Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту Д.С. Лихачева. 11-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 11


Цели урока:

  • повторить сведения об основных критериях оценивания сочинения;
  • закрепить навыки анализа текста (стиль, тип речи, тема, проблема, выявление авторской позиции, использование средств выразительности);
  • формировать умение корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения на выявленную в тексте проблему.

ХОД УРОКА

I. Слово учителя

–  Сегодня мы будем работать с текстом Дмитрия Сергеевича Лихачева, известного ученого, автора многочисленных исследований по древнерусской литературе, замечательного писателя-публициста. Академик Лихачев ушел из жизни в 1999 году, но  мы продолжаем учиться высокой нравственности, патриотизму, доброте по его произведениям. Предложенный вашему вниманию текст – это глава из книги "Земля родная". Познакомьтесь с его содержанием.

II. Знакомство с текстом

Молодость – это вся жизнь

(1)Когда я учился в школе, мне казалось – вот вырасту, и все будет иным. (2)Я буду жить среди каких-то иных людей, в иной обстановке, и все вообще будет иначе. (3)Будет другое окружение, будет какой-то иной, "взрослый" мир, который не будет иметь ничего общего с моим школьным миром. (4)А в действительности оказалось иначе. (5)Вместе со мной вступили в этот "взрослый" мир и мои товарищи по школе, а потом и по университету. (6)Окружение менялось, но ведь оно менялось и в школе, а в сущности оставалось тем же. (7)Репутация моя как товарища, человека, работника оставалась со мной, перешла в тот иной мир, о котором мне мечталось с детства, и если менялась, то вовсе не начиналась заново.
(8)Я помню, что и у моей матери самыми лучшими подругами до конца ее долгой жизни оставались ее школьные подруги, а когда они отходили "в иной мир", замены им не было. (9)То же и у моего отца – его друзья были друзьями молодости. (10)Во взрослом состоянии приобрести друзей оказывалось трудно. (11)Именно в молодости формируется характер человека, формируется и круг его наилучших друзей – самых близких, самых нужных.
(12)В молодости формируется не только человек – формируется вся его жизнь, все его окружение. (13)Если он правильно выберет себе друзей, ему будет легче жить, легче переносить горе и легче переносить радость. (14)Радость ведь также надо "перенести", чтобы она была самой радостной, самой долгой и прочной, чтобы она не испортила человека и дала настоящее душевное богатство, сделала человека более щедрым. (15)Радость, не разделенная с задушевными друзьями, – не радость.
(16)Храните молодость до глубокой старости. (17)Храните молодость в своих старых, но приобретенных в молодости друзьях. (18)Храните молодость в своих навыках, привычках, в своей молодой "открытости к людям", непосредственности. (19)Храните ее во всем и не думайте, что взрослым вы станете "совсем, совсем иным" и будете жить в другом мире.
(20)И помните поговорку: "Береги честь смолоду". (21)Уйти совсем от своей репутации, созданной в свои школьные годы, нельзя, а изменить ее можно, но очень трудно.
(22)Наша молодость – это и наша старость.

(Д.Лихачев)

III. Работа с текстом

– К какому стилю речи относится этот текст? Каковы особенности этого стиля? (Текст относится к публицистическому стилю, основная цель которого – сообщение и воздействие. Характерные черты – образность, эмоциональность, оценочность.)
–  Прежде чем мы начнем анализировать данный текст, давайте вспомним, что такое тема, проблема, идея текста.
Тема – предмет речи.
Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования.
Идея – основная мысль текста.
– Какова же тема прочитанного текста? О чем он? (Об очень важном периоде человеческой жизни – молодости, о влиянии молодости на формирование характера, окружения человека.)
– Что подразумевает автор под  понятием "молодость"? (Говоря о своей молодости, Лихачев использует выражения "когда я учился в школе", "моим школьным миром", "мои товарищи по школе, а потом и по университету", "мне мечталось с детства", "школьные годы", таким образом, это и время школьного детства, и время студенческой юности.)
– Насколько актуальна эта тема? (Действительно, молодость играет большую роль в человеческой жизни, недаром известные люди в автобиографиях подробно рассказывают о своей молодости как о периоде начала профессионального пути, создания репутации, формирования восприятия, самооценки. Но подросткам, юношеству (и автор в своих воспоминаниях не исключение!) свойственно ошибочно предполагать, что во взрослой жизни все будет иначе, все можно будет исправить, а потому можно проявлять легкомыслие: не ценить дружбу, не заботиться о репутации.)
– Запишите формулировку темы в тетрадь. Обратите внимание на клише:
Автор текста обращается к актуальной теме – теме…
Текст, прочитанный мною, о…
Нельзя недооценивать… Об этом пишет…
– Прочитайте получившиеся у вас предложения.
– Попытаемся сформулировать проблему текста. К кому обращен этот текст? (Текст, как и вся книга Дмитрия Лихачева, обращен к молодежи, к юношеству, к тем, кто занимается воспитанием подрастающего поколения – родителям, педагогам)
– Над чем же заставляет автор задуматься  читателей? (Лихачев, вспоминая о своих школьных и университетских годах, приглашает читателей поразмышлять о роли детства, юности, их влиянии на всю дальнейшую жизнь.)
– Запишите предложение, формулирующее проблему текста. (Обращаю внимание на клише.)
Прочитав текст, я задумался над вопросом: …
Автор предлагает читателю задуматься над вопросом: …
… – над этой проблемой размышляет в своем тексте автор.
– Прочитайте свои предложения.
– Как Дмитрий Лихачев решает вопрос о значении детских и юношеских лет в жизни человека? Какова идея текста? (Писатель утверждает, что нельзя недооценивать молодость, нельзя рассчитывать на то, что во взрослой жизни "все вообще будет иначе". "Именно в молодости формируется характер человека, формируется и круг его наилучших друзей". Автор и предостерегает читателя, и дает добрые советы, делясь самым ценным – своим опытом.)
– На что еще обращает внимание автор? (Автор размышляет о дружбе, о душевной щедрости, о репутации человека. Все это формируется в молодости – таково мнение Лихачева.)
Клише, помогающие сформулировать идею (главную мысль):
Идея текста такова:
Писатель пытается убедить читателя в том, что…
… – в этом и заключается главная мысль текста.
Авторская позиция – это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Что можно сказать о позиции автора – она скрыта или явно выражена? Докажите. (Позиция автора выражена явно. Опираясь на свой жизненный опыт, приводя примеры из жизни родителей, Лихачев убедительно  говорит о роли периода детства и юношества. "Молодость – это вся жизнь" – вынесено в заглавие.  "Наша жизнь – это и наша старость" – этим утверждением заканчивает текст писатель. Таким образом, Дмитрий Лихачев воздействует на мировоззрение своих юных читателей.)
– Составьте предложения, формулирующие авторскую позицию.
Предлагаю клише формулировки авторской позиции:
Позиция автора такова: …
Автор считает, что …
Автор стремится донести до читателя мысль о том, что …
Писатель убеждает нас в том, что …
– Какие языковые средства помогают автору реализовать свой замысел? (Учащиеся пользуются справочной таблицей, составленной на предыдущих уроках.)
Образность и выразительность речи писателя придают метафоры: "душевное богатство", "глубокой старости", "приобрести друзей", "храните молодость", "уйти от репутации"
В тексте встречаются лексические повторы: "иной", (предложения 1, 2, 3, 7, 19), "иначе" (предложения 2, 4) , которыми писатель показывает мечтательность детской натуры ("все будет иным") и столкновение с реальностью жизни ("А в действительности оказалось иначе"). Такой прием (антитеза) Лихачев неоднократно использует в тексте: "менялось" – "оставалось тем же" (предложение 6), "горе" – "радость" (предложение 13), "радость" – "не радость" (предложение 15), "нельзя" – "можно" (предложение 21), "молодость" – "старость" (предложение 22). Это помогает автору усилить читательское восприятие.
Оценочность тексту придают прилагательные в форме сравнительной и превосходной степеней: "самыми лучшими", "наилучших", "самых близких", "самых нужных", "самой радостной", "самой долгой и прочной", "более щедрым" (предложения 8, 11, 14).
Усложнение социальной роли взрослеющего человека отмечено градацией "товарища, человека, работника" (предложение 7).
Интересно использование многозначности понятия "иной мир" – это и другой, взрослый период жизни (предложение 3) и смерть (предложение 8).  Возможно, это призыв автора ценить каждый момент жизни, беречь ценностные приобретения очередного возрастного этапа: характер, круг друзей, молодую "открытость к людям", непосредственность.
Обосновывая свою точку зрения, Лихачев обращается и к народной морали, заключенной в известной поговорке (предложение 20).  
Как уже отмечалось, задача писателя – воздействовать на умы и сердца своих читателей. Этому способствует композиция текста: воспоминания автора о своей молодости, воспоминания о родителях, рассуждения зрелого человека о дружбе и, наконец, непосредственное обращение к читателям. Этому способствует и использование глаголов в повелительном наклонении (призыв): "храните", "не думайте", "помните".
Ярким синтаксическим средством является период – относительно законченный ритмически организованный отрезок текста (предложения 16-19). В этом периоде используется синтаксический параллелизм в сочетании с анафорой. С примером анафоры мы встречаемся и в предложениях 11, 12, где она служит средством связи предложений и акцентирует внимание на ключевых понятиях текста.
Обязательно обращаем внимание на разнообразие синтаксических конструкций.
Надо отметить, что авторская речь покоряет своей искренностью, живостью, непосредственностью: возвышенная лексика переплетается с разговорными единицами, что является верной приметой стиля и реализует функцию воздействия.
– Каково ваше отношение к позиции автора? Обоснуйте его письменно. Не забывайте, что ваши высказывания должны быть корректными и доказательными, то есть подкрепленными двумя аргументами.  (На предыдущих уроках учащиеся познакомились с особенностями аргументов "за" и "против", с типами аргументов).
Предлагаются клише формулировки собственного мнения:
Позиция автора представляется мне убедительной, потому что …
Автор прав в том, что …
Можно поддержать автора в том, что …
Авторская позиция мне (близка, вполне понятна)
Я полагаю (разделяю мнение, не сомневаюсь)

IV. Самостоятельная работа учащихся. Чтение получившихся высказываний

– Обратите внимание на примерный план сочинения по публицистическому тексту (проецируется на экран). (Приложение 1). Чтобы композиция сочинения была стройной, нужно продумать "плавные" переходы от одной части к другой.
Необходимо, чтобы учащиеся знали критерии оценивания сочинения (проецируются на экран). (Приложение 2)
– Нередко при написании сочинения возникает вопрос: с чего начать? Обратите внимание на возможные варианты вступительной части. (Приложение 3)
– Вы можете выбрать какой-либо из предложенных вариантов, а можете придумать свое начало. Я предлагаю вам записать еще одно интересное высказывание по теме текста. Это высказывание писателя Виктора Шкловского: "Мало мы дорожим молодостью. Мало её нагружаем, думаем, что потом все успеем. А не всегда известно, будет ли это потом, и молодой человек может сделать сейчас такое, что останется на потом".

V. Задание на дом

Написать сочинение-рассуждение по тексту Д.С.Лихачева.