Путешествие по городам Свердловской области (урок-повторение базового курса информатики в 9-м классе)

Разделы: Информатика


Цели урока:

Обучающие

1. Обобщить и систематизировать изученный ранее материал по темам "Кодирование текстовой информации", "Алгоритмы", "Системы счисления", "Единицы измерения количества информации".

2. Содействовать закреплению навыков работы на ПК с приложением "Калькулятор".

Развивающие

1. Содействовать развитию познавательных интересов учащихся.

2. Создать условия для развития внимания и логического мышления.

3. Обеспечить развитие интереса к предмету.

Воспитывающие

1. Создать условия для формирования информационной культуры учащихся, культуры работы в кабинете, оснащенном ПК, бережного отношения к технике.

2. Возбудить интерес к истории родного края.

Оборудование: компьютеры, проектор.

Форма урока: урок-путешествие.

Во время проведения данного урока можно использовать презентацию (Приложение 4).

Ход урока

1. Организационный момент

Здравствуйте! Сегодня мы проведем урок обобщения и систематизации материала, изученного вами ранее. Урок пройдет в форме виртуального путешествия по городам Свердловской области по маршруту Серов - Екатеринбург. Этот маршрут вы видите на доске. Скажите, пожалуйста, а вы были в Серове? А кто из вас знает, как раньше назывался этот город? Начнем путешествие с небольшой исторической справки о городе Серов [5] (Приложение 1).

2. Разминка

Чтобы было легче путешествовать, проведем устную разминку. По блок-схемам, представленным на слайдах, попробуйте сформулировать пословицы [1]. Какие геометрические фигуры используются в блок-схемах? Какие алгоритмические структуры были использованы для записи пословиц?

Ответы: 1 - умный в гору не пойдет, умный гору обойдет, 2 - семь раз отмерь - один раз отрежь, 3 - скупой платит дважды, 4 - готовь сани летом, а телегу зимой.

Пока проходила разминка, мы прибыли в город Новая Ляля. Послушаем небольшую историческую справку (Приложение1).

3. Кодирование текстовой информации

Чтобы добраться до следующей остановки, надо декодировать ключевое слово. Перед вами таблица "Символы альтернативной кодировки расширенного кода ASCII". Каждая буква имеет 8-битовый код. Выполните задание и запишите ответ на карточке. Назовите ключевое слово.

Задание №1 Вариант 1

Определите, какое слово записано следующим двоичным кодом:

11001111 11101000 11110100 11100000 11100011 11101110 11110000

Задание №1 Вариант 2

Определите, какое слово записано следующим двоичным кодом:

11001011 11100000 11100010 11101011 11100101 11101001 11110001

Ответы: 1 вариант - Пифагор, 2 вариант - Лавлейс. [8]

Знаете ли вы этих людей? Скажите, чем они знамениты? (Приложение2).

Выполнив задание №1, мы прибыли на станцию Верхотурье. Узнаем немного об этом городе [4]. (Приложение1).

4. Координаты точки

Отправляемся в путь и выполняем задание №2.

Задание №2 Вариант 1

Получите изображение цифры в координатной плоскости, переведя координаты точек из двоичной системы счисления в десятичную. Для перевода чисел используйте на ПК приложение "Калькулятор". При необходимости прочитайте памятку (Приложение3).

Двоичная система счисления Десятичная система счисления

номер точки Х У
1    
2    
3    
4    
5    
6    

 

номер точки Х У
1 10 11
2 110 11
3 110 111
4 10 111
5 10 1011
6 110 1011

Задание №2 Вариант 2

Получите изображение цифры в координатной плоскости, переведя координаты точек из двоичной системы счисления в десятичную. Для перевода чисел используйте на ПК приложение "Калькулятор". При необходимости прочитайте памятку (Приложение3).

Двоичная система счисления Десятичная система счисления

номер точки Х У
1    
2    
3    
4    
5    
6    

 

номер точки Х У
1 111 101
2 1011 101
3 1011 1001
4 111 1001
5 111 1101
6 1011 1101

Ответы: 1 вариант - (2; 3), (6; 3), (6; 7), (2; 7), (2; 11), (6; 11), 2 вариант - (7; 5), (11; 5), (11; 9), (7; 9), (7; 13), (11; 13). Учащиеся обоих вариантов изображают цифру пять.

Выполнив задание, мы прибыли в город Нижний Тагил. Историческая справка [2] (Приложение1). Физкультминутка.

Впереди нас ждет конечная остановка. Осталось выполнить последнее задание.

5. Измерение информации

Задание №3 Вариант 1

Выполните перевод единиц измерения количества информации.

Составьте из букв ключевое слово.

280 битов = ? байтов 50 байтов = ? битов 2 Кб = ? байтов 1 Кб = ? битов
Ответ: Ответ: Ответ: Ответ:
Буква: Буква: Буква: Буква:

Задание №3 Вариант 2

Выполните перевод единиц измерения количества информации.

Составьте из букв ключевое слово.

40 байтов = ? битов 288 битов = ? байтов 3 Кб = ? байтов 20 Мб = ? Кб
Ответ: Ответ: Ответ: Ответ:
Буква: Буква: Буква: Буква:

35 - НИ, 36 - И, 80 - О, 320 - В, 400 - К, 1024 - Я, 2048 - ЛА, 3072 - Р, 4096 - Й, 8192 - УС, 20480 - Т.

Ответы: 1 вариант - НИКЛАУС, 2 вариант - ВИРТ

Какой вклад внес в развитие информатики Никлаус Вирт? [8] (Приложение2).

Наше путешествие подошло к концу. Мы прибыли в Екатеринбург. Историческая справка [3] (Приложение1).

6. Итоги урока

Наш урок подходит к концу. Сегодня мы повторили темы "Кодирование текстовой информации", "Алгоритмы", "Системы счисления", "Единицы измерения количества информации", закрепили навыки работы на ПК, успешно применили свои знания в практических ситуациях, вспомнили некоторые факты из жизни великих ученых, поговорили о городах нашей области. Ребята, пожалуйста, оцените свое настроение на уроке, используя смайлики. Спасибо за работу! До свидания. Желаю вам успехов!

Литература

1. Агеева И.Д. Занимательные материалы по информатике и математике. Методическое пособие. - М.: Творческий центр "Сфера", 2006.

2. Демидовские гнезда: Культурно-исторические очерки / Колл. авт. - Екатеринбург: Сократ, 2001.

3. Корепанов Н.С., Блинов В.А. Город посредине России: Культурно-исторические очерки. - Екатеринбург: Сократ, 2005.

4. Нечаева М.Ю., Шкерин В.А. Очерки истории Верхотурья. Пособие для учащихся основной школы. - Екатеринбург: Издательство Дома учителя, 1998.

5. Редикульцева Е.Н. и др. Кто в имени твоем: Культурно-исторические очерки. - Екатеринбург: Сократ, 2002.

6. Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 8 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

7. Семакин И.Г. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Учебник для 9 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

8. http://ru.wikipedia.org/ wiki/Вирт,_Никлаус

http://ru.wikipedia.org/wiki/Лавлейс,_Ада

http://lady-forever.ru/ publ/7-1-0-675