
Физкультминутка проходит под музыку.
VIII. Закрепление приобретённых знаний на основе нового материала. Использование знаний в новых условиях (12 мин.)
Развитие УУД через интеграцию литературы, русского языка живописи и музыки.
Учитель: А сейчас я предлагаю обратиться к другим произведениям. Это живописные картины художников, которые представляют образы осенней природы. Рассмотрим их внимательно!
1. Ученики рассматривают репродукции картин И.И. Левитана «Золотая осень», 1895, Третьяковская галерея; В.Д. Поленова «Золотая осень», 1893, Музей – заповедник в Тульской области (Презентация).
Учитель:
1)
Рассмотрите обе картины. Расскажите о том, какие изобразительные средства помогли художникам создать образ осени. Запишите свой ответ в тетради (Ученики пишут 2-3 предложения-ответа в тетради.)
2)
Какое настроение передаёт каждый художник в своей работе? Снова запишите свой ответ.
3) Вернитесь к стихотворению И. А. Бунина. Прочитайте его выразительно.
4)
Какие общие признаки можно найти между лирическим стихотворением – словесным произведением и живописным пейзажем – картиной художника?
Презентация.
Интеграция литературы, русского языка и живописи




2. Учитель:
1)
Прослушайте музыкальное сочинение Петра Ильича Чайковского «Осенняя песня». (Звучит аудио-фрагмент.)
2) Напиши 2-3 предложения о том, как композитор создаёт музыкальный образ осенней природы.
Интеграция литературы, русского языка и музыки.
IX. Подведение итогов. Контроль усвоения (7 мин.)
Учитель:Вот на такой красивой работе мы и закончим сегодня наш урок?
– Чему был посвящен наш урок? (В ответе на вопрос заключительной итоговой части урока ученики должны, отталкиваясь от названия, просмотреть ход урока, его задания).
Учитель: Сегодня на уроке мы «плели узор» из необыкновенных определений и повторяли грамматические признаки прилагательных…(продолжите мысль).
Учитель: Наш урок поможет тем, кто любит тайны русского языка, научиться, точнее, использовать прилагательные и тем самым делать свою речь более выразительной. Вот как много интересного открыла нам тема «Прилагательные»!
– Понравился ли вам наш урок? А чем именно? (Мы провели веселый и одновременно серьезный урок) Какую оценку вы бы поставили нашему уроку (детям)? Какие оценки вы поставили себе? Интересен ли был наш урок? Полезен?
Учитель:На этом наша встреча с лирическими стихотворениями, живописью, музыкой не заканчивается. Впереди нас ждет много интересного – и старого и нового. Я сегодня поняла, что среди вас много художников, чувствующих красоту слова. Уверена, что вы совершите еще много замечательных открытий... Присматривайтесь ко всему, что видите вокруг, внимательнее; будьте точны и избирательны в словах.
Проверка усвоения нового материала, умения применять знания в новых условиях
X. Домашнее задание. Комментирование задания с целью мотивации на новый уровень развития и приобретения УУД (3 мин.)
1. Подготовьте сочинение на тему «Осенняя сказка», используя знания, умения, полученные на уроке и словесные картины-зарисовки, сделанные в процессе выполнения задания. Можете предложить свою тему сочинения, связанную с материалом урока. Какую мысль вы хотите вложить в вашу работу? Это главное. У описания всегда есть цель: найти красоту в обыкновенном.
2. Нарисуйте иллюстрации к сочинению и поясните замысел работы: что вы хотите показать в них.
Интегрированное творческое задание. Возможность выбора индивидуального задания