Огромный объем знаний, накопленный человечеством за тысячелетнюю историю, заставляет искать новые подходы к организации процесса обучения.
В настоящее время в области применения информационно-комуникационных технологий в образовании одним из ведущих направлений является использование компьютера в учебной деятельности.
Новые информационные технологии помогают найти естественный путь превращения обучающихся в активных участников учебного процесса, а педагогу помогают совершенствовать свой опыт и методику, совершенствуя тем самым учебный процесс. Использование электронных образовательных ресурсов помогает сделать урок интересным и увлекательным для учащихся, а также, дает больше возможностей педагогу при подготовке и проведении качественных занятий.
Поэтому, в рамках реализации программы "Дизайн кожи", встала задача совершенствования учебно-воспитательного процесса с активным использованием информационно-коммуникационных технологий. (Приложение 1). По разделам программы было разработано электронное пособие. Актуальность разработки данного электронного образовательного ресурса заключается в том, что оно:
- обеспечивает усвоение учащимися содержания учебного предмета, повышает уровень подготовки. Благодаря мультимедиа технологиям учебный материал представлен ярко и увлекательно в виде разнообразных носителей информации: текстов, иллюстраций, фотографий, что повышает мотивацию к творческой деятельности.
- позволяет не только выстраивать материал в виде последовательного изложения, но и создает возможность нелинейного перемещения между различными частями курса. Благодаря этому учащиеся могут устанавливать свою последовательность изучения тем, индивидуальный темп усвоения материала, имеют возможность самостоятельно приобретать знания. Все это способствует развитию познавательной активности, более полному усвоению учащимися учебной информации и индивидуализации обучения.
- осуществляет контролирующую функцию. В пособии используются тесты для самоконтроля. Хочется отметить, что тестирование с помощью компьютера более привлекательно для ученика, нежели традиционная контрольная работа или тест.
Создание пособия позволило связать весь накопленный материал воедино, что помогает более четко организовать учебный процесс.
Пособие создавалось с учётом рекомендаций по созданию и ведению школьных сайтов. Оно состоит из различных по назначению страниц. Это страницы универсального типа, где представлен теоретический материал, снимки, рисунки, схемы.
Страницы "фотоальбом" позволяют приблизить и рассмотреть выставленные фотографии работ воспитанников прошлых лет, а также страницы "Тесты".
Ссылки, сделанные на различные страницы, дают возможность легко ориентироваться в электронном пособии. Пункты меню имеют названия основных тем программы, причем в каждом меню, есть выпадающее подменю - страницы различных типов. Это может быть фотоальбом, где представлены фотографии работ по данной теме или тест для самоконтроля. В данном пособии используются тесты двух вариантов - выбор одного ответа из нескольких возможных и выбор нескольких ответов из нескольких возможных. Результаты теста появляются на экране после нажатия на "ответить". Если на какой-то вопрос учащийся дал неправильный ответ, он без труда может вернуться к теоретическому материалу, найти правильный ответ и снова пройти тест, тем самым, закрепив полученные знания.
При реализации образовательной программы одним из важнейших аспектов является диагностика знаний, умений и навыков воспитанников. Именно контроль в различных его формах и методах обеспечивает обратную связь, которая является важнейшим источником информации, как для педагога, (можно проанализировать, как учащиеся поняли ту или иную тему, надо ли упростить или усложнить программу), так и для учащегося (который может увидеть, где необходимо улучшиться).
Регулярное отслеживание результатов является своеобразным стимулированием и побуждением к достижению больших результатов.
На этом этапе особое внимание уделяется компьютерной диагностике. В связи с этим разработаны диагностические тесты текущего контроля по основным темам программы, которые входят в состав электронного пособия, а также тесты итогового контроля I и II годов обучения, для их создания использована программа Му Теst.
Хочется отметить, что тестирование с помощью компьютера более привлекательно для ученика, нежели традиционная контрольная работа или тест.
Для проведения практических занятий по составлению хакасских узоров и орнамента используется программа Paint.
Помимо образовательных достижений одной из задач программы является формирование всесторонне развитой личности. Поэтому в рамках учебной программы осуществляется психолого-педагогическая диагностика, для этого разработаны компьютерные тесты: "Выявление уровня самооценки учащихся", "Изучение социализированности", "Выявление коммуникативных склонностей", "Творческая направленность". Все это позволяет осуществить диагностику динамики развития личности, поддержку и стимулирование творческих способностей, создать комфортные условия для обучения, выбрать наиболее оптимальные формы и методы обучения.
Использование электронных образовательных ресурсов дает ряд существенных преимуществ:
- повышает мотивацию обучающихся к творческой деятельности;
- дает возможность самостоятельного исследования и открытия новых знаний;
- благодаря большому количеству наглядных пособий легко усваивается пройденный материал;
- дает возможность индивидуализировать обучение;
- повышает уровень подготовки обучающихся, благодаря постоянно обновляемому учебному материалу;
- дает возможность проводить контроль и самоконтроль, с целью определения уровня полученных знаний
- дает возможность добавлять, систематизировать, обобщать учебный материал;
- помогает осуществлять психолого-педагогическую диагностику обучающихся;
- делает процесс обучения более разнообразным и интенсивным посредством интеграции.
Таким образом, использование электронных образовательных ресурсов в процессе реализации программы "Дизайн кожи" открывает перед учащимися огромные творческие возможности, способствует разностороннему развитию личности, активизации познавательной активности, формированию основ информационной культуры, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире.