Воспитательная система для 5–9-х классов "Выбери верный путь"

Разделы: Классное руководство


1. Цель воспитательной работы

Формирование самосознания, становление активной жизненной позиции, формирование потребностей к самосовершенствованию и саморазвитию, способности адаптироваться в окружающем мире.

2. Задачи

  • Создать благоприятный воспитательный фон, способствующий саморазвитию учащихся.
  • Способствовать развитию познавательных интересов каждого ученика.
  • Способствовать сплочению классного коллектива.
  • Формировать собственную позицию жизни ученика.
  • Формировать самостоятельные и устойчивые интересы каждого ученика.
  • Формирование потребности в самообразовании.
  • Сориентировать в правильном выборе будущей профессии.
  • Сохранение и укрепление здоровья учащихся.
  • Формировать стремление к здоровому образу жизни.

3. Структура воспитательной системы

3.1. Модель выпускника основной школы

Освоить на уровне требований государственных программ учебный материал по всем предметам школьного учебного плана.

Приобрести необходимые знания и навыки жизни в обществе, профессиональной среде, овладеть средствами коммуникации:

  • умение формулировать свои ценностные ориентиры по отношению к изучаемым учебным предметам и сферам деятельности;
  • владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций;
  • уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия;
  • осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;
  • осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм;
  • уметь сделать правильный выбор своей будущей профессии;
  • овладеть основами компьютерной грамотности;
  • знать свои гражданские права и уметь их реализовывать.

3.2. Ученическое самоуправление

Принципы.

  • Принцип гласности
  • Принцип отчетности
  • Принцип согласованности в работе
  • Принцип обязательного выполнения решений

Положения работы.

  • Ученическое самоуправление координирует и контролирует вопросы школьной жизни класса.
  • Каждый имеет право быть избранным в орган самоуправления любого уровня.
  • Деятельность и все решения озвучиваются и доводятся до исполнения.
  • Классное собрание проводится в начале и в конце каждого полугодия (выборное и отчетное).

3.3. Совместная деятельность с родителями

Направления деятельности Формы работы
Повышение психолого-педагогических знаний классного руководителя 1. Исследование психологического климата семьи каждого ученика класса.

2. Поддержание регулярного общения.

Вовлечение родителей в воспитательный процесс 1. Выбор родительского комитета класса и определение его функций в воспитательной работе.

2. Регулярное проведение родительских собраний (1 раз в месяц).

3. Проведение совместных творческих дел (походы, экскурсии, дни здоровья и открытых дверей).

4. Совместные консультации и воспитательные беседы с учащимися класса.

Просвещение родителей в актуальных вопросах учебно-воспитательного процесса 1. Анализ учебной работы учащихся:

- анализ контрольных, практических, лабораторных работ, диктантов;

- анализ отношения к учебе;

- объективная оценка качества образования;

- собеседование с неуспевающими учащимися.

2. Подготовка учащихся к выпускным экзаменам:

- значение семьи в ответственные моменты жизни;

- готовность учащихся к сдаче экзамена;

- порядок аттестации основной школы.

3. Помощь семьи в правильной профессиональной ориентации ученика:

- информация об учебных заведениях, в которые может поступить учащийся основной школы;

- рекомендации психолога по профориентации;

- анализ профессиональных интересов учащихся.

3.4. Мастерская классного руководителя

Направления деятельности Задачи деятельности Средства реализации Роль информационных технологий
Диагностическая мастерская 1. Изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики учащихся класса.

2. Определить уровень сформированности класса и состояние в нем деловых и межличностных отношений.

3. Выявить воспитательные возможности родителей.

4. Определить место и роль класса в жизни школы и местного социума.

1. Формы диагностики: анкетирование, тестирование, наблюдение, беседы.

2. Мастерские общения "Давайте познакомимся", "Расскажи мне обо мне".

3. Коллективные творческие дела "Устав класса", "Мир интересов моей семьи".

4. Ролевые игры "Планета друзей", "Мой класс сегодня и завтра".

5. Родительские собрания "Школа+Семья", "Роль родителей в воспитании класса", "Возрастные особенности подростка", "Значение выбора профессии в жизни человека".

Составление карты интересов и увлечений учащихся. Проведение результатов диагностик.
Результат: сформировать жизнедеятельность класса, привлекательную для учащихся класса, и выявить способы и условия использования возможностей окружающей среды в воспитании классного коллектива и отдельной его личности.
Мастерская педагогической поддержки 1. Сформировать благоприятную эмоционально-психологическую атмосферу в классе.

2. Создание системы ученического самоуправления.

3. Апробировать моделируемые элементы воспитательной системы в жизнедеятельности класса.

4. Сформировать традиции класса

1. Привлечение социального педагога и школьного психолога для проведения тренингов "Роль человека в современном социуме", "Давай научимся общаться".

2. Мероприятия "Праздник Именинников", "Арбузник", "Девичник с мальчишником".

3. Прогулки на природу, экскурсии, походы (пешком, на велосипедах, на лыжах).

Проведение классных мероприятий с использованием современных технологий.
Результат: выявить и развить индивидуальные способности каждого ученика.
Проектная мастерская 1. Формирование потребности в самообразовании.

2. Развитие умений и навыков в учебной деятельности.

3. Развитие самостоятельности мышления.

4. Становление позиции гражданина.

5. Освоение компьютерной грамотности.

Тренинги общения, коммуникативные игры.

Работа над проектами "Класс, в котором я учусь", "Моя будущая профессия", "Я гражданин России".

Оформление и презентация проектов.
Результат: определить собственную позицию в жизни каждого ученика.