Цели и задачи:
- Показать роль М.В. Ломоносова в становлении русской науки.
- Выделить разносторонние направления научной деятельности М.В. Ломоносова.
- Показать актуальность Ломоносовских открытий, воспитание интереса к науке.
Оформление:
- Портрет М.В. Ломоносова
- Выставка книг о М.В. Ломоносове
- Портреты русских царей
- Иллюстрации
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
I. Организационный момент
Учитель знакомит с целями и задачами мероприятия. Класс делится на 2 команды. Вопросы задаются обеим командам. Командам предлагаются карточки с несколькими вариантами ответов. За каждый правильный ответ группа, ответившая правильно, получает жетон. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество жетонов.
II. Вводное слово учителя
Слова Белинского: «На берегах холодного моря, подобно северному сиянию. Блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление! Оно доказало собой, что человек есть человек во всяком состоянии и во всяком климате. Что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие не противопоставляет ему враждебная судьба, что, наконец, русский способен ко всему прекрасному и великому не менее всякого европейца»
III. Основная часть
Учитель задает вопросы командам.
1. Эти книги М.В. Ломоносов назвал «вратами своей учености». Он взял их с собой, уйдя из дома.
А) Жития святых
Б) книги С. Полоцкого
В) «Арифметику» Магницкого и «Грамматику» Смотрицкого
2. Внучка М.В. Ломоносова Софья Алексеевна вышла замуж за генерала, будущего героя Отечественной войны 1812 года. Именно он с двумя своими сыновьями 12 и 16 лет в начале войны показывал пример солдатам, идя впереди полка во время атаки на французов. Назовите его фамилию.
А) Раевский
Б) Тучков
В) Платов
3. Назовите фамилию соседа Ломоносова, который дал ему в дорогу 3 рубля. В дальнейшем его сын Федот, получивший образование, стал знаменитым скульптором.
А) Дудин
Б) Шубный
В) Морозов
4. В славяно-греко-латинской академия, в которой учился Ломоносов, было 8 классов, воспитанники обучались 13 лет.
1-й класс – фара (латинский язык),
2-й класс – инфина,
3-й класс – грамматика,
4-й класс – синтаксима,
5-й класс – пиитика,
6-й класс – риторика (2 года),
7-й класс – философия (2 года)
8-й класс – богословие (4 года).
История сохранила фамилии нерадивых учеников.
Так, воспитанник Чепелев дошел до 7 класса за 14
лет обучения (вместо 7), Констатинов учился в 1
классе 5 лет, Ушаков учился в академии 20 лет.
– А сколько лет учился Ломоносов в
Славяно-греко-латинской академии?
А) 13 лет
Б) 8 лет
В) 5 лет
(Учащимся предлагаются портреты русских царей и императоров)
5. Надпись к памятнику:
«Се образ изваян премудрого Героя,
Что, ради подданных лишив себя покоя,
Последний принял чин и, царствуя, служил,
Свои законы сам примером утвердил,
Рождены к скипетру, простёр в работу руки,
Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки.
Когда он строил град, сносил труды в войнах,
В землях далеких был и странствовал в морях,
Художников сбирал и обучал Солдатов,
Домашних побеждал и внешних супостатов;
И, словом, се есть Отечества отец;
Земное божество Россия почитает,
И сколько алтарей пред зраком сим пылает,
Коль много есть ему обязанных сердец».
Этот император – идеал для Ломоносова. Кому были посвящены эти строки?
(Петру I. Статуя отлита в 1746 году. Смысл надписи – Петр Iзаботился о России, теперь Россия воздает ему честь).
6. Эта императрица пригласила для написания истории Петра I француза Вольтера. Ломоносову было предложено помочь ему, у него уже был закончен 1-й том «Российской истории». Но Вольтер не использовал и четверти Ломоносовских материалов. Его «История России при Петре Великом» вызвала в Петербурге разочарование и принята была холодно. Ломоносов указал на серьёзнейшие её недостатки. Кто она?
(Екатерина II)
7. Ода – хвалебная, торжественная, восторженная речь поэта. Похвальные оды – на торжественные случаи. В них воздавалась хвала императрицам. Этой императрице посвящена ода «На день восшествия на престол». Кто она?
«Царей и царств земных отрада,
Возлюбленная тишина,
Блаженство сел, градов ограда,
Коль ты полезна и красна!
Вокруг тебя цветы пестреют
И классы на полях желтеют;
Сокровищ полны корабли
Дерзают в море за тобою;
Ты сыплешь щедрою рукою
Своё богатство по земли.
(Елизавета Петровна. Заслуга Елизаветы в том, что она закончила войну, печется о счастье русского народа. В то же время ода – наказ следовать по пути Петра I.)
8. Ломоносов, Державин, Пушкин соревновались в переводе оды Горация «К Мельпомене». В Ломоносовском переводе первая строка звучит так: «Я знак бессмертия себе возвигнул…». У Державина: «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный…». А как она звучит у Пушкина?
(«Я памятник себе возвиг нерукотворный…»)
9. С каким древнегреческим поэтом вёл виртуальный разговор Ломоносов?
А) Демокрит
Б) Анакреон
В) Платон
(«Разговор с Анакреоном» – одно из лучших стихотворений Ломоносова)
10. Ломоносов утверждал, что российские стихи надлежит сочинять по природному свойству нашего языка, а то, что ему несвойственно, из других языков не вносить. Он разработал собственную систему русского стихосложения. Как образец была представлена ода (отрывок):
«Крепит Отечества любовь
Сынов российских дух и руку;
Желает век пролить всю кровь,
От грозного бодрится звуку.
Как сильный лев стада волков, что кажут острый яд зубов,
Очей горящих гонит страхом,
От реву лес и брег дрожит,
И хвост песок и пыль мутит,
Разит, извившись сильным махом».
А) «На взятие Хотина»
Б) «Утреннее размышление о божием величии»
В) «Ода, выбранная из Иова»
11. Ломоносов-астроном
«Когда бы смертным столь высоко
Возможно было возлететь.
Чтоб к Солнцу бренно наше око
Могло приблизившись воззреть,
Тогда б со всех открылся стран
Горящий вечно океан.
Там огненны валы стремятся
И не находят берегов,
Там вихри пламенны крутятся,
Борющись множество веков;
Там камни, как вода, кипят,
Горящи там дожди шумят».
Наблюдая за этой планетой, М.В. Ломоносов открыл на ней атмосферу. Как называется эта планета?
А) Марс
Б) Венера
В) Меркурий
(Наблюдения при прохождении Венеры через диск Солнца. Этому открытию Ломоносов посвятил специальную работу).
12. М.В.Ломоносовым выполнены 43 мозаичные картины, до нас дошла 21. Самая значительная из них – «Полтавская баталия», её размер – 12 на 11 аршин. А сколько она весит?
А) 300 кг
Б) 1 тонна
В) 2 тонны
13. К кому обращено Ломоносовское «Письмо о пользе стекла»?
«Неправо о вещах те думают,
Которые стекло чтут ниже минералов,
Приманчивым лучом блистающим в глаза:
Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса.
Нередко я для той с Парнасских гор спускаюсь;
И ныне от неё на верьх их возвращаюсь,
Пою перед тобой в восторге похвалу
Не камнем дорогим, ни злату, но стеклу.
И как я оное хваля воспоминаю,
Не ломкость лживого я счастье представляю.
Не должно тленности примером тое быть,
Чего и сильный огнь не может разрушить,
Других вещей земных конечный разделитель:
Стекло им рождено: огонь его родитель.
А) И.И. Шувалов
Б) Разумовский
В) Долгорукий
14. Ломоносов изучал атмосферное электричество. Он считал, что физикам нужно проявить некоторую храбрость в таком рискованном деле. Со своим другом они устроили «громовые машины», состоящие из высокоукрепленных (на вершине дерева, на крыше дома) металлических стержней, от которых проволока шла в дом, где находились электрические указатели. Установка не заземлялась. 4 августа 1753 года произошла трагедия – его друг был убит молнией. Как его звали?
А) Рихман
Б) Эйлер
В) Штейн
15. Стремясь к созданию русской науки, Ломоносов столкнулся с серьезной трудностью – бедностью русской научной терминологии. Обладая огромным знанием народного и литературного русского языков, Михаил Васильевич быстро находил соответствующее русское слово для передачи научного понятия. Им введено в русский язык много понятий и терминов. Найдите одно из них:
А) Термометр
Б) Шкала
В) Радиан
(также им введены такие термины: удельный вес, магнитная стрелка, формула, упругость, атмосфера, барометр, промышленность, квадрат, пропорция и т.д.)
16. О существовании этих островов первым высказал предположение М.В. Ломоносов. Эти догадки помора-академика подтвердились через 110 лет. Что это за острова?
А) Шпицберген
Б) Новая земля
В) Земля Франца Иосифа
V. Подведение итогов. Объявление победителей