Л.С. Выгодский “Один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии”. (1, 2слайд).
Известно, что процесс обучения требует особой формы организации учебной деятельности, когда знания передаются не в готовом виде, а в процессе самостоятельной познавательной активной деятельности.
Привитие школьникам навыков самостоятельной работы над учебным материалом является одним из обязательных условий успешного обучения.
Поэтому с первых дней учебы ребенка в школе я строю свои уроки с учетом организации самостоятельной деятельности учащихся.
Но, проанализировав качество знаний детей, результаты школьных олимпиад, интеллектуальных конкурсов, познавательных игр, заметила снижение показателей и уровня подготовленности у детей.
Изучив теоретический материал, выяснила, что общая умственная способность (интеллект), связана с успешной адаптацией к новым жизненным условиями.
Взяв за основу тесты Джорджа, Равенна “Выделение существенных признаков” и “Возрастающей сложностей” протестировала учащихся.
При распределении учащихся по уровню интеллектуального развития оказалось что (3 слайд).
- высокий уровень интеллектуального развития – 0%
- выше среднего – 10%
- средний уровень -57%
- ниже среднего -31%
- ниже уровня -2
Такие результаты, по всей видимости , можно объяснить следующими факторами :(4слайд).
- недостаточными потенциальными возможностями традиционного обучения.
- низким процентом учащихся, посещающих кружки интеллектуальной направленности.
- неумение учащихся переносить знания из одной образовательной области в другую.
В конце 1 четверти 3 класс провела наблюдение.(5слайд).
Цель: выявить уровень познавательной активности учащихся, определить соотношение отвлекаемости и познавательной активности, а также выяснить эмоциональное отношение к учебе.
Была подсчитана активность детей и их отвлекаемость.
Результаты внесены в таблицу. (слайд6).
В таблице указаны средняя за все время наблюдения активность и отвлекаемость и сделан вывод об уровне отношения детей к учебе. Результаты представлены в диаграмме.
Анкетирование учащихся (слайд7).
При помощи данной диагностики я выяснила эмоциональное отношение детей к учебе, характер возникающих трудностей в учении, а также отношение учащихся к этим трудностям.
Анализ результатов диагностики показал, что основная масса учащихся – дети со средним уровнем заинтересованности в учебе, эти дети активны на уроке “по заданию учителя”, много отвлекаются на уроке.
Количество детей, у которых отвлекаемость превышает активность больше, чем с преобладанием активности.
Очевидным становится поиск путей решения проблемы познавательной активности детей.
Для решения данной проблемы поставила перед собой следующие задачи: (слайд8)
На уроках русского языка использую следующие виды самостоятельных работ: устные и письменные, практические и теоретические, репродуктивные и творческие, в виде подготовительных упражнений.
Задача таких упражнений в том, чтобы сосредоточить внимание учащихся, активизировать мыслительную деятельность и воспроизвести основные правила, без которых невозможно понять новое.
Предлагаю несколько типов заданий, которые подводят ребенка к сравнению, сопоставлению, заставляют оперировать связями не отдельными фактами, развивать самостоятельность.
Первый тип. (Слайд 8.9.10.11.12).
В этом задании дети работают на уровне смысла слов и теории языка. Ученики анализируют материал с разных сторон, переключаясь с одного аспекта на другой.
Второй тип.(13слайд). Задания с недостающими данными (это может быть составление слов из одних букв согласных или гласных, составление предложения с пропусками обязательного члена, в формулировке правила упускается какой - то существенный признак, в тексте пропускается предложение, необходимое по смыслу, неполный план).
Третий тип.(14слайд). Задания с избыточными данными (это прием можно использовать, давая определение понятия, правило в виде популярного текста, избыточный план, “лишнее” слово)
Четвертый тип. (15 слайд). Исследование противоречия между общими и частными:
Пятый тип .(16 слайд). Исследования противоречия между уже известными и новым знанием или условием, например, все соотносимые части речи, выражение членов предложения разными частями речи, сравнение правил правописания сравнение проверяемых и непроверяемых правописаний.
На мой взгляд, важной задачей начальной школы является обучение детей различным формам взаимодействия (коммуникации).
В 1 и 2 классах использую работу в парах.(17,18,19 слайд).
Такая работа формирует умения принимать общую цель, согласовывать способы достижения.
Это является условием возникновения мотивации к совместной деятельности, положительного к ней отношения.
Начиная с 3 класса, ввожу в свою практику метод группового взаимодействия. Здесь каждый работает на каждого. Идет обмен знаниями, идеями. В группе даже “отстающий” не комплексует, тоже активно участвует в обсуждении. (слайд 20,21,22).
Степень самостоятельности, как и степень мотивации в обучении у учащихся разные, поэтому я применяю в практике разноуровневые индивидуальные задания каждый ученик получает право возможность самостоятельно определить на каком уровне он усвоил материал.
Задания разноуровневой сложности (слайд 23,24).
Проведя наблюдение за работами ребят. Могу сделать вывод, что если на начальном этапе первый уровень выполняли 25% детей, то теперь задания повышенной сложности выполняют 50%.
Средством проверки и отслеживания результатов служат тестовые задания и технологические карты. (слайд25,26,27).
В этом учебном году я провела повторную диагностику, которая показала, что интерес к учебе и учебная активность значительно возросли.
Результаты исследований показали, что у детей есть интерес к учебе и учебная активность значительно возросли. Деятельность детей стала более сосредоточенная, более длительное время удерживается внимание учеников во время урока, увеличилась доля самостоятельной деятельности детей.
В классе не осталось детей с повышенным уровнем отвлекаемости.
Таким образом, самостоятельная работа учащихся во всех ее видах и формах помогает глубже и прочнее усваивать материал, приучает детей к наблюдательности, пробуждает познавательную активность и инициативу.
Главное - стимулирует самостоятельно добывать информацию использовать ее в практической деятельности, формирует познавательную активность.
Список используемой литературы
1. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М: 1991
2. Смолкин А.М. Активные методы обучения. М:1991
3. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972
4. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии. С. – Петербург, 1999.
5. Жарова Л.В. “Управление самостоятельной деятельностью учащихся” - Л., - 1982.
6. Пидкасистый П.И. “Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении.” — М, 1980.
7. Шпунтов А.И. Роль учебно-познавательных и воспитательных задач на уроках обучения грамоте// Начальная школа. – 1993.
8. Холодилина М.Н.// Самостоятельная работа на уроках русского языка как средство активизации познавательных интересов.