Понятие об имени числительном. 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цель урока:

  • дать понятие об имени числительном как самостоятельной части речи, раскрыть его семантику, морфологические и синтаксические особенности, показать его речевую функцию;
  • развивать умение “видеть” числительные разных разрядов в тексте, сопоставлять эту часть речи с другими, имеющими значение числа;

Оборудование:

  • экран;
  • мультимедийный проектор;
  • компьютер;
  • учебники.

Форма урока:

  • урок-лабиринт.

Ход урока

I. Оргмомент

II. Вступительное слово учителя

Обратите внимание на тему урока, прочитайте её ещё раз. Кто уже догадался, о чём сегодня пойдёт речь? (начинаем изучать новую часть речи).

Чтобы получить новые знания об имени числительном, мы отправимся в лабиринт, расположенный на острове Крит (вы видите его перед собой – слайд № 2).

– А что такое лабиринт? Чтобы ответить на этот вопрос, заглянем в Древний Крит. Перед вами дворец царя Миноса, который все время перестраивался. План дворца похож на множество запутанных дорожек (слайд № 2).

Итак, Лабиринт (labyrinthus) с греч. "сад блуждания"; в древности название построек и подземных сооружений с многочисленными проходами и с одним лишь входом и выходом; наиболее знаменитый Л.– критский, близ Кносса, жилище чудовища Минотавра (слайд № 3).

Древнегреческому герою Тезею выбраться из лабиринта помогла нить, которую ему дала Ариадна. С давних времен выражение “нить Ариадны” означает “путеводная нить”. Нашей путеводной нитью для прохождения лабиринта будут знания, умения и практические навыки, а девизом урока – слова пословицы “Мир освещается солнцем, а человек – знанием!” На выходе из лабиринта нас ожидают “5” и “4” как высшая награда за знания, умения и навыки.

Итак, сегодня на уроке мы должны узнать теоретический материал по теме, применить полученные знания на практике, показав высшую ступень умения обобщать и систематизировать факты языка. Счастливого пути! Посмотрите на эту схему: таким будет наш путь в лабиринте. (слайд № 4)

III. Объяснение нового материала

Препятствие № 1 “Изучи теорию”

  • В каких ситуациях обычно мы употребляем числительные?
  • Давайте ответим на вопросы анкеты. Какие части речи использовали для ответов? (слайд № 5)
  • Часто ли используют в речи имена числительные? (слайд № 6)
  • Что же обозначают имена числительные? (Работа с учебником “Теория”, параграф 108). (слайд № 7)
  • Какие разряды выделяют среди имён числительных? (слайд № 8, № 9)
  • Как изменяются?
  • Как ведут себя в предложении?

Препятствие № 2 “Немного истории”

  • Кто уже знает, почему некоторые имена числительные получили свои названия?
  • В действительности, каждое название имеет свою историю.

Сообщение 1

Слово сорок в Древней Руси было именем существительным. Оно означало “мешок”. Мешок с сорока соболями служил денежной единицей. В один сорокъ (то есть мешок) вкладывали 4 десятка собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, сорокъ – сначала мешок, затем мешок с 40 соболями (или белками) и, наконец, числительное сорок. (Из “Краткого этимологического словаря” Н.М. Шанского) (слайд № 10)

Сообщение 2

Слово миллион имеет собственного “создателя”. Знаменитый путешественник Марко Поло, посетивший в 13 веке Китай, чтобы передать своё восхищение его несметными богатствами, и придумал слово миллион, которое состоит из итальянского слова милли, означающего “тысяча”, и оне, соответствующего русскому увеличительному суффиксу –ищ– (например, домище). Таким образом, слово миллион дословно соответствует несуществующему в русском языке слову тысячища. (слайд № 11)

Сообщение 3

Древнерусские имена давались не по святцам, а по порядку появления на свет детей. Первыми именами стали числительные. И если в крестьянской семье семеро детей, то их могли назвать так: Первуш, Второк, Третьяк, Четвертак, Пяток, Шесток, Семый. К этим именам добавлялись еще и клички, например: Ждан Первуш (то есть желанный первенец), Неждан Семый (то есть нежеланный седьмой ребенок), Крикун Пяток, Егоза Шесток, Пузан Четвертак, Веселка Третьяк. Эти имена числительные впоследствии стали фамилиями. Во всем мире известен наш многократный чемпион, вратарь-хоккеист Владислав Третьяк. (слайд № 12)

IV. Закрепление изученного

Препятствие № 3 “Реши ребусы”

  • Очень часто имена числительные используют в различных ребусах и шарадах для шифровка слов и информации. Давайте сейчас пройдём следующее препятствие, расшифруем заданные ребусы и запишем получившиеся слова орфографически верно. (слайд № 13)

Прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 клеенку.

40 а, е2, о5, с3ж. (Определите части речи).

Препятствие № 4 “Значение числа”

  • В русском языке не только числительные имеют значение числа. Наша задача – уметь отличать такие числительные от других частей речи, поэтому следующее препятствие так и называется “Значение числа”. (слайд № 14)

Пять или пятёрка – какая разница? Сравните:

Пять монет (сколько?)

Пять тетрадей (сколько?)

Медный пятак (что?)

Пятёрка (что?)

  • Определите части речи в упражнении 395 (самостоятельно, взаимопроверка).

Препятствие № 5 “Синтаксическая роль” (слайд № 15)

  • Спишите фразеологизмы, подчеркните имена числительные как члены предложения:

Два сапога-пара.

Семеро одного не ждут.

Доброе дело три века живет.

Один в поле не воин.

Ура!!! Физминутка!!! (слайд № 16)

Голова неподвижна. Движение только для глаз: 1) закрыть глаза, расслабиться; 2) посмотреть на учителя, потом по кругу, вверх, вправо (в угол), вниз, на учителя, вверх, влево (в угол), вниз, на учителя, "рисовать" глазами восьмерку (за указкой); 3) резко зажмурить глаза, посмотреть на учителя (3 раза); 4) опустить глаза, расслабиться.

Препятствие № 6 “Орфографический футбол” (слайд № 17)

(Класс делится на 2 команды. Учитель бросает каждому игроку мяч и называет слово; учащийся в ответном броске должен дать ответ. Если он неправильный, то команде – гол. Слов должно быть столько, сколько игроков в командах)

Задание

Необходимо употребить названные числительные в форме родительного падежа (1 команда), творительного падежа (2 команда).

45, 74, 68, 135, 476, 2415, 7/8, 450, 396, 90,5848, 1454346, 3/100

  • После игры объявить счёт.

Препятствие № 7 “Готовимся к выполнению домашнего задания” (слайд № 18)

  • Очень часто числительные используются в составе фразеологизмов. Сопоставьте части фразеологизмов, обозначьте имена числительные.

Препятствие № 8 “Итоговая работа” (слайд № 19)

  • Запишите фрагменты стихотворений, обозначьте числительные, определите их разряд (проверка, оценки).

Жили-были
Сима с Петей.
Сима с Петей
были дети.
Пете 5,
а Симе 7 –
И 12 вместе всем.

В.В.Маяковский

Бедный поп
Подставил лоб:
С первого щелка
Прыгнул поп до потолка;
Со второго щелка
Лишился поп языка,
А с третьего щелка
Вышибло ум у старика.

А.С.Пушкин

V. Итог урока

  • Что необычным показалось сегодня на уроке?
  • Понравилось выбираться из лабиринта?
  • Что нового узнали на уроке?
  • Чему научились на уроке?
  • Отметки за работу на уроке.
  • Домашнее задание: §108, упражнение 394 (слайд № 20)

Презентация