Изменение подхода к формированию патриотического сознания учащихся: взгляд практика. Проект "Память поколений"

Разделы: История и обществознание


В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» 2011-2015 гг. сказано, что патриотизм должен стать «нравственной основой активной жизненной позиции граждан». Формирование патриотического сознания учащихся – одно из основных направлений деятельности учителя обществознания.

В своей работе с учащимися старших классов в современных условиях, на мой взгляд, необходимо несколько изменить подходы и сместить акценты. Хочу показать это на примере проекта «Память поколений», посвященного 65-летию Великой Победы, который прошел в нашем образовательном учреждении в 2009-2010 учебном году.

В любой школе России ежегодно проводятся мероприятия, посвященные Великой Отечественной войне. Но для современных детей – это очень далекое прошлое, с участниками и свидетелями этой войны они в большинстве своем не знакомы, а подвиги героев войны представляются им неким боевиком. Поэтому появилась идея в честь 65-летней годовщины организовать проект «Память поколений».

Проектная деятельность является современной, но достаточно распространенной технологией и оптимальной для наших учащихся с их дефицитом времени (тренировки, учебно-тренировочные сборы, соревнования). Я, как учитель обществознания и председатель МО классных руководителей, стала руководителем этого проекта (Приложение 1).

В плане работы над проектом подробно раскрыты все его этапы, определены участники и ответственные. Это достаточно типичный план и останавливаться на нем я не буду. Остановлюсь на воспитательных результатах.

В итоге длительной проектной деятельности (практически целый учебный год) ребятами был собран огромный материал по различным темам. То есть, практически каждый ученик сам приобщился к истории Великой Отечественной войны.

В течение учебного года было видно, как усиливается интерес к проблемам выбранной темы, изменялось и эмоциональное отношение учащихся к участникам войны. Последняя точка в этом проекте была поставлена на его закрытии. Мы провели два собрания: для учащихся 8-9 классов и 10-11 классов, на которых были показаны итоговые презентации (на первом презентация «Города герои») и награждены наиболее активные учащиеся и классы. Особенно хочу остановиться на презентации, подготовленной на основе материалов, собранных учащимися 10-х классов.

Конечно, эта презентация (Презентация) была отредактирована, подготовлены ученики озвучивающие её содержание (Приложение 2), но именно это и позволило достичь необходимых целей. Причем, этим прониклись и зрители, и ведущие.

Основная линия презентации была следующей (для усиления эмоционального воздействия в презентации использованы документальные кадры, видеоматериалы, музыка, песни, колокольный звон – у автора):

1 блок. Уроки истории – ужасы фашизма (что нес «новый порядок» Гитлера).

  • Сущность планов фашистской Германии относительно славянских народов, Санкт-Петербурга, территории СССР.
  • Ужасы фашизма.
  • Карательные операции (Хатынь)
  • Блокада Ленинграда
  • Холокост (концлагеря: Освенцим, Саласпилс, Бухенвальд).

2 блок. Нам дали жизнь наши деды и прадеды, которые победили фашизм.

  • Герои Советского Союза.

То есть, 1 блок: сущность фашизма – угроза, 2 блок – те, кто избавил нас от этой угрозы.

Таким образом, учащиеся делают выводы: фашизм – это страшно (очень актуально в современном Санкт-Петербурге), и живут они благодаря Великой Победе.

Такая логика привела к эмоциональному удару, так как каждый почувствовал, что Победа касается лично его. При некотором инфантилизме подрастающего поколения, их ориентированности на себя – это, на мой взгляд, единственный реальный путь достучаться до сердца каждого подростка, юноши, девушки. Только таким путем через личностно-ориентированный эмоциональный подход можно добиться необходимой рефлексии и достичь поставленных целей.