Слайд №2
Поиск ответа на вопрос « Как учить и
воспитывать?» – выводит нас на категорию
методов обучения. Без методов невозможно
достичь поставленной цели, реализовать
намеченное содержание, наполнить обучение
познавательной и воспитывающей деятельностью.
Метод – сердцевина учебного процесса,
связывающее звено между запроектированной целью
и конечным результатом.
Методы, используемые на уроках и внеклассных
мероприятиях, условно делятся на 3 основные
категории: пассивные, активные и интерактивные.
Пассивные методы (методы линейного воздействия)
Процесс воздействия учителя с учащимся превращается в одностороннее линейное воздействие. Учитель является главным организатором, он распределяет работу, предлагает заранее составленный план, лично контролирует все действия учащихся, единолично распределяет необходимую информацию.
Слайд № 3
Активные методы (методы кругового воздействия)
Характер взаимодействия учителя и учащихся меняется, хотя учитель и остаётся центральной частью занятия. Он остаётся главным и единственным источником информации и экспертом, но учащиеся уже не являются пассивными слушателями, они могут задавать вопросы, пояснять необходимые положения, предлагать собственные решения.
Слайд № 4
Интерактивные методы (методы кругового взаимодействия)
При использовании интерактивных методов роль
учителя резко меняется, перестаёт быть
центральной, он лишь регулирует
учебно-воспитательный процесс и занимается его
общей организацией, готовит заранее необходимые
задания и формулирует вопросы или темы для
обсуждения в группах, даёт консультации,
контролирует время и порядок выполнения
намеченного плана.
Учащиеся работают с дополнительными источниками
информации. Они также обращаются к социальному
опыту – собственному и своих товарищей, при этом
им приходится вступать в коммуникацию друг с
другом, совместно решать поставленные задачи,
преодолевать конфликты, находить общие точки
соприкосновения, идти на компромиссы.
Слайд № 5
Почему мы говорим «да» интерактивным методам?
Интерактив
Высокая мотивация!
Прочность знаний!
Творчество и фантазия!
Коммуникабельность!
Активная жизненная позиция!
Командный дух!
Ценность индивидуальности!
Свобода самовыражения!
Акцент на деятельность!
Взаимоуважение!
Демократичность!
XXI век дает заказ на выпускников, обладающих вероятным мышлением, т.е. способных ориентироваться в незнакомой ситуации, умеющих извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний и, самое важное, применять эти знания на практике. Так же в век информатизации, когда один человек не в состоянии «переварить» весь поток информации, важно умение работать сплочено. XXI век – «век команд».
Одним из интерактивных методов является проектная деятельность.
Слово «проект», в переводе с латинского, означает «бросание вперед».
Слайд № 6
Проект как метод обучения. Основные виды проектов
Метод проектов был разработан американским
педагогом У.Килпатриком в 20-е годы ХХ века как
практическая реализация концепции
инструментализма Дж. Дьюи. Основная цель метода
проектов – предоставление учащимся возможности
самостоятельного приобретения знаний в процессе
решения практических задач или проблем, которые
требуют интеграции знаний из различных
предметных областей. Учителю в проекте отводится
роль координатора, эксперта, дополнительного
источника информации.
Наиболее полной классификацией проектов в
отечественной педагогике является
классификация, предложенная в учебном пособии Е.С. Полат, М.Ю.
Бухаркиной и др. Она может быть применена к
проектам, используемым в преподавании любой
учебной дисциплины. В данной классификации по
нескольким критериям выделяются следующие
разновидности проектов:
1. По методу, доминирующему в проекте
- исследовательские (имеют структуру приближенную к подлинным научным исследованиям. Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обозначения методов исследования и проведение эксперимента.)
- творческие – имеют не столь строгую проработанную структуру. Форма представления результатов может быть различной: изделие, видеофильм, праздник, экспедиция, репортаж.
- приключенческие, игровые – предполагают, что участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности учащихся в таких проектах – ролевая игра. Результаты не всегда возможно наметит в начале работы, они могут определиться лишь в конце проекта, но необходима рефлексия участников и соотнесение полученных результатов с поставленной целью.
- информационные – это тип проекта, призванный научить учащихся добывать и анализировать информацию. Такой проект может интегрироваться в более крупный исследовательский проект и стать его частью. Учащиеся изучают и используют различные источники информации.
- практико-ориентированные – это проекты, четко ориентированные на результат. Результатом может быть изделие, удовлетворяющее конкретную потребность. Здесь важна не только хорошо продуманная структура проекта но и хорошая организация координационной работы по корректировке совместных и индивидуальных усилий, организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организации внешней оценки проекта.
2. По характеру координирования проекта
- с явной координацией – учитель участвует в проекте в своем собственном статусе, направляет работу, организует отдельные этапы проекта. Здесь важным является отказ от авторитарного руководства, работа в содружестве с учащимися, сохраняя консультационные функции, но не навязывая свое решение.
- со скрытой координацией – координатор выступает как полноправный участник проекта и не обнаруживает свой истинный статус учителя в период деятельности групп-участников. Свое влияние он осуществляет за счет лидерских и профессиональных качеств по критерию компетентности.
3. По характеру контактов
- внутренние (региональные) – могут быть организованы внутри одной школы, между школами (классами) внутри региона, одной страны (с помощью телекоммуникаций, интернет-сети.
- международные – с участием представителей различных стран.
4. По количеству участников
- личностные (индивидуальные)
- парные
- групповые
5. По продолжительности проведения
- краткосрочные (разработан на нескольких уроках)
- средней продолжительности (от недели до месяца)
- долгосрочные (от одного до нескольких месяцев)
Слайд № 7
Цель проектного обучения –создание условий для освоения новых типов деятельности в социокультурной среде, развитие умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем возрасте начальной школы (1-2-е классы) это:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль учителя);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с учителем);
- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
В более старшем возрасте начальной школы (3-4-е классы) – это:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Результат деятельности для учащихся
– конкретный продукт деятельности
(информационной или осязаемой).
Результат деятельности для учителя –
изменение уровня сформированности ключевых
компетентностей, которые демонстрирует учащийся
в ходе проектной деятельности.
Слайд № 8
Подготовительный период
- Знакомство с терминами (объяснение учителя слов, которыми будут пользоваться при составлении проекта)
- Формирование вопросов (интересующих детей)
- Работа с информацией (виды работы с информацией)
Основной период
- Постановка проблемы
- Выбор темы
- Сбор сведений. Создание информационного проекта
- Постановка частных проблемных вопросов. Выбор тем для самостоятельного исследования.
- Выдвижения гипотез
- Определение целей и задач
- Разработка плана исследования
- Реализация исследования
- Определение результатов исследования. Формирование вывода
- Презентация проекта
- Самооценка и самоанализ
Проектной деятельностью могут заниматься дети даже самого младшего школьного возраста. Особенно эта технология подойдет для использования в работе класса-комплекта, где вместе работают дети не только с разными способностями, но и относящиеся к разным возрастным группам. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Познавательная активность детей младшего школьного возраста очень высока: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы. Дети младшего школьного возраста еще не могут найти самостоятельно ответы на все интересующие их вопросы – им помогает учитель. Но наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения целесообразнее использовать и проблемное обучение: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т.д.
Слайд № 9
Деятельность участников проекта
1. Формулирует проблему (цель и конечный
продукт проекта). 2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. 3. Формулирует задачу (нежестко). 4. Помогает в решении задачи. 5. Помогает спланировать деятельность. 6. Организует деятельность. 7. Практическая помощь (по необходимости). 8. Направляет и контролирует осуществление проекта. 9. Подготовка к презентации. 10. Презентация |
1. Вхождение в проблему. 2. Вживание в игровую ситуацию. 3. Принятие задачи. 4. Дополнение задач проекта. 5. Объединение детей в рабочие группы. 6. Распределение ролей. 7. Формирование специфических знаний, умений, навыков. 8. Подготовка продукта деятельности к презентации. 9. Представление (зрителям или экспертам) продукта деятельности |
Слайд № 10
Минусы проектной технологии:
- возрастает нагрузка на учителя. Ведь учитель помогает в поиске нужных источников;
- координирует весь процесс;
- поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.
Конечно, возраст накладывает естественные
ограничения на организацию проектной
деятельности младших школьников. То, что ребята
старшего звена сделают с легкостью, у начальных
классов вызовет затруднения, поэтому проект в
начальных классах – это огромная работа
руководителя, требующая нестандартных методов.
Детям младшего школьного возраста необходима
помощь взрослого на всех этапах работы над
проектом.
Однако начинать вовлекать младших школьников в
проектную деятельность нужно обязательно. Дело в
том, что именно в младшем школьном возрасте
закладывается ряд ценностных установок,
личностных качеств и отношений. Если это
обстоятельство не учитывать, если этот возраст
рассматривать как малозначимый, «проходной» для
метода проектов, то нарушается связь между
этапами развития учебно-познавательной
деятельности обучающихся и большей части
школьников не удается впоследствии достичь
желаемых результатов в проектной деятельности.
Еще одним из минусов является то, что в начальных
классах учащиеся только-только приступают к
поисково-исследовательской работе. Это связано с
тем, что они еще не умеют работать с литературой,
выделять главное и делать обобщения.
Плюсы проектной технологии:
- навыки самообразования
Развитие творческого мышления, умения добывать информацию, самостоятельно отбирать и накапливать материал, т.е. приобретаются навыки самообразования и самоконтроля. При подборе материалов, учащиеся используют различные источники информации, работают со справочниками, художественной литературой, учебниками. Активно используют ресурсы интернета. - навыки групповой деятельности, т.е. в ходе работы над проектом ребятам приходится устанавливать социальные контакты (распределять обязанности, взаимодействовать друг с другом), адекватно оценивать себя и других.
- интерес к познавательной деятельности
Метод проектов позволяет соединять знания из разных областей и применять их на практике. Это одна из технологий воспитания мотивированных детей. А так же интересная работа не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями. Эта работа оказывает огромное влияние как на отдельного школьника в плане развития его самостоятельности, так и на коллектив в целом, поскольку достижение единой цели очень сплачивает детей. Кроме того, добывание информации самостоятельно позволяет усвоить её гораздо прочнее, чем получение в "разжеванном" виде. Но, самое главное, метод проектов учит детей организовывать деятельность и учит размышлять. А это важнейшие умения, которые будут способствовать будущей успешной взрослой жизни. - моделируется реальная технологическая
цепочка: задача – результат
Моделируется реальная технологическая цепочка, состоящая из 5 «П»: Проблема – проектирование – поиск – продукт – презентация. Учащиеся много обсуждают и задумываются: для чего им эта информация? Как ее применить на практике?
“Плюсов” больше! Это наиболее эффективная
технология для формирования творческой
самостоятельности учащихся.
Метод проекта актуален и очень эффективен. Он
дает ребенку возможность экспериментировать,
синтезировать полученные знания, развивать
творческие способности и коммуникативные
навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться
к изменившейся ситуации школьного обучения.
Свое выступление я хочу закончить пословицей,
ясно выражающей сущность проектного метода
обучения: «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне
– и я запомню, сделай вместе со мной – и я
научусь».