Инновационные технологии реализации компетентностного подхода в системе повышения квалификации учителей

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии


Одним из направлений Плана действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы, утвержденного Правительством РФ 7 сентября 2010 года, является совершенствование учительского корпуса через повышение квалификации педагогических работников.

Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего учителя на современном этапе очевидна для всех. От учителя зависит, насколько интересным, насыщенным будет учебный процесс. Современный учитель- это учитель, способный успешно реализовать компетентностный подход в процессе образования подрастающего поколения. Основным для компетентностного подхода является понятие “компетенция” – готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной ситуации. Ключевыми компетенциями – универсальными – должен обладать каждый выпускник школы. Термин ключевые подчеркивает, что компетенции данного вида являются своего рода ключом к успешной жизни человека в обществе.

При повышении квалификации педагоги должны усвоить всю систему компетенций, обеспечивающих успешный процесс обучения школьников.

Что должен уметь педагог, чтобы успешно реализовать компетентностный подход?

Он должен уметь:

  • связывать преподаваемый предмет с повседневной жизнью и с интересами учащихся;
  • планировать урок с использованием многообразных форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, проектно-исследовательских методов;
  • привлекать для обсуждения жизненный опыт учащихся;
  • привлекать экспертов и специалистов для обсуждения с учащимися тех вопросов, в которых он сам недостаточно компетентен;
  • демонстрировать ученикам пример реальных людей, литературных персонажей;
  • оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.

В настоящее время наблюдается несоответствие уровня подготовки педагогов современным требованиям. Это позволяет утверждать, что одним из приоритетных направлений развития педагогического образования должно стать совершенствование профессиональной компетентности педагогов, которая позволит повысить эффективность процесса обучения и воспитания. Личность педагога, его профессиональная компетентность и социальная зрелость на сегодняшний день оказываются наиболее важными условиями обеспечения эффективности процесса обучения и воспитания.

Таким образом, в настоящее время актуальным является поиск таких форм повышения квалификации и их сочетаний, которые в максимальной степени будут способствовать становлению ключевых компетенций педагогов:

  • овладение основами педагогической и творческой деятельности (индивидуальная компетенция);
  • овладение элементарными способностями по самопроектированию, самореализации и рефлексии (самостроительная компетенция);
  • овладение коммуникативной деятельностью по само- и взаимопомощи в общественной жизни (коммуникативная компетенция);
  • овладение навыками исследовательской деятельности (поисково-исследовательская компетенция);
  • овладение способами составления проектов и программ (проектировочная и программная компетенция).
  • компетенции информационных технологий и др.

В нашей школе в течение 4-х лет реализуется инновационный проект “Формирование и развитие профессиональной компетентности современного учителя в условиях реализации компетентностного подхода”, что позволило школе приобрести статус областной экспериментальной площадки и стать федеральной стажерской площадкой по проекту “Сетевая школа управленческих кадров общего образования”.

В рамках реализации данного проекта ведется целенаправленная систематическая работа по повышению квалификации педагогов, которая включает в себя несколько направлений деятельности:

1) создание педагогических лабораторий учителей.

Лаборатория является научно-исследовательским подразделением образовательного учреждения, в которой развитие стало объективной необходимостью, а соединение образовательных процессов с инновационной и исследовательской деятельностью – нормой деятельности педагогических работников, осваивающих новые образовательные области, новые методы работы, новые технологии. В школе созданы 6 пед.лабораторий:

  • “Исследование”
  • “Медиатехнологии”
  • “Здоровьесбережение”
  • “ФГОС НОО”
  • “Основы православной культуры”
  • “Одаренный ребенок”

2) проведение методических семинаров и практикумов для учителей.

Цель их проведения - повышение профессиональной компетентности преподавателей в вопросах модернизации образования. В учебном году запланировано несколько семинаров:

  • “Планируем будущее”
  • “Методология использования современных образовательных технологий в образовательном процессе как фактор реализации компетентностного подхода”
  • “Формирование и развитие профессиональной компетентности современного учителя”
  • “Инновационные образовательные технологии, обеспечивающие высокое качество образования”
  • “Развитие личности обучающегося на основе усвоения им универсальных учебных действий”

3) проведение научно-практических конференций учителей “Знания. Опыт. Поиск”.

Здесь учителя делятся своим опытом использования в учебно-воспитательном процессе новых образовательных технологий, форм и методов преподавания; а также участвуют в обсуждении актуальных проблем системы образования. Проводятся конференции дважды в год.

4) педсовет как одна из форм работы учителя над повышением профессионального мастерства.

В течение года проходит 5 педагогических советов:

  • август – планирование;
  • ноябрь, декабрь, март – тематические педагогические советы, они определяются на августовском педагогическом совете и вытекают из проблем, выявленных при анализе работы в мае. Все они направлены на достижение цели работы школы.
  • май – анализ результатов работы школы в учебном году и на данном этапе экспериментальной работы в школе.

5) повышение квалификации учителя через вовлеченность в работу методических объединений.

На этих встречах педагоги обмениваются новинками в области их предметной (профессиональной) компетенции, обсуждают и ищут пути продвижения каждого педагога, кафедры и школы. Заседания МО проходят 1 раз в месяц.

6) повышение квалификации учителя в ходе работы над темой по самообразованию.

Выбор темы по самообразованию часто начинается с определения педагогом проблем в своей профессиональной деятельности и, соответственно, направления её совершенствования. Все темы, выбранные педагогами, соответствуют школьной методической теме, обсуждаются и утверждаются на заседании МО. Составляется план работы над темой по самообразованию, выбирается форма отчетности над работой по теме, в конце года демонстрируются результаты работы над темой, проводится анализ работы.

7) создание портфолио каждого педагога.

Чтобы увидеть динамику профессионального развития педагога, составить объективные суждения о его профессиональной деятельности, создается портфолио учителя, которое представляет совокупность индивидуальных достижений педагога и имеет следующую структуру:

  • Портфолио документов
  • Портфолио достижений
  • Портфолио работ

Регулярное и системное заполнение портфолио помогает учителю систематизировать и анализировать свою работу. Является хорошим ориентиром при составлении аргументированного аттестационного заявления.

8) поддержка молодых учителей.

Организации работы Школы молодого специалиста.

Цель ШМС: обеспечение прохождения этапа первоначального освоения специальности и новых функциональных обязанностей с минимальными психологическими трудностями, создание условий для максимально быстрого включения молодых педагогов и вновь прибывших специалистов в образовательный процесс образовательного учреждения.

9) курсы повышения квалификации учителей.

При большой загруженности учителя в настоящее время очень актуальными становятся дистанционные курсы повышения квалификации - учиться, не выходя из дома.

Планируется ввести систему сертификатов на переподготовку для учителей, чтобы сами учителя могли выбирать, где им повышать квалификацию - в институте повышения квалификации, ведущих университетах, в научных центрах страны или на базе передовых школ.

10) сетевое взаимодействие учителей в Интернете.

Эффективны возможности сети Интернет для формирования у педагогов их профессиональных компетенций: участие в виртуальных круглых столах, обсуждение размещённых материалов на сайте Сети творческих учителей, представление результатов своей работы в материалах всероссийского фестиваля педагогических идей “Открытый урок” и т.д.

11) Публикации педагогов в научных, методических сборниках и изданиях.

12) Участие в городских, региональных, всероссийских конкурсах, семинарах, конференциях учителей.

Реализация компетентностного подхода в системе повышения профессионального мастерства учителя является неотъемлемой частью модернизации образования, т.к. основой формирования компетенций подрастающего поколения является система тех компетенций, которые усвоили их педагоги. Очевидно, для успешного применения компетентностного подхода в системе общего образования этот подход должен быть прежде всего реализован в системе повышения квалификации педагогов – специалистов учреждений общего среднего образования.