Профилактика наркотической зависимости подростков

Разделы: Работа с родителями


Наркомания - бедствие более страшное, чем алкоголизм и табакокурение. Пристрастие к сильнодействуюшим наркотикам распространяется в России, как снежный ком. Если всего несколько лет назад количество наркоманов у нас исчислялось тысячами, то теперь счет пошел на миллионы. Даже официальная статистика заговорила о 10 миллионах наркозависимых. А сколько “неучтенных”! Ученые рассчитали: так повально пьянствовать, как у нас России осталось 20-30лет. Наркомания способна ускорить наступление необратимой катастрофы в 2-3 раза быстрее. В настоящее время отмечается увеличение объема негативных медико-социальных последствий наркомании. Это возросшая в 7-11 раз смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а также сопутствующих наркомании болезней: СПИДа, гепатита, туберкулеза и др. заболеваний. ВИЧ-инфекции зарегистрированы не только у подростков 11-14 лет, но и у младенцев, заразившихся от ВИЧ-инфицированных матерей, больных наркоманией. По данным международной статистики, весь круг заболеваний, связанных с наркоманией, дает около 10% всех смертей и 20% всех госпитализаций. В настоящее время около 40% госпитализаций в психиатрические клиники составляют подростки с девиантными формами поведения в сочетании с наркотизацией и токсикоманией. Таким образом, исходя из возрастных особенностей большинства наркозависимых, под угрозой фактически оказалось будущее страны. Государство, осознавая всю серьезность проблемы, не остается в стороне. В 2007 году финансирована программа по борьбе с наркотиками. Образовано 17 федеральных центров по подготовке специалистов по профилактике злоупотребления ПАВ.

Борьба с таким тяжким недугом это задача не только государства, но прежде всего наша - семейная и школьная. Существует такая легенда. Путник, идущий вдоль дороги, услышал отчаянные детские крики. Подбежав к берегу, он увидел тонущих в реке детей и бросился их спасать. Заметив проходящего мимо человека, он стал звать его на помощь. Тот стал помогать тем, кто еще держался на плаву. Увидев третьего путника, они позвали его на помощь. Но он ускорил шаги, не обращая на них внимание.

- Разве тебе безразлична судьба детей? - спросили спасатели. Третий путник им ответил: - Я вижу, что вы вдвоем пока справляетесь. Я добегу до поворота, узнаю, почему дети попадают в реку, и постараюсь это предотвратить. Эта притча иллюстрирует возможные подходы к решению проблемы наркомании. Можно спасать «тонущих» детей строя лечебницы, реабилитационные центры, воевать с наркодельцами. Заниматься этим должны, и занимаются профессионалы. Наша задача с вами – «добежать до поворота реки и не дать детям упасть в воду», то есть заниматься своим делом – профилактикой.

Неотъемлемой частью нашей с вами деятельностью в этом направлении является выяснение причин, толкающих подростка к неминуемой гибели. Наркотическая зависимость возникает не сразу, ей предшествует следующие модели поведения.

  1. Успокаивающая модель - один из наиболее распространенных вариантов применения психоактивных веществ и наркотиков с целью достижения душевного спокойствия у нерешительных, сомневающихся, мнительных. Постоянно встревоженных подростков, стремящихся таким образом уйти от неразрешимых (с их точки зрения) жизненных проблем. Привычка использовать наркотики угрожает стать постоянной формой бегства от реальности при малейших препятствиях на жизненном пути,
  2. Коммуникативная модель может возникнуть в связи с неудовлетворенными потребностями в общении, любви, доброжелательности. Прием психоактивных веществ создает в сознании подростков ложное ощущение более легкого и комфортного общения со сверстниками. Таким образом, преодолевается чувство замкнутости, стеснительности.       
  3. Активизирующая модель характеризует тех подростков, которые применяют наркотики с целью подъема жизненных сил, сниженного настроения, усиление активности. Прием наркотика может создать у подростков обманчивое впечатление прекрасной приспособленности.  
  4. Гедонистическая модель наблюдается тогда, когда употребление наркотиков используется для получения приятных ощущений психического и физического комфорта. Между тем эйфория длится считанные минуты, и для ее достижения будет требоваться все большая доза.
  5. Конформная модель выражается в стремлении подростков подражать, не отставать от сверстников, быть принятыми группой с помощью употребления психоактивных веществ.
  6. Компенсаторная модель определяется необходимостью компенсировать какую-то неполноценность личности, дисгармонию характера. У подростков, плохо переносящих конфликты в школе и дома, возникает наибольший риск привыкания к наркотикам как форме реагирования на любые жизненные проблемы.

Анализируя данные модели поведения можно понять, почему подросток начинает принимать наркотики.

Что же следует предпринимать нам, родителям чтобы искоренить все эти причины? Прежде всего - создание благоприятного климата в семье. Когда человеку не подходит климат, он начинает болеть, иногда приходится переехать в другое место. Психологический климат в семье имеет для подростка жизненно важное значение, а создаем этот климат мы, родители. Если этот климат становится невыносимым для ребенка деться ему некуда, родителей не сменишь, никуда не уедешь. Психика ребенка не выдерживает, он срывается в уличную тусовку, депрессию, алкоголь, наркотики. Старайтесь предотвращать конфликты между вами и детьми. Когда скандал разгорелся, сумейте остановиться, не кричите, не распускайтесь. Ведь ребенок может подумать, что вы его ненавидите. Он будет в отчаянии, а вы, оглохнув от собственного крика, его крика о помощи не услышите.

Но если беда все же случилась. Что делать? Разговаривайте с ребенком о наркотиках. Это первая ступень в помощи детям. Не читайте морали, не угрожайте - это может оттолкнуть . Учитесь слушать и понимать. Он должен знать, что вам интересна его жизнь. Верьте в его силы. Поддерживайте в ребенке самоуважение. Наркотик чаще всего находит жертвы среди тех, кто не сумел добиться уважения и самоуважения. Давайте советы, но не давите советами. Будьте честными в отношении своих чувств. Откровенно поговорите с ребенком о том, что вы чувствуете в ситуации, когда он ведет себя рискованно. Не наказывайте подростков, если они обратились к вам за помощью. Помогите им найти способ изменить их жизнь к лучшему.

«Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним»
(Швейцарский педагог Песталоцци).