Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка с ЗПР

Разделы: Работа с дошкольниками


В настоящее время одним из приоритетных направлений деятельности не только МБДУ “Детский сад № 97 “Светлица”, но и Министерства образования РФ, Министерства труда и социального развития РФ являются проблемы воспитания, обучения и социализации детей с задержкой психического развития.

Дети с задержкой психического развития – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения: “дети с проблемами”, “дети с особыми нуждами”, “нетипичные дети”, “дети с трудностями в обучении”, “аномальные дети”, “исключительные дети”. таким образом, детьми с задержкой психического развития можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном коррекционном обучении и воспитании.

В нашем ДОУ обучение и воспитание детей с задержкой психического развития осуществляется квалифицированными специалистами – учителем–дефектологом, педагогом психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию.

Музыкально-ритмические занятия имеют большое значение для детей с задержкой психического развития. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно-психического склада, эмоционально-волевая и личностная незрелость, своеобразие деятельности и поведения, особенности двигательной и психической сферы хорошо поддаются коррекции специфическими средствами воздействия на ребенка, свойственными ритмике. Сущность коррекционной ритмики состоит в коррекции и развитии высших психических функций, средствами музыки и специальных двигательных и психокоррекционных упражнений.

Музыка, как одна из наиболее распространенных и доступных форм искусства, оказывает глубокое эстетическое воздействие на детей с задержкой психического развития. посредством музыки можно передать целую гамму чувств и настроений. Воздействуя на детей она обогащает их умение глубоко и эмоционально воспринимать окружающее, расширяет их жизненный опыт, активизирует потенциальные возможности ребенка в музыкальной деятельности и творчестве.

Доказано, что мажорная музыка увеличивает работоспособность мышц, ускоряет и усиливает выделение пищеварительных соков, влияет на ритмы дыхания и сердцебиения, а при спокойной мелодии дыхание становится более глубоким и равномерным, гармоничные созвучия замедляют пульс. Минорная музыка полезна при гипертонической болезни, язвенной болезни желудка, бронхиальной астме, неврастении с чувством нервного перенапряжения, головных болях. правильно подобранная музыка устраняет ощущение страха, злости, сожаления, ненависти, снимает раздражение, нервное напряжение, активизирует мыслительные процессы и повышает работоспособность. Наш помощник – музыка – а следствие – занятия коррекционной ритмикой.

Характерные для детей с задержкой психического развития особенности нервно-психического склада, своеобразие деятельности, поведения и личностных реакций, эмоционально-волевая незрелость хорошо поддаются коррекции. Специфические средства воздействия на обучающихся, свойственные музыке, способствуют общему разностороннему развитию дошкольников, преодолению отклонений в психическом и в физическом развитии. Овладевая разнообразными движениями на музыкальных занятиях, дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается мышечное чувство, пространственная ориентировка и координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус. Музыкально-ритмическая деятельность способствуют формированию четкости, точности, движений, что положительно сказывается на учебной деятельности дошкольников.

Таким образом, коррекционная ритмика является эффективной и адекватной формой проведения занятия при работе с детьми с задержкой психического развития, построенного на сочетании музыки, движения и слова.

На основе занятий по коррекционной ритмике, совместно с учителем – дефектологом, педагогом психологом и музыкальным руководителем на базе компенсирующей группы детей с ЗПР “Сударушка” создана детско-родительская студия “Мы рады друг другу”.

Положение о студии “мы рады друг другу”.

Общие положения.

Настоящее положения разработано для детей с ЗПР группы “Сударушка” ИБДОУ “Ддетский сад № 97 “Светлица” в соответствии с законом РФ “Об образовании (ст. 18, 52), семейным кодексом (ст. 12), Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Уставом учреждения.

Студия “Мы рады друг другу” – объединение детей с ЗПР и родителей под руководством группы педагогов, имеет консультативно-обучающий принцип организации работы с родителями воспитанников ДОУ.

Срок данного положения действует в течении работы Студии для родителей “мы рады друг другу” (далее Студия).

Цели и задачи Студии.

Цель работы Студии: гармонизация личности ребенка с ЗПР посредством коррекционной ритмики.

Основными задачами Студии являются: улучшение обще-эмоционального состояния детей; улучшение исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений); знакомство родителей воспитанников с образцами классической музыки, в этом ключе развитие понимания родителями важной роли классической музыки в полноценном развитии ребенка.

1. Условия реализации работы Студии.

1.1. Занятия Студии проводятся 1 раз в месяц музыкальным руководителем совместно со специалистами ДОУ.

1.2. День и время проведения занятий назначаются по договоренности сторон в помещении ДОУ.

1.3. Формы проведения мероприятий студии: занятия, праздники и развлечения, консультации для родителей и воспитателей

1.4. Материалы мероприятий и обсуждаемые вопросы оформляются в виде информационных листов, рекомендаций на стенде для родителей и в папке “Для Вас, родители”.

2. Права участников Студии.

2.1. Коллектив участников Студии – родители воспитанников группы – имеют право: добровольно входить и выходить из Студии, вносить предложения по изменению графика работы Студии, участвовать в мероприятиях Студии.

2.2. Каждый участник студии имеет право:

Посещать и принимать участие в совместных мероприятиях с детьми на занятиях студии “Мы рады друг другу”, получить индивидуально консультацию психолога, учителя – дефектолога по имеющимся вопросам и проблемам развития ребенка с ЗЛР, получить консультацию музыкального руководителя по музыкальному развитию детей с ЗПР.

Познакомиться с образцами классической музыки и формами организации слушания музыки дома посредством наработанных практических материалов руководителями и участниками Студии.

3. Обязанности участников Студии.

Родители обязаны посещать мероприятия Студии и принимать активное участие в ее работе.

4. Обязанности руководителей Студии.

4.1.  Своевременно предоставлять устную и наглядную информацию членам Студии о тематике, содержании и дате проведения мероприятий.

4.2. Предоставлять возможность членам Студии участвовать в работе Студии, совместных мероприятиях с детьми в ДОУ.

Прспективный план студии “мы рады друг другу”.

Месяц Задачи Содержание работы Результат работы
Октябрь Коррекционная работа средствами музыкально – ритмических движений (регуляция мышечного тонуса, снятие локальных зажимов, произвольность психических процессов и т. д.) Интеграция трех видов музыкальной деятельности:
восприятие музыки.

Движения под музыку.

Игра на ДМИ.

Диагностика музыкальных способностей детей с ЗПР на начало учебного года.

Консультация для родителей
“Что такое музыка?”

Ноябрь Развитие навыков межличностного общения, коммуникативных функций и способностей Занятия с детьми направлены на:
формирование навыков адекватного общения со сверстниками, умение сопереживать, сочувствовать.
Игровой вечер с родителями “У Осени в гостях”.
Декабрь Музыкотерапия, как вспомогательное средство, облегчающие эмоциональное реагирование в процессе коррекционной работы. Прослушивание музыкальных произведений; пение песен; ритмические движения под музыку; сочетание музыки и изодеятельности. Консультации для родителей и воспитателей “музыка и цвета”,
“ты откуда к нам пришел, дед мороз?”

Выставка детского рисунка “зимняя палитра”.

Участие детей в новогодних утренниках.

Январь Специальная коррекционная ориентация в традиционных занятиях с детьми совместно с учителем – дефектологом. Упражнения на коррекцию психических функций:
слухового восприятия,
переключение внимания, воображения
Тематическое занятие “Ритмический калейдоскоп”

Консультации для родителей и воспитателей
“Детские праздники”

Февраль Слушание, восприятие музыки, музицирование, как психологическая основа музыкальной деятельности Слушание классической музыки

(чайковского, грига, моцарта, баха, шопена, глинки и т. д.)

“Музыка души” – вечер с родителями, посвященный слушанию музыки.

Консультации для родителей и воспитателей “музыка души”

Март Способности строить позитивные взаимоотношения с окружающим миром, умение понимать своих сверстников, их чувства, настроения собственные переживания и управлять ими. Нормализация и гармонизация общения ребенка с окружающими в повседневной жизни.

Коммуникативные игры “здравствуйте”, “танец шляпы”, “у кого какая песня”, “ручеек” и т.д.

Участие детей в праздничном концерте посвященному – 8 марта.
Вечер хороводных игр “веселей детвора”.
Консультации для родителей и воспитателей
“Самая полезная музыка”.
Апрель Оптимизация тонуса, коррекция психических процессов(концентрация внимания, воображения) управление собственным телом, обучение релаксации. Совместная работа с учителем – психологом Создание консультативных центров для родителей “советы дефектолога”, “советы психолога”.

Диагностики музыкальных способностей детей с зпр на конец учебного года, отразить результаты в диагностических таблицах, диаграммах.

Участие детей в выпускном вечере.

Май Тренировка наблюдательности, развитие чувства темпа, ритма и времени, мыслительных способностей и фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты, развитие общей тонкой моторики. Подведение итогов года совместно с психологом и учителем – дефектологом МБДОУ. Презентация стенда “Мы рады друг другу”.

Благодаря совместной работе музыкального руководителя, учителя – дефектолога и психолога МБДОУ поставленные задачи были достигнуты и реализованы. дети с интересом участвовали в тематических развлечениях и праздниках. Активно откликнулись и родители. результатом работы стали: праздник, проведенный совместно с родителями “У Осени в гостях”, где дети принимали активное участие в играх, песнях, танцах. дети познакомились с временем года – осень, с особенностями этого времени года. Также была реализована выставка детского рисунка “зимняя палитра”, дети и родители под присмотром учителя – дефектолога и психолога МБДОУ рисовали “музыку”, действие оказалось очень ярким и интересным. Новогодний утренник, что может быть впечатляющее, дед мороз и снегурочка, да еще с хитрой гостей Лисой – плутовкой. в феврале состоялся вечер с родителями – “Музыка души” посвященный слушанию музыки. в марте месяце – традиционный праздник, посвященный международному женскому дню 8 Марта. Также совместно с родителями был проведен “Вечер хороводных игр”, дети играли в русские народные игры, пели , плясали, музицировали. Не безучастны, оставались и родители, которые с радостью участвовали в музыкальных номерах и восхищались своими детьми.

Завершением учебного года стало презентация стенда “Мы рады друг другу”, на стенде были продемонстрированы фотоматериалы, отзывы родителей, педагогов. Но самое главное – это те положительные эмоции детей, для которых это все придумано и воплощено в жизнь!

Литература:

  1. Касицына, М.А., Бородина И.Г. Коррекционная ритмика.
  2. Брусиловский Л.С., “Музыкотерапия: Руководство по психотерапии”, – м.,1968 г.