Урок рассчитан на 1 академический час и является обобщающим по данной теме.
Цели урока:
- Образовательная: обобщение знаний по теме “Пропорция” (понятие пропорции, свойства пропорции, решение задач на прямую и обратную пропорциональную зависимость).
- Развивающая: развитие логического мышления, памяти, внимания, общеучебных умений, пробуждение и развитие у учеников положительной зависимости от математики.
- Воспитательная: воспитание трудолюбия, взаимопомощи, математической культуры, наделение учащихся применяемыми практическими знаниями, формирующими и увеличивающими их понимание и веру в их личные возможности решать задачи; веру в их математические способности, формирование культивирования и развития индивидуальности ученика (например, творческого потенциала, критицизма, воображения).
Оборудование:
- Диагностическая карта. Приложение №1.
- Раздаточный материал.
- Сигнальные карточки. Приложение №2.
- Презентация к уроку. Приложение №3.
- Проектор, компьютер, экран.
ПЛАН:
Ученикам сообщается тема урока и цель в форме девиза:
“Не тот конь плох, что спотыкается, а тот, что падает”.
I. Устная работа (фронтальная)
Задания:
- Решить пропорцию:
- Клоун объявил, что он составил из членов равенства несколько пропорций:
Публика смеялась, т.к. не все пропорции составлены правильно. Назвать пропорции составленные правильно.
Итог: фронтальное повторение теоретического материала по теме, работа по опорному конспекту. Приложение №3. Слайд 6.
Перед началом письменной работы учащимся сообщается , что при наличии у них свободного времени, ими решается дополнительная задача “Пирамида Хеопса” (оценивается отдельно)
II. Решение пропорций (письменная работа)
Задания:
- Из чисел. Входящих в верное равенство составьте 4 верные пропорции
Ученики пишут и комментируют решение, учитель воспроизводит ответы на доске.
Ученики решают самостоятельно.
Микроконтроль: взаимоконтроль (проверяют и по мере необходимости помогают консультанты)
Ученики комментируют, учитель
воспроизводит.
Ученики решают самостоятельно.
Микроконтроль: взаимоконтроль в парах.
III. Итог II части. Отдых (устная работа)
Задания:
Определить, какой зависимостью связаны величины в задачах?
Составить пропорцию.
Решить пропорцию.
Задача №1: на двух немытых руках сидит 200 микробов. Сколько микробов расположится на 12 немытых руках?
Задача №2: Антон решает 6 задач за 1 час, а Ваня – 2 задачи за 1 час. На выполнение домашней работы, состоящей из задач, Антон затратил 0.5 часа. Сколько времени затратил Ваня на домашнюю работу?
IV. Письменное решение задач
1 вариант
Рабочая тетрадь [2]. №2 стр.55
2 вариант
Рабочая тетрадь [2]. №3 стр.55
Микроконтроль: самопроверка по образцу.
V. Итог I и II части
Тест
- Какие из чисел являются крайними членами пропорции 3:9 = 12:36?
- Какая из пропорций верна?
- Найти неизвестный член пропорции 5: = 3:(1/5)
- За 4 минуты автомат упаковывает 20 коробок. Сколько коробок он упакует за 10 минут? Определить, какой зависимостью связаны величины в задачах?
- В порту три подъёмных крана выполняют
определённую работу за 8 часов. За какое время эту
работу выполнят четыре подъёмных крана?
Определить, какой зависимостью связаны величины
в задачах?
прямая
обратная
3 и 36
9 и 12
3 и 12
9 и 36
8:13=13:8
15:7 = 1/15:1/7
5:6 = 1/12:1/10
3:11 = 3/11:11/3
1/3
3
1/15
35
прямая
обратная
VI. Применение метода пропорции для решения исследовательской задачи вида: “Поездка в машине в компании одного или более попутчиков”.
Ситуация: Родители ездят каждый день на работу на машине, как и их коллеги проживающие рядом. Надо проверить: реально ли уменьшить расходы на транспорт, добираясь до работы вместе?
В первом предложении представляется ситуация (дано условие). А во втором предложении описан диапазон вопросов и проблем, которые мы хотим исследовать. Такую ситуацию можно назвать “ориентированной” (т.е. известно в каком направлении исследовать проблему).
Задача:
Андрей и Борис работают вместе. Ежедневно каждый из них ездит на работу на своей машине
Стоимость проезда на машине составляет 1 руб/км. Таким образом, расходы на одну поездку составляют для Андрея и Борис в 15 и 10 рублей соответственно. Андрей предложил : “Мы сможем сэкономить много денег, добираясь на одной машине!” Сколько денег они могут сэкономить?
Представим, сколько рублей может внести каждый!
Возможные решения.
- Каждый едет на своей машине.
- Они едут на машине Андрея
Андрей платит _____ рублей.
Борис платит _____ рублей.
- Расходы делят пополам
- Друзья разделяют расходы согласно числу человек в машине на каждом участке пути!
- Они делят расходы пропорционально дистанции АР
и БР (имена заменены на заглавные буквы)
Какое решение является оптимальным для обоих друзей?
Для кого это решение более выгодно?
Работа в парах по ролям, затем обсуждение.
VII. Дифференцированное домашнее задание.
У кого все плюсы на диагностической карте, получают на дом задачу на развитие логического мышления № 818 [1]. Остальные – стандартные задачи из учебника [1] № 845, 778, 774.
VIII. Итог урока.
Вопрос: “Что было главным в уроке?”
Вопрос: “Что было интересным?”
Вопрос: “Как прошел урок? Ваша оценка?”
Вопрос: “Кто справился с дополнительным заданием, положите его на стол учителя”
Литература:
- Математика: Учеб. Для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – 15-е изд., перераб. – М.:Мнемозина, 2005.– 288с.: ил.
- Математика: Рабочая тетрадь для 6 класса. Часть 1. / М.В. Миндюк, В.Н. Рудницкая – М.: Издательский Дом “ГЕНЖЕР”, 1998 – 64 стр.